Изобретение относится к играм, а именно к автострадам, предназначенным для движения игрушечных транспортных средств или спортивных автомобилей.
Известна игрушечная автострада, которая имеет магнитные средства управления. Она представляет собой полотно дороги, под которым расположен магнит. Игра снабжена механизмами вращения полотна дороги и поперечного перемещения магнита. На транспортном средстве размещен другой магнит, взаимодействующий с магнитом, расположенным под полотном дороги. В процессе игры перемещение магнита под вращающимся полотном дороги, а, следовательно, и транспортного средства, обеспечивают "прохождение" последним трассы. Очевидно, что эта игра весьма условно имитирует реальное движение транспортного средства, ей свойственен простейший, круговой с радиальным смещением, характер движения, а также сравнительно небольшая протяженность трассы.
Известна также игрушечная автострада, которая содержит полотно дороги и расположенные на полотне дороги проводники для подвода питания к электроприводному транспортному средству, снабженному контактными щетками.
Полотно дороги имеет по меньшей мере один направляющий паз, проходящий по всей его длине. Количество пазов может быть и большим по числу транспортных средств, участвующих в игре. Проводники выполнены в виде токопроводящих шин, уложенных по обе стороны от паза. Контактные щетки размещены на направляющей стойке, установленной на шасси транспортного средства.
Такая автострада может иметь достаточно сложную конфигурацию и соответственно сложную траекторию движения транспортного средства, а также значительную протяженность.
Однако в процессе движения транспортного средства вдоль полотна дороги свобода его смещения по ширине полотна ограничена кинематической связью стойки с направляющим пазом. В результате не обеспечивается имитация движения реального транспортного средства, что снижает игровой эффект.
Наиболее близким является устройство игрушечной автострады, которое содержит электроконтактное поле, распределенное по поверхности полотна дороги и имеющее линию разрыва вдоль полотна дороги.
Целью изобретения является повышение игровой занимательности.
Поставленная цель достигается тем, что в игрушечной автостраде, содержащей полотно дороги и расположенные на полотне дороги проводники для подвода электропитания к электроприводным транспортным средствам, эти проводники выполнены в виде электроконтактного поля, распределенного по поверхности полотна и имеющего линию разрыва, ориентированную вдоль полотна, а расположение линии разрыва в каждом поперечном сечении полотна дороги выбрано с учетом его профильных и траекторных характеристик и/или траектории движения транспортного средства, заданной игрой.
В известных технических решениях не обнаружено признаков, отличающих предложенную автостраду от прототипа, что позволяет сделать вывод о наличии существенных отличий.
На фиг. 1 приведена схема автострады (вид сверху); на фиг. 2 - фрагмент автострады на скругленном участке; на фиг. 3 изображено поперечное сечение автострады, имеющей плоское полотно дороги; на фиг. 4 - поперечное сечение автострады, (имеющей плоское наклонное полотно дороги) на криволинейном (скругленном) участке дороги; на фиг. 5 - принципиальная электрическая схема.
Игрушечная автострада состоит из полотна дороги 1, проводников 2 и 3 для подвода электропитания к электроприводному транспортному средству 4 и стоек 5.
Полотно дороги 1 может быть выполнено из любого электроизоляционного материала. Электроизоляционный материал для полотна дороги выбирается, исходя из условий, в которых будет эксплуатироваться автострада. Для крупных автострад, используемых в автомодельных кружках, где на них проводятся тренировки и соревнования, предпочтительными материалами являются фанера и ДСП. Конструкция такого полотна может быть аналогичной прототипу. Для автострады, предназначенной для игры в домашних условиях, наиболее подходящим материалом является пластмасса, которая позволит изготавливать элементы полотна на прессовом оборудовании в крупносерийном и массовом производстве.
Конфигурация автострады может быть произвольной, иметь прямолинейные и криволинейные участки, подъемы и спуски. На фиг. 1 для простоты изображения приведена автострада, имеющая одну дорожку и упрощенную конфигурацию. Количество дорожек может быть две, как это показано на фиг. 3,4, и более.
Стойки 5 обеспечивают высоту полотна дороги над столом или другой поверхностью, на которой установлена автострада. Конструкция их может быть самой разнообразной от массивных опор из деревянных брусков или литых или сборных металлических конструкций для крупных автострад, до легких пластмассовых декоративных подставок для "домашних" автострад.
Проводники выполнены в виде электроконтактного поля, распределенного по поверхности полотна и разделенного в пределах каждой дорожки линией разрыва "а", ориентированной вдоль полотна, на электроизолированные друг от друга электропроводящие полосы 2 и 3.
На фиг. 3 и 4 эти полосы показаны со значительным увеличением толщины. Реально они могут быть изготовлены для крупных автострад из медных или алюминиевых листов, толщиной 0,25 мм и более, закрепленных на полотне шурупами, гвоздями или клеем, а для "домашних" автострад - из медной или алюминиевой фольги, толщиной 0,05-0,1 мм, наклеенной на полотно дороги. В последнем случае контактное поле может быть получено на поверхности полотна также и гальваническим способом, методом вакуумного напыления или иным технологическим путем, позволяющим нанести металлическое электропроводное покрытие на пластмассу.
