Изобретение относится к машиностроительной промышленности, а конкретно к механизмам, предназначенным для изменения вращения ведущего или ведомого вала.
К таким механизмам относится коробка передач, которая широко применяется в транспортных, сельскохозяйственных и строительных машинах, а также в станках.
Коробка передач содержит корпус, приводной механизм для перемещения шестерен, направляющий узел для перемещения блока шестерен.
Наличие обязательной пары шестерен для каждой передачи усложняет конструкцию коробки и увеличивает ее размеры.
Цель изобретения - сокращение габаритных размеров коробки передач.
Поставленная цель достигается тем, что коробка передач, содержащая расположенные в корпусе ведущий и ведомый валы, блоки шестерней, кинематически связывающие ведущий вал с ведомым, приводной механизм для перемещения шестерен, направляющий узел для перемещения блока шестерен, на ведомом валу установлена шестерня с внутренним зубчатым венцом, ведущий вал связан с блоком шестерен посредством полусферы, смонтированной на одной из концов ведущего вала, и шарнирной муфты, центральная ось которой пересекает ось блока шестерен, при этом на противоположном конце блока шестерен выполнен цилиндрический выступ, а направляющий узел для перемещения блока шестерен выполнен в виде корпусного элемента, подшипника, установленного на выступе и расположенного в полости корпусного элемента, причем в корпусе коробки передач выполнен направляющий паз, в котором размещен с возможностью перемещения корпусной элемент, а нерабочая сторона зубьев второй, третьей и последующей шестерен блока фланкирована таким образом, что профиль впадины между зубьями соответствует профилю зуба шестерни ведомого вала, приводной же механизм перемещения блока шестерен выполнен в виде гидродомкратов, шайбы, шарнирно связанной с гидродомкратами, упорного подшипника, установленного между блоком и шайбой.
На чертеже показана разрез коробки передач.
Коробка передач содержит ведущий вал 1 с полусферой 2, в которой выполнены пазы 3 для шариков 4, передающих крутящий момент от вала 1 блоку шестерен 5, в корпусе которого выполнена полусферическая чаша муфты. Блок шестерен состоит из шестерен 6, 7 и 8.
Блок шестерен имеет подшипник 9, установленный в корпусном элементе 10, перемещающемся в направляющем пазу 11, выполненном в корпусе 12 коробки. Шестерня 13 с внутренним зубчатым венцом 14 кинематически связана через шестерни 15 и 16 с ведомым валом 17. Игольчатый подшипник 18 установлен между шестерней 13 и внешним корпусом 19 коробки. Перемещение блока 5 осуществляется гидродомкратами 20 и 21 через шайбу 22 и упорный подшипник 23.
Передача осуществляется таким образом.
Гидродомкрат 20 или 21 перемещает блок шестерен 5. Затем крутящий момент от ведущего вала 1 передается ведомому валу 17 через шарнирную муфту блока 5 - одну из шестерен 6, 7 или 8 шестерне 13, далее через шестерни 15 и 16.
Предлагаемая коробка передач имеет малые габариты, меньшее количество шестерен и может быть успешно использована в станках, на транспорте и в других машинах. (56) Иванов М. Н. и Иванов В. И. Детали машин. М. : Высшая школа, 1975, с. 159.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2050289C1 |
МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ ОЧИСТНОГО КОМБАЙНА | 1991 |
|
RU2018660C1 |
ОЧИСТНОЙ КОМБАЙН | 1991 |
|
RU2036302C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2045667C1 |
УГОЛЬНЫЙ КОМБАЙН | 1991 |
|
RU2007565C1 |
ПРИВОД ДВУХШНЕКОВОГО ЭКСТРУДЕРА | 1991 |
|
RU2016287C1 |
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОРОБКА ДВУХШНЕКОВОГО ЭКСТРУДЕРА, ПРИВОД ДВУХШНЕКОВОГО ЭКСТРУДЕРА И ДВУХШНЕКОВЫЙ ЭКСТРУДЕР | 2006 |
|
RU2328638C1 |
Ведущий мост транспортного средст-BA | 1978 |
|
SU818923A1 |
Двухколесный велосипед | 1989 |
|
SU1754561A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: коробка передач включает ведущий и ведомый валы с блоками шестерен, механизм перемещения блоков. На ведомом валу установлена шестерня с внутренним зубчатым венцом, а ведущий вал связан с блоком шестерен, выполненным в виде полусферы с шарнирной муфтой, центр которой соответствует центру блока, имеющим на противоположном конце консольную ось. Корпус подшипника перемещается при перемещении блока в специальном пазу, выполненном в корпусе коробки, при этом нерабочие стороны зубьев второй, третьей и т. д. шестерн блока фланкированы таким образом, чтобы профиль впадины между зубьями соответствовал профилю зуба шестерни ведомого вала. Перемещение блока шестерен осуществляется гидродомкратами через упорный подшипник, установленный между блоком и шайбой, шарнирно связанной с гидродомкратами. 1 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1991-05-16—Подача