УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА Российский патент 1994 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение RU2009084C1

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно к производству и эксплуатации летательных аппаратов, а именно к устройствам, обеспечивающим вписывание закрылка в контур крыла, и может быть использовано при сборке и эксплуатации самолета.

Известно устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла летательного аппарата, содержащее шаблоны замкнутого типа, базируемые по переднему и заднему лонжеронам крыла, и эксцентриковые втулки на каретках закрылка, посредством которых вписывают закрылок в контур крыла, при этом диапазон регулировок практически не превышает +2 мм.

Известно также устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла летательного аппарата, содержащее механизм навески закрылка с балками и с рельсами и шаблон контура крыла. Эквидистантные замкнутые контурные шаблоны состоят из двух половин, установлены на крыле и опираются по переднему и заднему лонжеронам крыла. Механизм навески закрылка (каретки закрылка) оснащен эксцентриковыми втулками, с помощью которых закрылок вписывается в контур установленных на крыле шаблонов. Вращением эксцентриковых втулок закрылок перемещают по высоте сечения до обеспечения вписывания в контур крыла. Кроме того, в карданном механизме закрылка установлены эксцентриковые вертикальные оси, с помощью которых закрылок перемещается вдоль оси Z с целью обеспечения зазоров между агрегатами и для совмещения кареток с рельсами навески закрылка.

Недостатками известного устройства являются
большая трудоемкость монтажа шаблонов и малая их жесткость из-за больших габаритов и большого веса (особенно для тяжелых летательных аппаратов);
невозможность применения таких шаблонов в условиях эксплуатации, так как в связи с большими размерами на них сильно влияет ветровая нагрузка;
недостаточно малая величина регулировки (вписываемости) закрылка по высоте, так как имеются ограничения по габаритам эксцентриковых втулок;
недостаточная величина регулировки перемещения закрылка вдоль оси Z, ограниченная размером эксцентриковых вертикальных осей. Увеличение эксцентриситета приводит к развороту закрылка в плане.

Целью изобретения является снижение трудоемкости навески закрылка, улучшение технологичности процессов навески и вписывания, снижение массы устройства, повышение точности вписывания закрылка в контур крыла.

Это достигается тем, что устройство, содержащее механизм навески закрылка с балками и с рельсами и шаблон контура крыла, снабжено монтажными фиксаторами, связанными одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка, регулировочными прокладками установленными между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок, при этом шаблон установлен по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно фиксирующих отверстиях рельсов.

На фиг. 1 показана установка шаблонов на крыле; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - размещение регулировочных прокладок между балкой и закрылком.

Устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла содержит имитирующие нижний теоретический контур 1 крыла 2 незамкнутые шаблоны 3, установленные на рельсах 4 с базой по контрольно-фиксирующим отверстиям 5 и 6. Эти шаблоны смещены относительно оси рельса на 150-200 мм. На консольной части 7 рельсов размещены монтажные фиксаторы 8, присоединенные к балке 9 каждого механизма. На нижней поверхности закрылка и верхней поверхности балок выполнены площадки 10,11, между которыми установлены регулировочные прокладки 12 толщиной 4-6 мм для компенсации неточности сборки. На нижней поверхности закрылка нанесены установочная линия L, смещенная от оси рельса на размер, равный размеру смещения шаблона. Смещение на 150-200 мм шаблонов 3 относительно оси рельса выполнено исходя их необходимости установки шаблонов на гладкой поверхности закрылка в обход выступающих деталей (100-155 мм) механизма навески закрылка. В то же время смещение шаблонов приводит к уменьшению жесткости их крепления. Толщина регулировочных прокладок в 4-6 мм выбрана исходя из обеспечения регулировки закрылка по высоте "плюс-минус". На рельсы закрылка устанавливаются шаблоны 3 и фиксируются на контрольно-фиксирующие отверстия 5 и 6, по которым рельс устанавливается на крыле при сборе в стапеле.

После установки шаблонов на рельсах и установки монтажных фиксаторов 8 и соединения их с балками 9 механизма закрылок с помощью домкратов или других приспособлений подводится к крылу. В этот момент установочная линия совмещается с плоскостью шаблона. Затем положение закрылка регулируется по высоте путем замера зазоров между закрылком и шаблоном 3. Установленное положение закрылка определяет необходимая толщина прокладок 12.

