СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЛИТОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРЕСТОВИН Российский патент 1994 года по МПК C21D9/04 B21D26/08 

Описание патента на изобретение RU2007478C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении острых крестовин железнодорож- ных стрелочных переводов, работающих в условиях больших удельных давлений и ударных динамических нагрузок. При изготовлении острых крестовин применяется литая высокомарганцовистая сталь 110 Г13Л. Для получения необходимой износостойкости и контактно-усталостной прочности на всех стадиях эксплуатации элементы крестовин необходимо подвергать доэксплуатационному упрочнению. При упрочнении взрывом поверхности катания железнодорожных крестовин в результате приложения больших сосредоточенных нагрузок в зоне перекатывания бандажей колес подвижного состава создается коробление с вогнутостью рабочей поверхности.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости, выход годного и улучшение распределения остаточных напряжений при сохранении высокой твердости.

Для достижения поставленной цели в данном способе упрочнения изделий, например литой части острых железнодорожных крестовин, их перед упрочнением подвергают предварительному изгибу в противоположную образующемуся при взрывном нагружении короблению сторону, т. е. выпуклость на рабочие поверхности, на величину, с некоторым избытком компенсирующую величину стрелы прогиба после упрочнения, такой предварительный изгиб технологичен, поскольку металл, находясь в неупрочненном состоянии, очень пластичен.

Создание предварительного изгиба величиной, равной или больше величины осадка детали при нагружении взрывом, полностью ликвидируют вероятность образования поперечных трещин, поскольку при последующей правке на прямолинейность изгиб осуществляется только в сторону устранения остаточной выпуклости, который предусматривает сохранение и увеличение наведенных в результате нагружения взрывом остаточных внутренних напряжений сжатия в рабочих слоях детали. Предлагаемый предварительный изгиб перед упрочнением позволяет управлять процессом перераспределения и создания благоприятной эпюры остаточных внутренних напряжений в рабочей зоне детали.
Создание предварительного изгиба требует выбора необходимой стрелы прогиба методом подбора этой характеристики в соответствующих условиях нагружения. Для режимов одинарного нагружения при упрочнении на металлическом столе максимальная величина стрелы прогиба в зоне перекатывания колес подвижного состава (в районе математического центра (МЦ) и сечения сердечника 20 мм) должна быть не менее 25 мм, а при упрочнении на металлической дроби в качестве опоры - не менее 15 мм.

В случае применения двойного нагружения величина предварительного изгиба должна быть не менее 35 мм при упрочнении на металлическом столе и не менее 25 мм на металлической дроби.

Крестовины, упрочненные на дроби и металлическом столе с предварительным изгибом, по безотказной работе превосходят стандартные неупрочненные крестовины в 1,3-1,5 раза, а упрочненные без предварительного прогиба - в 1,2-1,3 раза. (56) Экспресс-информация. Серия "Металловедение и термообработка", N 40, 1982, реф. 138.

Похожие патенты RU2007478C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОРПУСА АВТОСЦЕПКИ 1992
  • Ерыгин В.И.
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
RU2066693C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ БОКОВЫХ РАМ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ИЗГИБОМ 1995
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
RU2082520C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ВЫСОКОМАРГАНЦОВИСТОЙ СТАЛИ 1993
  • Кац Р.З.
  • Матвиенко А.Ф.
  • Царенко А.Г.
  • Егорова Т.И.
  • Мунарова Т.Б.
  • Кривощапова Е.М.
RU2073731C1
СПОСОБ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОДПЯТНИКОВОГО УЗЛА НАДРЕССОРНОЙ БАЛКИ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 1992
  • Попов С.И.
RU2025697C1
ДАТЧИК БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТЕПЛОВОЗА С ПАРАЛЛЕЛЬНО ВКЛЮЧЕННЫМИ ТЯГОВЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ 1994
  • Новиков О.И.
RU2093376C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАБЕГАНИЯ КОЛЕСА ГРУЗОВОГО ВАГОНА НА РЕЛЬС 1994
RU2108251C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ ПЛАНКИ ТЕЛЕЖКИ ВАГОНА 2001
  • Никишин Ю.М.
  • Попов С.И.
RU2201859C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ 1994
  • Новиков О.И.
RU2093390C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Новиков О.И.
RU2089418C1
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Белобаев Г.Я.
RU2084668C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЛИТОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРЕСТОВИН

Изобретение относительно к упрочнению металлов давлением. Технический эффект достигается предварительным изгибом в противоположную образующемуся при взрывном нагружении короблению сторону. Способ заключается в предварительном прогибе крестовины в упрочняемой зоне с максимальной стрелой прогиба в сечении математического центра крестовины в пределах 25 - 30 мм для одинарного и 35 - 40 мм для двойного нагружения на металлическом столе в пределах 15 - 20 мм и 25 - 30 мм соответственно при упрочнении на металлической дроби. Новым в способе является то, что упрочнение взрывом сердечником железнодорожных крестовин осуществляется после предварительного изгиба, который задается в зависимости от технологических требований. При этом создаются условия для увеличения интенсивности упрочнения (повышение твердости упрочняемого металла), повышения срока службы и эксплуатационной надежности крестовин.

Формула изобретения RU 2 007 478 C1

СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЛИТОЙ ЧАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРЕСТОВИН, включающий обработку взрывом, отличающийся тем, что он дополнительно включает предварительное пластическое деформирование литой части крестовины с получением выпуклости на упрочняемой поверхности с максимальной величиной стрелы прогиба в зоне перекатывания бандажей 25 - 30 мм для последующего одинарного нагружения взрывом и 35 - 40 мм для двойного нагружения при упрочнении на металлическом столе и соответственно 15 - 25 мм и 25 - 30 мм при упрочнении на металлической дроби.

RU 2 007 478 C1

Авторы

Кац Р.З.

Путря Н.Н.

Царенко А.Г.

Лейцингер А.А.

Зубков Е.Е.

Водянов А.В.

Пряхин В.А.

Жидков А.М.

Даты

1994-02-15Публикация

1991-03-19Подача