Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано при погружении плавающего средства выше допустимой глубины погружения для подъема плавающего средства на поверхность водоема. Под плавающим средством имеется ввиду подводная лодка при ее погружении на глубину выше допустимой или подводное судно, когда оно начало погружаться.
Известно устройство для подъема затонувших объектов, которое содержит спасательное судно с размещенным в его донной части погружным управляемым элементом, который может отделяться, опускаться к затонувшему объекту и стыковаться с ним герметично.
Из затонувшего объекта - подводной лодки экипаж переходит в погружной управляемый элемент и он после отсоединения всплывает на поверхность.
К недостаткам описанного устройства следует отнести невозможность подъема самого объекта, а он, допустим, имеет атомный реактор, который недопустимо оставлять на глубине из-за возможности экологической катастрофы при разъединении корпуса.
Известно устройство для подъема затонувших объектов, содержащее грузозахватный элемент, выполненный с осевым продольным отверстием для перемещения по тросу-проводнику с возможностью взаимодействия с закрепленным на затонувшем объекте узлом стыковки, с которым соединен один конец троса-проводника, другой конец которого соединен с маркером.
Недостатком такого устройства следует считать размещение силового органа (плавучего крана) на поверхности водоема и воздействие на него не только затонувшего объекта, но и силового троса, который соединен с грузозахватным элементом и имеет значительный вес.
Целью предложения является снижение нагрузки на спасательное судно, снижение его грузоподъемности при повышении массы поднимаемого объекта.
На фиг. 1 представлено возможное положение судна на дне водоема; на фиг. 2 - узел стыковки; на фиг. 3 - узел стыковки в походном положении; на фиг. 4 - узел стыковки с грузозахватным элементом; на фиг. 5 - общий вид устройства (трос - проводник не показан); на фиг. 6 - емкость; на фиг. 7 - управляющий узел.
Устройство для подъема затонувших объектов содержит грузозахватный элемент 1 с отверстием 2 и узел стыковки 3 с тросом-проводником 4 на барабане 5. В узле стыковки размещен маркер 6 в виде перевернутого стакана, он уплотнен резиновым кольцом 7 и вся его внутренняя полость (корпус узла стыковки 3 и маркера 6) заполнена маслом.
Узел стыковки 3 имеет подпружиненные защелки 8 на поворотной оси 9 и установлен на двух взаимно перпендикулярных осях 10. Грузозахватный элемент 1 имеет два троса 11, 12. Трос 11 соединяет его с судном 13, а трос 12 - с емкостью 14. Емкость 14 соединена в своей верхней части с тросом 11 тягой 15.
В емкости 14 размещены обратный клапан 16 и источник сжатого воздуха 17. Управляющий элемент выполнен в виде подпружиненного штыря 18, который расположен под кольцом 19 нижней поверхности кольцевого выреза 20 узла стыковки 1.
Со штырем соединен магнит 21, а в герметичном корпусе 22 размещены два контакта, причем нижний контакт из магнитного материала. Упомянутые контакты образуют ключ 23, способный замыкать электрическую цепь батареи 24 с взрывным устройством 25, которое соединено штоком с подвижным элементом 26 клапана 27. Клапан 27 имеет защелки 28 и выходные отверстия 29. Возможно и иное выполнение клапана.
Узел стыковки 3 имеет баллон 30 с клапаном 31, датчик давления 32 и источник питания 33. Центр тяжести узла стыковки 3 находится ниже осей 10. Емкость 14 имеет в верхней части магистраль 34, которую можно перекрыть, а внизу электрические управляемые клапаны 35.
На фиг. 5 трос-проводник 4 условно не показан.
На фиг. 1 показана подводная лодка, когда узел стыковки вынесен за габариты корпуса лодки. Это желательно, но не обязательно. Обязательным является его размещение с возможностью поворота, т. е. при установке на подводной лодке узел стыковки может быть, например, установлен на открытой поверхности лодки, а чтобы не ухудшать мореходных качеств лодки, перед узлом стыковки должен быть установлен обтекатель-козырек. Для надводного судна соображения по установке указанного узла аналогичны.
В общем случае для каждого класса судов определяется наиболее оптимальное расположение узла стыковки. На судне их может быть несколько, чтобы суммарная грузоподъемность соответствовала судну со значительным запасом.
Для всех типов судов необходим конструктивный ряд из 3-4 типов размеров.
Действует предлагаемое устройство для подъема затонувшего объекта следующим образом.
При опускании объекта (подводной лодки) ниже допустимой глубины срабатывает датчик давления 32, источник питания 33 включает клапан 31.
Маркер 6 всегда будет размещен по вертикальной оси, как показано на фиг. 3, так узел стыковки 3 будет поворачиваться на осях 10. Воздух поступает во внутреннюю полость маркера 6 и начинает вытеснять жидкость за счет подъема маркера 6 до его отрыва и выхода из узла стыковки 3. Маркер всплывает на поверхность водоема с тросом-проводником 4.
На маркере имеется источник радиосигналов, его информация принимается либо наземной службой наблюдения либо спутником. К месту аварии прибывает судно 13 с емкостями 14 на буксире.
Маркеры поднимаются на борт, на трос-проводник каждого маркера надевается грузозахватный элемент 1. На емкостях 14 открывают магистрали 34 и они заполняются водой, когда открывается клапан 35. Емкость удерживается на тросе 11 и тяге 15. Заполнение емкости 14 определяют по выходу из магистрали 34 воды, после чего ее перекрывают. Электропитание клапана 35 отключают и он закрывается. Грузозахватный элемент 1 с емкостью 14 тросом 11 спускают по тросу-проводнику 4, он отжимает защелки 8, они поворачиваются на осях 9, заскакивают в кольцевой вырез и располагаются над кольцом 19.
Когда все устройства подсоединены, тросы 11 натягивают, грузозахватный элемент 1 поднимается, кольцо 19 давит на штырь 18, сжимает пружину и включает контакты (ключ 23) магнитом 21, взрыватель 25 срабатывает, подвижный элемент 26 перемещается и захватывается защелками 28, выходные отверстия 29 открываются и сжатый воздух из источника 17 начинает поступать в емкость 14, вода вытесняется через обратный клапан. Создается подъемная сила за счет емкости 14 и натяжение троса 11, объект поднимают на поверхность водоема.
Устройство позволяет использовать суда с малой грузоподъемностью для подъема крупнотоннажных объектов и транспортировать их в подводном положении до пункта назначения; легко осуществлять нужную последовательность нагружения объекта малым спасательным судном, поочередно создавая на тросах 11 нагружение. (56) Авторское свидетельство СССР N 1579845, кл. B 63 C 7/00, 1987.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006423C1 |
Устройство для подъема затонувших объектов | 1990 |
|
SU1754569A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006424C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1992 |
|
RU2045445C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА | 1990 |
|
RU2022873C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1999 |
|
RU2151079C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1999 |
|
RU2151080C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134211C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1997 |
|
RU2135389C1 |
МОРСКОЙ БОЕВОЙ ПОДВИЖНЫЙ КОМПЛЕКС | 1997 |
|
RU2137673C1 |
Использование: в области подводных спасательных работ. Сущность изобретения: устройство содержит грузозахватный элемент, к которому прикреплена силовым тросом емкость с источником сжатого воздуха и устройством управления. Емкость заполняется при осевом нагружении, а продувка емкости осуществляется от источника. 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
Авторы
Даты
1994-03-30—Публикация
1991-09-06—Подача