Преимущества предложенного устройства по сравнению с известным заключаются в том, что снижается трудоемкость, повышается технологичность и точность вписывания закрылка в контур крыла, уменьшаются габариты и масса контурных шаблонов крыла, повышается безопасность работ. Так как имитируется только нижний контур крыла в зоне закрылка, представляется возможным сократить размеры шаблона и выполнить их незамкнутыми.

Поскольку габариты шаблонов значительно уменьшились, сокращается трудоемкость их изготовления и установки на крыле, увеличивается точность имитации теоретического контура крыла, так как используется стапельная база установки рельсов на крыле. Опирание агрегата на балке при навеске обеспечивает безопасность монтажников при этом не требуется специальных дистанционных монтажных захватов для направления кареток на рельсы. Изобретение дает возможность использовать данное устройство при монтаже новых закрылков в условиях эксплуатации. (56) Техническое требование к обводам и качеству поверхности крыла изделия "86" чертеж 1.1801.200 3.000, глава VIII х2. Документация предприятия, 1975.

Похожие патенты RU2009084C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СБОРКИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2016
  • Калимуллин Рустем Габдуллович
  • Калимуллин Булат Рустемович
RU2657816C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА 1996
  • Сумароков В.А.
  • Курушин В.М.
RU2095775C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ЗАКРЫЛКА САМОЛЕТА 1994
  • Сумароков В.А.
  • Губайдулин А.Р.
  • Половников С.И.
  • Курушин В.М.
RU2078321C1
УСТРОЙСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКА КРЫЛА САМОЛЕТА 2009
  • Пылаев Владимир Николаевич
  • Закс Эдуард Шлемович
  • Соболев Андрей Викторович
  • Буньков Денис Алексеевич
RU2394722C1
УСТРОЙСТВО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ ВЕЕРНОГО ТИПА КРЫЛА САМОЛЕТА 2014
  • Сабельников Виктор Иванович
  • Колеватов Юрий Витальевич
  • Яковлев Владимир Васильевич
  • Трунов Вячеслав Александрович
RU2539018C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1992
  • Акопян Г.Х.
  • Сысоев В.М.
RU2067543C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ 2000
  • Бобрович В.А.
  • Гуров В.Ф.
  • Камень Л.М.
RU2187445C1
УСТРОЙСТВО ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЗАЗОРА МЕЖДУ ЗАКРЫЛКАМИ 2007
  • Цыганков Анатолий Сергеевич
  • Крамаренко Владимир Александрович
RU2375251C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОТКЛОНЯЕМЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1992
  • Сумароков В.А.
  • Курушин В.М.
  • Королев В.А.
  • Мазов Е.А.
RU2045750C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ АГРЕГАТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КИСЛОРОДНЫХ БАЛЛОНОВ, НА БОРТУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1995
  • Ивлиев В.А.
  • Горюнов В.И.
RU2104218C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 009 084 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам, обеспечивающим вписывание закрылка в контур крыла, и может быть использовано при сборке и эксплуатации самолета. Цель изобретения - снижение трудоемкости навески закрылка, улучшение технологичности процессов навески и вписывания, снижение массы устройства, повышение точности вписывания закрылка в контур крыла. Устройство содержит механизм навески закрылка с рельсами и балками, шаблон контура крыла, монтажные фиксаторы, связанные одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка. Между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок установлены регулировочные прокладки. Шаблон установлен только по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно-фиксирующих отверстиях рельсов. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 009 084 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА/ содержащее механизм навески закрылка с рельсами и балками и шаблон контура крыла, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости навески закрылка, улучшения технологичности процессов навески и вписывания, снижения массы устройства и повышения точности вписывания закрылка в контур крыла, устройство снабжено монтажными фиксаторами, связанными одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка, регулировочными прокладками, установленными между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок, при этом шаблон установлен по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно-фиксирующих отверстиях рельсов.

RU 2 009 084 C1

Авторы

Чернов Ю.Г.

Ефимов Е.А.

Ефимовичев В.И.

Даты

1994-03-15Публикация

1991-01-11Подача