УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА Российский патент 1994 года по МПК B63G8/41 

Описание патента на изобретение RU2022873C1

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, когда он достигает предельной глубины, и может быть использовано, в частности, для эвакуации любых экологически опасных объектов, экипажа, а также применимо к подводным лодкам. Изобретение позволяет эвакуировать экипаж, ядерные боеголовки вооружения, активную зону реактора. Если средство встроить в подводную лодку с одним назначением - спасти экипаж, то оно позволяет поднять всю подводную лодку практически с любой глубины.

Известно устройство для сообщения надводного судна с подводным аппаратом (подводной лодкой), которое осуществляется челночной подводной лодкой, которая крепится в донной части надводного судна и способна опускаться к подводной лодке на дно, стыковаться с ней и производить перегрузку эвакуируемых объектов с последующей доставкой этих объектов на судно. В частности, челнок может спасти экипаж подводной лодки.

Недостатками такого спасательного средства являются ограниченность погружения по глубине, кроме того, сама подводная лодка остается на глубине, а это недопустимо, так как ядерный реактор все равно разрушается (через год или через 1000 лет) и происходит экологическая катастрофа; сложность герметичной стыковки с подводной лодкой; для осуществления всех операций требуется много времени и подводная лодка, если она находится больше, чем на предельной глубине, может быть раздавлена.

Известно устройство для эвакуации из аварийного подводного аппарата, содержащее установленную в посадочной нише корпуса аппарата цилиндрическую камеру, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом. Трос крепится к подводному аппарату, а камера может совершать многоразовые челночные рейсы.

Основными недостатками известного устройства являются невозможность многоразового использования на глубине ≈1000 м, так как состыковка герметично на такой глубине практически невозможна; при излучении, например, от ядерного источника, вторично нельзя приблизиться к подводному аппарату.

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей для обеспечения эвакуации не только экипажа, но и источника излучения, например вооружения.

Это достигается тем, что в нем камера установлена в посадочной нише с зазором и прикреплена к корпусу аппарата с помощью выполненного в ее верхней части фланца, а соосные люки расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно продольной оси камеры и паралелльно диаметральной плоскости аппарата, при этом в камере размещен трубопровод с вентилем, посредством которых полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой.

На фиг.1 представлен подводный аппарат; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг. 3 - узел II, на фиг.2; на фиг.4 - узел III на фиг.2; на фиг.5 - разрез А-А на фиг.2 (в оболочке установлен захват); на фиг.6 - вид сверху на захват; на фиг.7 - общая схема подъема лодки.

Лодка 1 находится на грунте. Ее положение будет в связи со смещенным центром тяжести близко к нормальному в сечении, а сама лодка будет занимать положение, которое соответствует профилю грунта.

На фиг. 2 представлено схематичное изображение предлагаемого средства. Таких мест может быть несколько на лодке.

Средство содержит цилиндрическую камеру 2 с фланцем 3, котоpая опирается на верхнюю обшивку 4 лодки 1 и давлением воды, кроме крепления, удерживается герметично на обшивке 4. Герметизация камеры 2 осуществляется болтовым соедине- нием 5 с глухим отверстием во фланце (см. фиг.4).

Само уплотнение осуществляется тонкой металлической прокладкой 6 (медь, алюминий) и профилем зуб-паз 7. В нескольких местах фланец 3 приварен к обшивке 4 сваркой 8. Фланец 3 имеет крышку 9, которая уплотнена также, как и сам фланец 3, но не имеет сварки. Крышка 9 имеет кроме крепежных болтов отжимные болты (см. фиг.4). Через фланец 3 в камеру 2 проходит магистраль 10 к вентилю 11 и далее магистраль 10 идет за корпус камеры 2 в водную среду.

Камера 2 является проходной, имеет соосные переходные люки 12 на палубе 13 лодки. Люки 12 имеют крышки 14 (слева - открытые, справа - закрытые). Крышки 14 выполнены поворотными (их крепление в закрытом положении с герметизацией условно не показано). Особенность только в том, что крышки 14 поворотны и фланец их расположен снаружи для того, чтобы давление воды не нарушало герметичности стыков. Аналогично устроена и посадочная ниша 15, но она прикреплена к обшивке 4 корпуса. Соосные переходные люки 16 и их крышки 17 устроены аналогично как и в камере 2, но фланец расположен с внутренней стороны цилиндра и люки 16 утоплены таким образом, чтобы при закрытии крышки 17 внутри цилиндра не выступало ничего от крышки 17 и люка 16. В нижней части между дном камеры 2 и оболочкой 15 размещена емкость 18, внутри которой расположена поворотно вьюшка 19 с тросом 20. Один конец троса 20 закреплен на днище камеры 2, другой - на вьюшке 19. Емкость 18 в верхней части имеет втулку 21, которая расположена по оси посадочной ниши 15. Емкость 18 заполнена машинным маслом 22 для сохранения троса 20, вьюшки 19 и ее подшипников 23 в рабочем состоянии в течение длительного времени. В верхней части емкости 18, в зазоре между ней и дном камеры 2 находится взрывной заряд 24, который герметично закрыт и имеет подвод от источника 25 питания. Включение взрывного устройства осуществляется ключом 26. Посадочная ниша 15 в своей верхней части имеет несколько защелок 27, которые могут поворачиваться на оси 28 и удерживаются у упора 29 плоской пружиной 30. Защелки 27 могут заходить в вырез 31 захвата 32. Сам захват 32 имеет по центру отверстие 33. Захват 32 имеет в своей нижней части заходный конус 34 и сверху захват крепится к тросу 35, который соединен с лебедкой судна 36 - крана. Трос 35 оттянут в сторону роликом 37. Захват 31 имеет полость 38 для смещения центра тяжести.

