СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 1995 года по МПК B64D37/00 

Описание патента на изобретение RU2034752C1

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), а именно к системам опорожнения топливных баков ЛА, преимущественно баков воздушно-космических самолетов (ВКС).

Известен способ аварийного опорожнения баков ЛА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя (РД) при определенном соотношении расходов окислителя и горючего.

Недостаток известного способа ограниченность его применения: опорожнение топливных баков занимает много времени, что в случае ВКС является критическим фактором; сокращение же указанного времени за счет увеличения расходов окислителя и горючего привело бы к форсированию тяги двигателя, что недопустимо по соображениям нагрузок на конструкцию ВКС, обеспечению маршрута вывода на запасной аэродром и т.д.

Технической задачей изобретения является расширение области применения способа аварийного опорожнения топливных баков ЛА.

Техническая задача достигается тем, что в способе аварийного опорожнения баков ЛА, включающем подачу топлива через рабочий тракт бортового РД при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5-15 раз от величины на номинальном режиме полета.

Кроме того, топливо может подаваться частично в зону горения тяговой камеры бортового РД, а частично в сопловой насадок или на выход из него.

По данному способу опорожнение баков выполняют в две операции. Вначале устанавливают расход окислителя через РД из 10% выше расчетного рабочего и расход горючего в 4 раза ниже рабочего (т.е. паpаметр К превышает номинальную величину в 4,4 раза). В этих условиях РД развивает тягу около 50% от номинальной величины, что объясняется снижением энергетических характеристик реактивного топлива при переизбытке окислительных элементов. Указанный режим выдерживают 5,5 мин, в течение которых расходуют 60% кислородного окислителя и 14% водородного горючего. Затем РД переключают в режим работы на переобогащенном топливе, устанавливая К 0,46 Кном и номинальный рабочий расход горючего. Этот режим, тяга РД на котором составляет 50% от номинальной величины, поддерживают 8,5 мин, расходуя полностью остаток топлива в баках. Суммарное время опорожнения баков данным способом занимает около 14 мин, что на 6 мин меньше, чем для известного способа.

При аварийном опорожнении топливных баков по данному способу можно подавать в зону горения тяговой камеры через форсуночную головку только часть топлива, в то время, как оставшуюся часть подавать в сопловой насадок тяговой камеры и (или) на выход из него. При этом форсуночную головку можно, например, задросселировать по расходам окислителя и горючего на 50% относительно номинального режима, что не представляет особых трудностей, а в сопловой насадок (через специальный пояс отверстий) подать дополнительно горючее расходом 60% от номинального. Результирующее значение К, достигаемое в этом случае для расходуемого через РД топлива, составляет 0,46 Кном, что соответствует приведенному выше примеру.

Похожие патенты RU2034752C1

название год авторы номер документа
МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1992
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2027638C1
СПОСОБ ВРЕМЕННОГО УПРОЧНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 1992
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2033947C1
СПОСОБ ЗАПУСКА МНОГОРАЗОВОЙ АВИАКОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Перницкий Сергей Иосифович
RU2046076C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1992
  • Григорович Александр Михайлович
  • Иванов Геннадий Сергеевич
  • Иноземцев Никита Николаевич
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2005673C1
СПОСОБ ВЫСОТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГИ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Кузьмич Борис Григорьевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
  • Старков Владимир Кириллович
RU2076938C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОМОЩЬЮ СТАРТОВОЙ ТЕЛЕЖКИ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1991
  • Макаров В.А.
  • Прищепа В.И.
RU2046071C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА НА ОРБИТУ 1993
  • Макаров Валентин Алексеевич
  • Перницкий Сергей Иосифович
  • Перницкий Сергей Сергеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092399C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА 1994
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2088787C1
ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ РАКЕТНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Буканов Владислав Тимофеевич
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2119081C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ МНОГОКАМЕРНЫЙ РАКЕТНЫЙ АППАРАТ НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Бахмутов А.А.
  • Буканов В.Т.
  • Клепиков И.А.
  • Прищепа В.И.
RU2156874C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к системам опорожнения их топливных баков. Техническая задача - расширение области применения способа. Способ включает подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающимся от величины на расчетном режиме полета. Соотношение может попеременно увеличиваться по сравнению с расчетным режимом полета. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 034 752 C1

1. СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающийся тем, что соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5 15 раз от величины на номинальном режиме полета. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что топливо подают частично в зону горения тяговой камеры бортового реактивного двигателя, а частично в сопловой насадок и/или на выход из него.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2034752C1

Под редакцией В.Г.Александрова Справочник авиационного инженера, М.: Транспорт, 1977, с.32.

RU 2 034 752 C1

Авторы

Перницкий Сергей Иосифович

Прищепа Владимир Иосифович

Макаров Валентин Алексеевич

Даты

1995-05-10Публикация

1992-07-30Подача