Техническое решение относится к подъему судна со дна морского или речного при аварии, которая привела к гибели судна на любых глубинах.
Известно техническое решение, когда с судна-спасателя отделяется камера и ее опускают к судну на донном грунте, герметично соединяют с ним и экипаж переходит в камеру, после чего она отсоединяется и поднимается к судну-спасателю с выводом экипажа спасенного (патент Японии N48-29600, кл. 84МО, МКИ 11/34, 1974 г.).
К недостаткам такого технического решения можно отнести:
1. Сложность устройства камеры и ее стыковочного узла на глубине.
2. Глубина погружения камеры ограничена и тем более при необходимости обеспечения герметичного разъема соединения на глубине.
3. Дороговизна и сложность в эксплуатации спасательного комплекса.
4. Длительность организации спасательных работ из-за сложности операций по спасению.
5. Судно не спасается, как и груз судна, а этот груз может быть экологически опасным, что приведет к экологической катастрофе.
6. Ответные стыковочные узлы имеют только специальные суда, например подводные лодки, а обычные суда таких узлов не имеют, и поэтому спасение невозможно.
Известен способ спасения судна с донного грунта после аварии, который включает всплытие маркера на поверхность воды на тросе его, который закреплен на судне, использование его троса, троса маркера для соединения судна силовым тросом с грузоподъемным механизмом, причем соединение осуществляется путем спуска захватного устройства с приводом и силовым тросом по тросу маркера, соединение захватного устройства с судном на дне водоема (а.с. N 1579845, B 63 C 8/00, 1987 г.).
К недостаткам описанного способа можно отнести:
1. Сложность грузоподъемного устройства и его привода.
2. Значительная масса грузозахватного устройства с силовым тросом, что может привести к обрыву троса маркера, т.к. трудно сопоставить массу устройства и действующие силы с массой и силовым воздействием на трос маркера.
3. Значительное время подъема судна за счет осуществления предварительных операций по соединению судна с грузозахватным устройством.
4. Необходимо установить на судах ответные стыковочные узлы для соединения с грузозахватным устройством.
Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
упрощение всех элементов для подъема судна с сопутствующим удешевлением всего оборудования при сокращении времени подъема судна и повышении надежности всего комплекса для подъема судна.
Технический результат достигается тем, что трос маркера подвижно соединяют со скобой на судне и надевают на одну из ветвей троса маркера после их выравнивания по длине кольцо на одном из выходов из скобы при натянутом тросе маркера между обоими выходами из скобы, соединяют концы ветвей троса маркера и дополнительный трос кольца с маркером, а после всплытия маркера натягивают обе ветви троса маркера на борт судна-спасателя и отсоединяют маркер от всех концов тросов, натягивают ветви троса маркера и вытягивают за дополнительный трос кольцо до его выхода на борт судна-спасателя, снимают кольцо и протягивают трос маркера за один из концов, наращивая конец второй ветви троса маркера силовым тросом до расчетного сечения, а после выхода его на борт судна-спасателя обе ветви силового троса соединяют с грузоподъемным механизмом и осуществляют подъем судна.
На фиг. 1 - 5 в виде схем представлены операции по подъему судна.
Судно 1 соединено тросом 2 маркера 3, который пропущен через скобу 4 и значительный запас троса 2 находится у скобы 4, причем каждая ветвь троса 2 должна иметь длину, которая с запасом перекрывает возможную глубину эксплуатации судна по району, на одной ветви троса 2 надето кольцо 5 и ее дополнительный трос 6 также соединен с маркером 3, причем кольцо 5 находится на участке троса 2 без его запаса между выходами из скобы 4, а сам трос 4 имеет выравненные обе ветви по длине, на фиг. 4 показан силовой трос 7.
После аварии судна 1 все элементы займут положение, которое показано на фиг. 1. Маркер 3 поднимают на борт судна-спасателя и натягивают трос 4, который будет скручен и между собой, и с тросом дополнительным (фиг. 2). Начинают вытягивать дополнительный трос 6 с кольцом 6 (фиг. 3), которое разделяет обе скрученные ветви троса 2 до выхода кольца 5 на борт судна-спасателя (возможна оттяжка в сторону кольца). Часть витков скручивания будет смещена кольцом вверх на палубу спасателя, а т.к. длина всех тросов 2 и 6 с большим запасом, то отрезают все их верхние части от маркера. Можно еще несколько раз прогнать кольцо 5 вверх-вниз до отделения дополнительного троса 6, это повысит уверенность, что скручиваний не осталось между тросами и их ветвями 2. После этого наращивают одну из ветвей троса 2 силовым тросом 7 и протягивают за второй конец троса 2 до выхода силового троса 7 расчетного диаметра на борт спасателя и их соединяют с грузоподъемным механизмом (на фиг. 5 показан крюк крана).
