Обучающее устройство Советский патент 1983 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU997072A1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для обучения оператора сложному алгоритму работы.

Известные устройства, содержащие формирователи импульсов, алфавитноцифровые преобразователи, узлы управления, индикации и регистрации, не производят полного преобразования буквенного текста в речевой поток

СИ., и C3J.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению являетс; устройство, имеющее в cjioeM составе формирователь Сигнёша шгквенного текста, представляющий собой; блок ввода учебной информации, преобразователь сигнала буквенного текста в фонемный (СОД, преобразо)ватель фонемного кода в функцию площади, акустический фонемш:1й синтезатор, представляющий собой блок предъявления учебной инфо1П1ации 43.

Основной недостаток прототипа ключается в невозможности использог вания его при обучении оператора сложному алгоритму работы.

. Цель изобретения - расишрение дидактических возможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода учебной информации и последовательно включенные алфавитно-цифровой преобразователь, преобразователь код - аналог и блок предъявлений учебной информации, введены последовательно включенные генератор и ключ, выход которого соединен со

10 входом блока ввода учебной информации, последовательно соединенные первый инвертор и первая триггер, которого подключен ко второму входу ключа, последовательно включенные дешиф15ратор и першей злемент ШШ, выход которого соединен со вторым входом первого триггера, второй эле нтИЛИ и последовательно вк гоченш1|е второй инвертор,второй триггер, первый блок

20 ключей, блок элементов ИЛИ, регистр и втсфой блок ключей, выход которого соединен со входсм алфавитно-цифрового преобразователя, а второй вход с выходом второго триггера, второй

25 вход которого соединен с выходом втоIporo злемента ИЛИ, первый вход кото-.

iporo является входом устройства, а втсфс вход соединен с первьо выходом блока ввода учебной информации,

