.454) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник сейсмических сигналов | 1983 |
|
SU1125567A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1977 |
|
SU894636A1 |
Способ сейсмической разведки | 1980 |
|
SU890298A1 |
Сейсмический мобильный вибратор | 2018 |
|
RU2682975C1 |
Широкополосный сейсмический вибратор | 1989 |
|
SU1817051A1 |
ВИБРАЦИОННЫЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ | 2002 |
|
RU2204847C1 |
Система управления вибрационным источникомСЕйСМичЕСКиХ СигНАлОВ | 1978 |
|
SU802883A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 1991 |
|
RU2014636C1 |
Источник сейсмических волн | 1989 |
|
SU1728819A1 |
Вибрационный источник сейсмических сигналов | 1981 |
|
SU949582A1 |
Изобретение относится к вибрациюнным источникам сейсмических сигналов с электрогидравлическим приводом .
Известен источник сейсмических сигигшОв, в котором ходовая часть транспортного средства выполнена в виде полозьев, жестко связанных с . возбудителем вибргщйй, что позволяет производить излучение сейсмического сигнала при дви сении источника t-
Однако источник имеет большой вео и недостаточную жесткость излучающих полозьев, устройство характеризуется также невозможностью использования самоходной трансАортной базы, значит ел ьньвии помехалет, создаваелвяи источником при работе.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является источник сейсмических сигналов, включающий транспортное средство, из лучаЮ|даепопозья, соединенные с ним через устройства виброизопяции, возбудитель вибраций с реактивной, массой, жестко установленный на излучакхцих полозьях, блок питания и систему управления. В этом источник транспортное средство с ходовой , частью выполнено в виде жестко свяванных с воз будит елем. излу чакяцих полозьев, причем ходовая часть источника снабжена дополнителыйлш полозьями, виброизолированными от возбудителя вибрации и шарнирно связанными с излучающими полозьями. Статическая нагрузка на излучающие полозья передается через виброизолйрующие устройства, выполненные в виде
10 пневмоопор J.J).
Недостатками известного источника являются изменение статической поцгрузки излучающих полозьев при движении по неровному профилю, что вызыва15 ет отрыв излучающих полозьев от грунта при превышении дннакической наг грузкой статической подгрузки полозьев, искажения по форме и фазе излучаемых сигналов и,как следствие,
20 снижение сейсмической эффективности, низкая проходимость и маневренность при использовании в качестве дополнительных полозьев ходовой части самоходного транспортного средства
25 (например, гусеничного -трактора).
Цель изобретения - повыаенйе эффективности источника nyr&w обеспечв ния заданного прижатия излучгшхдах полозьев к поверхности земли в про30 цессе движения транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем что источник сейсмических сигналов, включающий транспортное средство, излучающие полозья, возбудитель вибрации с реактивной массой, жестко установленн(лй на излучающих полозьях блок питания и систему управления, Ьнабжен соединенными между собой блоком измерения амплитуды динамического усилия и регулятором статической псдгрузки установленным на полозьях. Кроме того, блок измерения амплитуды динамического усилия выполнен в виде измерителя ускорения, установленного на реактивной массе, а регулятор статической подгрузки излучающих полозьев выполнен в виде гидравлического цилиндра с регулятором давления, соединенного с блоком питания.
На чертеже изображена конструкция источника сейсмических сигналов.
Источник состоит из самоходного транспортного средства 1 с жесткой рамой 2, на которой расположены блок питания 3 и система управления 4. Вобудитель вибраций 5 с реактивной массой б жестко закреплен на излучающих полозьях 7,. которые связаны с рамой 2 через устройства виброизоляции 8/( например, пневмоопорыJi и гидроцилиндры 9, Полости гидроцилиндров 9 соединены с блоком питания 3 через регулятор статической подгрузки 10, На реактивной массе б установлен блок измерения амплитуды динамического усилия 11, электрически связанный с регулятором статической подгруки 10.
Источник работает следующим образом.
В транспортном -положении блок питания 3.и возбудитель вибраций 5 находятся в нерабочем положении. При этом через гидроцилиндры 9 статическая подгрузка на излучающие полозья не передается и действует только, масса самих полозьев и возбудителя . вибраций. Это обеспечивает хорошую проходимость и высокую маневренность источника. Когда источник находится на профиле, блок питания 3, система управления 4 и возбудитель вибраций
5приводятся в рабочее-положение. .Однако, когда еще нет команды с сёйсмостанции на подачу сейсмического сигнала (колебания возбудителя вибраций 5 и связанных с ним полозьев
6по заданному закону изменения частоты) , электрический сигнал на выходе блока измерения 11 отсутствует, поэтому давление рабочей жидкости
в гидроцилиндры 9 не подается, излучамщие полозья 7 статически не погружены. При подаче сигнала на начало развертки, реактивная масса б возбудителя вибраций 5 и полозья начинают колебаться в противрфаза.
На выходе блока измерения 11 появ ляется сигнал, пропорциональный а мплитуде динамического усилия полозьев 7 на грунт, который подается на регулятор статической подгрузки 10. с .Регулятор 10 выполнен в виде
электрически управляемого регулятора давления. Под действием электрического сигнала от блока измерения 11 регулятор 10 повышает пропорциональQ но величине сигнала регулятор в гидроцилиндрах 9. При этомполозья 7 поджаты статической подгрузкой, больше динамической на определенную величину, установленную наладкой регулятора. При изменении динамического
5 усилия соответственно изменяется и : статическая погрузка, так что последняя все время превышает максимальную динамическую нагрузку. По, окончании сигнала развертки прекращается дви0 жение реактивной массы и соответственно снимается статическая подгрузка излучающих -полб зьев.
Блок измерения амплитуды динамического усилия 11 выполнен в виде
5 измерителя ускорения, установленного на реактивной массе б. Так как при реактивном способе возбуждения сила, Действу{ощая на грунт, равна по величине силе, действующей на
0 реактивнуд) массу, она может быть вычислена по формуле
F та,
где m - величина реактивной массы; 5 3. - ускорение реактивной массы.
Таким образом, сигнал на выходе измерителя ускорения, установленного на реактивной массе, пропорционален динамическому усилию, действующему на 0 грунт.
Так- как статическая погрузка действует только при работе возбудителя вибраций, то значительно повышается маневренность источника и проходимость -в тяжелых дорожных условиях, что приводит к повышению эффективности его работы..
Конструкция источника позволяет использовать в качестве базы самоходное транспортное средство и излучать сейсмическую энергию при его движении.
Формула изобретения
возбудитель вибраций с реактивной массой, жестко установленный на излучающих полозьях, блок питания и систему управления, отличающийс я тем, что, с целью повышения эффективности источника путем обеспечения заданного прижатия излучающих полозьев к поверхности земли в про- .. цеесе движения транспортного средства, источник снабжен соединенными между собой блоком изкюрения амплитуды динамического усилия и регулятором статической подгруэки, установленным на полозьях.
868668, кл. G 01 V 1/02, 1980 (прототип),
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1981-04-08—Подача