Расположение линии разрыва "а" в каждом поперечном сечении полотна зависит от ряда обстоятельств, в числе которых наиболее существенными являются:
1. Профильные и траекторные характеристики полотна дороги. На прямолинейных участках, где транспортное средство движется по прямой или с небольшими от нее отклонениями, поверхность полотна может быть плоской и горизонтальной. Линия разрыва должна быть расположена посередине дорожки (фиг. 3).
На криволинейных (скругленных) участках, где на транспортное средство действует центробежная сила и оно должно двигаться, вписываясь в поворот, криволинейная траектория движения транспортного средства, должна обеспечиваться самим профилем полотна. В частности, полотно может быть наклонено под углом α (фиг. 4), определяемым расчетным путем по методикам, используемым при проектировании реальных автострад или велотреков. Расположение линии разрыва "а" в каждом поперечном сечении криволинейного участка смещено от центра кривизны участка и должно совпадать с оптимальной расчетной траекторией движения транспортных средств, заданной выбранным профилем полотна (фиг. 2, где штрихпунктирной линией показана ось криволинейного участка).
На автостраде могут быть использованы транспортные средства с активным управлением по направлению движения, например с телеуправлением рулевого колеса. В этом случае на криволинейных участках полотно дороги может быть как наклонным, так и горизонтальным. Расположение линии разрыва здесь должно совпадать с оптимальной траекторией движения транспортного средства, определяемой динамикой прохождения им данного участка.
2. Траектория движения транспортного средства, заданная игрой. Специально заданная траектория движения, например змейка, наиболее занимательно может быть использована для транспортных средств имеющих активное управление по направлению движения. Расположение линии разрыва "а" в этом случае также смещено и должно соответствовать этой траектории. Участки со специально заданной траекторией могут быть включены в автостраду, имеющую различные профильные и траекторные характеристики полотна дороги, или быть самостоятельными.
Для подвода электропитания к электроприводу транспортного средства 4 оно должно быть снабжено токосъемными элементами, в качестве которых могут быть использованы его колеса, выполненные, в этом случае, из металла, или специальные контактные щетки, разнесенные по ширине транспортного средства.
Электрическая схема блока питания 6 показана на фиг. 5. Он состоит из понижающего трансформатора 7, выпрямительного моста 8 и регулятора тока (напряжения) 9. Выход блока питания подключен к контактным полосам 2 и 3 трассы, в любом месте. Если полотно дороги состоит из отдельных элементов, то соответствующие полосы в местах стыка элементов соединяются перемычками 10. Количество блоков питания в комплекте автострады должно быть равно количеству дорожек (игроков).
В начале игры на дорожку полотна дороги 1 на линии старта устанавливают транспортное средство 4 так, чтобы линия разрыва "а" находилась между его токосъемными элементами. Для начала движения на контактные полосы 2 и 3 с блока питания 6 подается напряжение, которое через токосъемные элементы, находящиеся в контакте с полосами, поступает на электропривод транспортного средства. Затем, манипулируя регулятором напряжения 9, играющий имеет возможность изменять скорость движения транспортного средства, добиваясь оптимального прохождения участков автострады с учетом их профильных и траекторных особенностей. Если транспортное средство имеет активное управление по направлению движения, играющий использует и его для обеспечения движения по требуемой траектории. При неправильном выборе скорости и направления движения (при активном управлении) транспортное средство может выйти обоими токосъемными элементами на одну полосу 2 и 3, теряя при этом скорость из-за прекращения подачи электропитания на электропривод либо вообще "вылететь" за пределы дорожки.
Если автострада имеет больше одной дорожки, то в игре участвует соответственное число играющих, каждый из которых ведет свое транспортное средство по своей дорожке, соревнуясь с соперником (или соперниками). (56) Патент США N 3486271, кл. A 63 H 18/12, 1969.
Использование: изобретение относится к игрушечным автострадам, предназначенным для движения игрушечных транспортных средств. Сущность изобретения: автострада содержит полотно дороги 1, выполненное из электроизоляционного материала, и проводники 2 и 3 для подвода питания к электроприводным транспортным средствам 4. Проводники 2 и 3 выполнены в виде электроконтактного поля из медной или алюминиевой фольги, распределенного по поверхности полотна 1 и имеющего продольную линию разрыва "а". Расположение линии разрыва "а" в каждом поперечном сечении полотна дороги 1 зависит от профильных и траекторных характеристик полотна и/или траектории движения транспортного средства 4, заданной игрой. Конфигурация автострады может быть произвольной, иметь прямолинейные и криволинейные участки, подъемы и спуски, при этом положение линии разрыва "а" смещено в поперечном сечении на криволинейных участках от центра кривизны. 5 ил.
ИГРУШЕЧНАЯ АВТОСТРАДА, содержащая полотно дороги, состоящее из прямолинейных и криволинейных участков, и проводники для подвода электропитания к электроприводным транспортным средствам, расположенные на полотне дороги и выполненные в виде электроконтактного поля, распределенного по поверхности полотна дороги и имеющего линию разрыва, ориентированную вдоль полотна дороги, отличающаяся тем, что, с целью повышения игровой занимательности, на криволинейном участке полотна дороги линия разрыва смещена в поперечном сечении относительно своего положения на прямолинейном участке в направлении от центра кривизны.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1991-03-21—Подача