Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, в частности к приборам для тренировки зрительных функций.
Наиболее близким по технической сущности является устройство для повышения различительной способности глаза, содержащее проекционный экран, тест-объект, цветные светофильтры и источник света с приспособлением для регулирования освещенности экрана.
Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет с достаточной степенью точности индивидуализировать уровень освещенности для тренировок. Тренировки не позволяют осуществлять стимуляцию фоторецепторов сетчатки, так как не предусмотрен источник гиперосвещенности длительного действия. Устройство может использоваться для тренировок только в зоне ближнего видения, в то время как для получения стойкого эффекта повышения остроты зрения необходимы тренировки во всех зрительных рабочих зонах.
Изобретение позволяет осуществлять комплексные тренировки путем воздействия на нейрорецепторы сетчатки, аккомодацию глаза на фоне психологической стимуляции.
Это достигается тем, что устройство для повышения различительной способности глаза, содержащее проекционный экран, тест-объект, цветные светофильтры и источник света с приспособлением для регулирования его яркости, снабжено двумя дополнительными источниками света, связанными с приспособлением для регулирования яркости, цветные светофильтры: красный, зеленый, синий и желтый, выполненные с возможностью их поочередной установки перед проекционным экраном, а приспособление для регулирования яркости источников света выполнено в виде выносного пульта управления.
На фиг. 1 показано устройство для повышения различительной способности глаза, общий вид; на фиг. 2 - приспособление для регулирования яркости; на фиг. 3 - расположение источников света.
Устройство состоит из корпуса 1, проекционного экрана 2, таблицы 3 с тестовыми фигурами, источника света 4, отражателя 5, дополнительных источников света 6 и 7, стоек 8 и 9, приспособления 10 для регулирования яркости с измерительной шкалой 11 и ручкой регулировки 12, имеющей стрелку 13, сменных светофильтров 14, направляющих 15, рукоятки для переноски 16, разъема 17, соединительных проводов 18-20, соединительного кабеля 21 с ответной частью разъема 17, провода сетевого питания 22, крепежных винтов 23. На задней панели корпуса 1 выполнены вентиляционные прорези 24.
Устройство подготавливается к работе следующим образом. Пациент устанавливает прибор на столе (см. фиг. 1) и с помощью крепежных винтов 23 и рукоятки для переноски 16 устанавливает требуемый угол наклона проекционного экрана 2 так, чтобы было удобно смотреть на него с расстояния 5 м в положении сидя. Далее он подсоединяет ответную часть разъема 17 кабеля 21, идущего от приспособления 10 для регулирования яркости к разъему 17, расположенному на задней панели корпуса 1. Провод сетевого питания 22 включается в сеть напряжением 220 В, 50 Гц. В ближние к проекционному экрану 2 прорези направляющих 15 вставляется таблица 3, содержащая тестовые фигуры, соответствующие по угловым размерам и пространственно-частотному спектру оптотипам таблицы для проверки остроты зрения Головина-Сивцева.
Пациент садится напротив устройства на расстоянии 5 м от проекционного экрана 2, держа в руках приспособление 10 для регулировки яркости (см. фиг. 2). Поворачивая ручку регулировки 12 до щелчка он включает устройство, при этом напряжение питания подается через разъем 17 и кабель 21 на схему приспособления 10 для регулирования яркости, а с ее выхода через кабель 21 и разъем 17 по соединительным проводам 18-20 на источник света 4 и дополнительные источники света 6 и 7, расположенные справа и слева на стойках 8 и 9 в корпусе 1 (см. фиг. 3). Отражатель 5, установленный за источниками света, служит для более равномерной засветки проекционного экрана 2, представляющего собой матовое стекло. Поворачивая ручку регулировки 12 (см. фиг. 2) в сторону увеличения напряжения на выходе приспособления 10 для регулирования яркости и тем самым увеличивая яркость всех трех источников света 4, 6 и 7, пациент подбирает такой уровень освещенности, при котором тестовые фигуры на таблице 3 различаются наиболее отчетливо. Данный уровень освещенности регистрируется пациентом по положению стрелки 13, имеющейся на ручке регулировки 12, относительно делений измерительной шкалы 11. Запоминается также та строка таблицы 3, которая соответствует максимальной разрешающей способности пациента при выбранном им оптимальном уровне освещенности.