Аварийная ситуация может быть следующей:
неконтролируемое и неуправляемое погружение лодки на грунт, когда глубина погружения не превышает предельной (в этом случае все нижеописанные операции не требуют поспешности);
неконтролируемое и неуправляемое погружение лодки на грунт, когда глубина погружения может значительно превысить допустимое значение. Такая обстановка требует четких действий в процессе погружения, также должны осуществляться все нижеописанные операции, но прежде всего необходимо остановить реактор аварийной защитой, т.е. опустить поглощающие стержни.

При возникновении аварийной ситуации в ядерной установке, которая выходит из-под контроля, защита экипажа может быть временем и экраном. Все это обеспечивается отлаженностью операций.

При необходимости быстрой эвакуации совершаются следующие действия: останавливается реактор; экипаж собирается по группам в свои камеры; отворачиваются болты 5 и камера 2 продолжает удерживаться местной сваркой 8; закрываются соосные люки 16 и 12 крышками 17 и 14; открывается вентиль 14 и пространство между камерой 2 и посадочной нишей 15 заполняется водой, воздух частично растворяется, а остаток сжимается и уравновешивает давление воды (камера 2 уже имеет положительную плавучесть, поэтому достаточно подорвать взрывное устройство 24 и сварка 8 разрушится, может быть эквивалентное решение - пневмоцилиндр, шток которого упирается в дно камеры 2, а в его полость подается сжатый воздух из аварийного баллона.

Возможно совмещение обоих вариантов.

Включается ключ 26 и от источника 25 происходит взрыв взрывного устройства. Далее камера 2, имеющая положительную плавучесть, перемещается к поверхности водной среды. При своем перемещении камера 2 сматывает трос 22 с вьюшки 19, которая начинает вращаться в подшипниках 23. После всплытия отжимными болтами открывают крышку 9 и экипаж выходит наружу. Камера 2 будет иметь устойчивое положение, так как ее центр тяжести во всей системе находится ниже дна с учетом веса троса 20. Далее по информации в район прибывает судно-кран 36, трос 20 отсоединяется от каждой камеры 2 и крепится на судне 36. Перед креплением троса 20 его пропускают через отверстие 33 захвата 31 и затем захват 31 опускается лебедкой по тросу 20 как по направляющей. Заходная часть 34 захвата 31 обеспечивает его совмещение с осью оболочки 15. Поскольку ролик 37 оттягивает трос 35, а центр тяжести захвата 31 смещен на величину, запутывания обеих тросов не происходит. Заходная часть 34 отжимает защелки 27, преодолевая пружины 30, и затем они заскакивают под действием той же пружины 30 в вырез 31. Когда во все оболочки установлены захваты 31, начинают поднимать лодку несколькими судами 36. Далее все зависит от состояния лодки и вида аварии. Либо она поднимается на определенную глубину и транспортируется так до мелководья, либо под нее подводятся понтоны, когда она уже у поверхности и она всплывает.

Выше рассмотрен вариант подъема экипажа, аналогично поднимается любой груз, например вооружение.

Изобретение позволяет эвакуировать экипаж или другой объект, который помещается в камеру практически с глубины, которая доступна лодке или при опускании ее на любую глубину и эвакуации во время опускания, достать любую лодку с любой глу- бины, предотвратить экологическую катастрофу, связанную с радиоактивным заражением водной среды.

Похожие патенты RU2022873C1

название год авторы номер документа
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2120882C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ВОДНОЙ СРЕДЕ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2123956C1
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2120883C1
МОРСКОЙ БОЕВОЙ ПОДВИЖНЫЙ КОМПЛЕКС 1997
  • Таланов Б.П.
RU2137673C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1991
  • Таланов Борис Петрович
RU2009953C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2139223C1
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Дегтярь В.Г.
  • Ивченко Б.П.
  • Серебров П.М.
  • Ситков Б.П.
  • Троянов М.В.
RU2149123C1
СПОСОБ ПОРАЖЕНИЯ БОЕВОГО НАДВОДНОГО СУДНА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2160212C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2016
  • Слюсарь Анатолий Емельянович
RU2702464C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ 1991
  • Таланов Борис Петрович
RU2009956C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 022 873 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к спасательным средствам для эвакуации с потерпевшего аварию подводного аппарата, находящегося на предельной глубине. Цель изобретения: расширение эксплуатационных возможностей устройства путем обеспечения возможности эвакуации вооружения. В устройстве, содержащем установленную в посадочной нише корпуса аппарата с зазором цилиндрическую камеру 2, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом 20, намотанным на вьюшку 19, соосные переходные люки 12 и 16 расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно продольной оси камеры и параллельно диаметральной плоскости аппарата. При этом в камере размещен трубопровод 10 с вентилем 11, посредством которого полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 022 873 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ АВАРИЙНОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА, содержащее установленную в посадочной нише корпуса аппарата цилиндрическую камеру, связанную с ним быстроразъемными креплениями и соединенную с тросом, вьюшку и соосные переходные люки, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей устройства путем обеспечения возможности эвакуации вооружения, в нем камера установлена в посадочной нише с зазором и прикреплена к корпусу аппарата с помощью выполненного в ее верхней части фланца, а соосные люки расположены с двух сторон от камеры перпендикулярно к продольной оси камеры и параллельно диаметральной плоскости аппарата, при этом в камере размещен трубопровод с вентилем, посредством которых полость между камерой и корпусом сообщена с забортной водой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2022873C1

Молчанов В.А
"Возвращение из глубин", Л.: Судостроение, 1982, с.108.

RU 2 022 873 C1

Авторы

Таланов Борис Петрович

Даты

1994-11-15Публикация

1990-10-18Подача