Нужно сделать некоторые пояснения:
1. Трос маркера и дополнительный трос малого диаметра и могут быть изготовлены из материала типа капрона, который имеет близкую плотность с водой, что не приведет к обрыву любого троса под собственным весом. Кроме этого, капрон обладает высокой прочностью и тросы 2, 6 могут иметь диаметр около 1-2 мм, а это позволяет нагружать их до 150-200 кг, трос силовой может достигать и 100 мм диаметра, причем силовой трос может наращиваться дискретно или монотонно по изменению диаметра. При протяжке силового троса также будет устраняться скручивание тросов и их ветвей.
2. Скоба 4 может быть протяженной по длине, чтобы разнести тросы 2, 6. На скобе могут быть предусмотрены опорные ролики для снижения трения. Таких скоб с тросами и маркерами на судне может быть несколько, и это будет зависеть только от максимальной массы судна с полной загрузкой.
3. Показан маркер 3 один, но их может быть и два на концах каждой ветви троса 2. Это эквидистантное техническое решение.
4. Запас троса 2 на палубе судна 1 может быть намотан на вертикальные катушки в один ряд, чтобы избежать запутывания при вытяжке троса 2.
5. Все дополнительные элементы очень незначительны по стоимости и могут быть установлены на действующих судах любой грузоподъемности. Скорость спасательных работ будет фактически определяться только временем прибытия судна-спасателя.
6. Если грузоподъемности судна-спасателя будет недостаточно для подъема судна 1 на поверхность воды, то можно судно 1 транспортировать в притопленном положении, что резко снизит потребность в усилии.
7. Трос 6 при вытягивании кольца 5 нужно оттягивать в сторону, чтобы обеспечить ветвь троса 2 расположенной отдельно от второй ветви троса 2.
Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1999 |
|
RU2151079C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134211C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1997 |
|
RU2135389C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134210C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2135388C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2139223C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2009953C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2128599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006424C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006423C1 |
Изобретение относится к области судоподъемных работ и может использоваться на действующих судах любой грузоподъемности и глубине погружения при высокой надежности, дешевизне применения и большой скорости осуществления подъема судна. Способ подъема судна включает в себя подъем маркером на поверхность воды концов троса, соединенного с ним подвижно через скобу на судне, и конца дополнительного троса, соединенного с надетым на одну из ветвей троса маркера кольцом, протягивание троса маркера за один конец с наращиванием его второго конца силовым тросом после разделения ветвей троса маркера протягиванием кольца и соединение обоих концов силового троса с грузоподъемным механизмом после выхода на поверхность воды конца силового троса, соединенного с тросом маркера. 5 ил.
Способ подъема судна с донного грунта, включающий в себя всплытие маркера, который закреплен на судне тросом, и использование троса маркера для соединения судна силовым тросом с грузоподъемным механизмом, отличающийся тем, что трос маркера подвижно соединяют со скобой на судне и надевают на одну из ветвей троса маркера после их выравнивания по длине кольцо на натянутую часть троса маркера между выходами из скобы, соединяют ветви троса маркера и дополнительный трос кольца с маркером, а после всплытия маркера поднимают его на борт спасателя и натягивают обе ветви троса маркера, отсоединяют все тросы маркера и выбирают дополнительный трос кольца до вывода кольца на борт судна и его отсоединения, после чего протягивают трос маркера за одну ветвь с наращиванием второй ветви троса маркера силовым тросом до расчетного его сечения, а после выхода силового троса на поверхность воды соединяют оба конца силового троса с грузоподъемным механизмом, после чего осуществляют подъем судна, причем при выборке дополнительного троса с кольцом его трос оттягивают для образования угла между указанным тросом и ветвью троса маркера, по которому перемещается кольцо.
US 5083953 A, 28.01.1992 | |||
Устройство для закрепления подъемных стропов за корпус затонувшего корабля | 1955 |
|
SU103053A1 |
Способ закрепления подъемного троса на аварийной подводной лодке | 1957 |
|
SU113134A1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1332433A1 |
Авторы
Даты
2000-06-20—Публикация
1999-03-12—Подача