30 подключенньвх ко второму входу первого элемента ИЛИ, вход первого инвер тора является входом устройства, вхо второго инвертора подключен к выходу дешифратора, второй вход первого блока ключей соединен с выходом per гкстра, второй выход блока ввода . уучебной информации. подключен к вхо ду дешифратора и второму входу блок элементов ИЛИ. . На чертеже изображена функциональ (ная схема устройства. Обучающее устройство содержит интерфейс 1 ввода, узел 2 памяти, элементы 3-5 ИЛИ, блок 6 элементов ИЛИ, триггеры 7 и 8, ключ 9, блок 10 и 11 ключей, генератор 12 импульсов считывания, инверторы 13 и 14, рехистр 15, дешифратор 16 (мет ки конца фрезы ), алфавитно-цифровой преобразователь 17 (сигнала буквенного текста в фонемный код), преобраэователь 18 код - аналог (фонемного кода в функцию площади }, узел 2 и элемент блок 19 предъявления учебной информации и ( акуст. 1еский фонемный синтезатор ) интерфейс 1 объединены в блок ввода учебной информации . . Обучающее устройство работает следующим образом. Исходная информация для синтеза речевых образцовВ виде буквенных кодов хранится в узле 2, предварительное запоминание которой производится через интерфейс с внешнег устройства ( дисплей, электрическая печатающая мшиинка, процессор ЭВМ и т.д. ),Перед предв-арительным запоминанием с первого управляющего , хода интерфейса 1 через первые вход элементов ИЛИ 3 и 4 на первые входы триггеров 7 и 8 выдается импульс го товности, при этом триггеры 7 и-8 У танавливаются в единичное состояние и запирают ключ 9 и блоки 10 и 11. В результате этого импульсы считыэания с выхода генератора 12 не пос тупают на вход управления узла 2, а регистр 7 обнуляется иэ-за отсутств перезаписи информации через блок 10 и элемент ИЛИ 6. Блок 11 препятству участию считываемых кодов с рвгистра 15 в формировании.речевых образов Управление записью буквенной информации в узел 2 производятся с помощью синхроимпульсов, которые поступают с внешнего устройства чврез некоторый временной интервал по ле импульса готовности со второго управляющего выхода интерфейоа 1 через второй вход элемента ИЛИ 5 на управляеи«лй вход узла 2 памяти. Собственно синтез отдельной фраз (, команды ) начинается с приходом на вход элемента 4 прямоугольного импульса положительной полярности, ко торый передним фронтом через второй вход злемента ИЛИ 4 устанавливает триггер 8 в единичное состояние, воспрещая этим перезапись информации в регистре 15 через блок 10 и элемент ИЛИ 6, а также воспрещая формирование речевых образов, поскольку ключи блока 11 закрыты. Прямоугольный импульс со входа устройства поступает через инвертор 13 на второй вход триггера 7 и устанавливает его в нулевое состояние. В результате этого импульсы считывания с выхода генератора 12 проходят через ключ 9 и первый вход элемента ИЛИ 5 на y.пpaвляe влй вход узла 2. Импульсы считывания опрашивают информацию, которая с выходов узла 2 подается через вторую совокупность входов элемента ИЛИ 6 на вход регистра°15. Параллельно информация с выходов узла 2 подается на входы дешифратора 16. При появлеиии метки конца фразы дешифратор 16 выдает прямоугольный импульс положительной полярности через второй вход элемента ИЛИ 3 на первый вход триггера 7 и устанавливает его в единичное состояние, при этом ключ 9 запирается для прохождения импульсов считывания с выхода генератора 12 на управляемый вход узла 2 через элемент ИЛИ 5. Кроме того, этот прямоугольный импульс через инвертор 14 используется для обнуления триггера 8, разрешая тем самым синтез речевьЕк образов, поскольку влоки 10 и 11 открываются и происходит перезапись информации из регистра 15. Считывание буквенной информгщии с регистра 15, как указывалось, происходит и в1ульса|«1 считывания с выхода генератсч а 12. Информация поступает через блок 11 в преобразователь 17 и далее через преобразователь 18 в блок 19. При этом осув№ствляется переход от печатного теста к дискретным символам фонемного кода с данным об основном тоне и длительности. По данным фонемного кода. происходит формирование функций плоцгщи в формирования участко речевого тракта, а по этим функциям пловадн .обеспечивается синтезирование речевого сигнала. Поскольку паралл ьно с выдачей на синтез речи информация в регистре 15 перезаписывается, фраза (команда) блоком 19 повторяется необходимое число раз. Прямоугольным импульсом с выхода устройства триггер 8 через элемент ИЛИ 4 переводится в едииичное состояние, запирая ключи блоков 10 и 11 и тем саАшм обнуляя регистр 15, а триггер 7 через инвертор обнуляется, открыц.ая тем самым ключ 9 для прохоящения импульсов считывания с выхода генератора 12 на управляемый вход узла 2. через элемент ИЛИ 5. В результате этого узла 2 считывается следугацая фраза ( кома да ), которая в виде буквенных кодов записывается в регистре 15. Цикл синтез а речи повторяется, . Пря14оу голь ныв импульс со входа устройства может выуц ваться либо по инициативе оператора нажатием кнопки, либо по инициативе внешнего уст ройства при правильном выполнении оператором тех иЛн иных операций по команде, выцанмой обучакцимустройст вом в прерьшуцем цикле синтеза. Применение обучающего устройства позволяет обуспечить при необходи мости многократное автоматическое повторение синтезированной фразы команды беспе ить сменность хранимой информации, предназначенной, для синтеза речевых образов. Таким .образом, конструкция предлагаемого изобретения позволяет применить его в качестве контактного устройства обучения оператора сложному алгоритму р«1боты, что выголно отличает его от суцествуюцих овучаюцих устройств Формула изобретения Обучапцее устройство, содержащее блок ввода учебной инфсфмации и последовательно включенные алфавитноцифровой преобразователь, преобразователь код аналог и блок предъявления учебной информации, отличающее с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные генератор и ключ, выход которого соединен с входом блока ввода учебной информации, последовательно соединенные первый инвертор и первый триггер, выходкоторого подключен к второму входу ключа, последовательно включенные дешифратор и первый элемент ИЛИ, выход которого соединен с вторым входом первого триггера., второй элемент ИЛИ и последовательно вKjw)чемныё второй инвертор, второй триггер, пергадй блок ключей, блок алементов Язал, регистр и второй блок ключей, выход которого соединен с входом гшфавитно-цифрового преобразователя, а вход -, с выходом второго триггера, 1|торой вход котсфого соединен с выходом второго элемента ИЛИ, первый ход является входсми устройства, а второй вхоуц совдагаеи с первым выходсж блок-я ввсяа учебной ияформгщии, подключемшм к BTopcMQT Bxcgtiy первого элемента ИЛИ, вход первого инвертора , является входом устройства, вход вто-, рого инвертора подключен к выходу дешифратора второй вход первого блока ключей соединен с выходом регистра, второй выход, блока ввода учебной информации подключен к входу дешифратора и второму входу блока элементов ШШ. Источники ннфс Енкгщии, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 591909, кл G 09 В 7/02, 1978. 2.Патент США 1 3803358, . кл. G 09 В 7/02, опублик. 1973. 3.Патент Японии И, 48-30766, кл. G 09 В 7/02, опублик. 1973. 4.Автсчжкое свидетельство СССР 563689, кл. G 09 В 7/02, 1978 .. (прототипJ.

Похожие патенты SU997072A1

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1982
  • Базик Михаил Васильевич
  • Вдовенко Владимир Николаевич
  • Сорокин Владимир Георгиевич
SU1086450A2
Устройство для графического отображения синтезируемой устной речи 1986
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1411802A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1223270A1
Обучающее устройство 1979
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Кутас Виталий Георгиевич
  • Плюснов Михаил Васильевич
SU862171A1
Тренажер оператора автоматизированной системы управления 1981
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Лисунов Владимир Викторович
  • Чижов Александр Юрьевич
SU983738A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИНТЕЗА РЕЧЕВЫХ СИГНАЛОВ 1991
  • Евченко А.И.
  • Горемыкин А.И.
  • Извозчиков С.В.
  • Шестаков С.А.
RU2020608C1
Пульт учащегося для устройства обучения языкам 1985
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1354235A1
Адаптивное устройство для обучения языкам 1987
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1441445A1
Обучающее устройство 1980
  • Александров Владимир Константинович
  • Зубко Виктор Иванович
SU890427A1
Обучающее устройство 1982
  • Пилипейко Леонид Григорьевич
  • Ильин Олег Павлович
SU1032473A1

Иллюстрации к изобретению SU 997 072 A1

Реферат патента 1983 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 997 072 A1

SU 997 072 A1

Авторы

Базик Михаил Васильевич

Вдовенко Владимир Николаевич

Сорокин Владимир Георгиевич

Даты

1983-02-15Публикация

1981-06-22Подача