После проведения описанных подготовительных действий начинается процесс тренировки по повышению различительной способности глаза. Тренировка заключается в том, что пациент, сосредоточив свое внимание на строке таблицы 3, соответствующей порогу его разрешающей способности, поворотом ручки регулировки 12 приспособления 10 для регулирования яркости начинает плавно уменьшать уровень яркости источников света 4, 6 и 7, стремясь сохранить четкое видение объектов в условиях пониженной освещенности. По достижении уровня освещенности, при котором знаки уже не различаются, тренирующийся возвращает ручку регулировки 12 в положение, соответствующее оптимальной освещенности, а затем медленно увеличивает яркость источников света 4, 6 и 7 поворотом ручки 12 в другую сторону, выполняя ту же зрительную работу, что и при уменьшении освещенности. При получении эффекта "затуманивания", либо достижении предельного уровня яркости источников света 4, 6 и 7 ручка регулировки 12 возвращается в исходное положение. В случае, если оптимальный уровень освещенности соответствует максимальному, тренировки проводятся только в сторону уменьшения освещенности. После 5-7 мин тренировок пациент устанавливает сменный светофильтр красного цвета в дальние от проекционного экрана 2 пазы направляющих 15 и снова занимается 5-7 мин в условиях предъявления тестовых фигур на красном фоне. Аналогично выполняется тренировка с зелеными, синими и желтыми светофильтрами.
В том случае, если пациент имеет низкую остроту зрения и не может отчетливо прочитать самую верхнюю строку таблицы 3 при каком-либо из возможных уровней освещенности, ему необходимо уменьшить расстояние до проекционного экрана 2.
Тренировки проводятся ежедневно с чередованием зон зрительной работы: монокулярно и бинокулярно в зоне дальнего видения и только монокулярно в зоне ближнего видения. При тренировках в зоне ближнего видения таблица 3 с тестовыми фигурами заменяется на другую таблицу, имеющую оптотипы меньших угловых размеров.
Курс тренировок включает 30-40 сеансов занятий. Их эффективность оценивается по увеличению остроты зрения и по расширению диапазона освещенностей, который соответствует количеству делений по шкале 11, при котором сохраняется четкое видение строки с пороговыми угловыми размерами тестовых фигур.
Устройство может применяться в амбулаторных условиях в комплексном лечении различных форм амблиопии, дальнозоркости, для профилактики близорукости, а также для аутотренинга в домашних условиях лиц с повышенной утомляемостью зрения. (56) Авторское свидетельство СССР N 149184, кл. A 61 F 9/00, 1961.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА | 1994 |
|
RU2045941C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА | 1994 |
|
RU2045943C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА | 1994 |
|
RU2045942C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СПЕКТРАЛЬНОЙ ОПТИКО-РЕФЛЕКТОРНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЗРЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2174382C1 |
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2018 |
|
RU2723375C2 |
Способ ослабления динамической рефракции глаза в зоне дальнего видения | 1985 |
|
SU1425120A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ЗРЕНИЯ | 1995 |
|
RU2089088C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА | 1997 |
|
RU2100990C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОСТРОТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ | 2013 |
|
RU2542079C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРОФОБУЧЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ - ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2416823C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, в частности к приборам для тренировки зрительных функций. Сущность изобретения заключается в том, что устройство для повышения различительной способности глаза, содержащее проекционный экран, тест-объект, цветные светофильтры и источник света с приспособлением для регулировки яркости, снабжено двумя дополнительными источниками света изменяемой яркости. Цветовые светофильтры установлены перед проекционным экраном с возможностью их переустановки, а приспособление для регулирования яркости источников света выполнено в виде выносного пульта управления. 3 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ГЛАЗА, содержащее проекционный экран, тест-объект, цветные светофильтры и источник света с приспособлением для регулировки его яркости, отличающееся тем, что устройство снабжено двумя дополнительными источниками света, связанными с приспособлением для регулирования яркости, цветными светофильтрами: красным, зеленым, синим и желтым, выполненными с возможностью их поочередной установки перед проекционным экраном, а приспособление для регулирования яркости источников света выполнено в виде выносного пульта управления.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1991-04-19—Подача