Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках.
Известен роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами.
Однако в известных роликоподшипниках не устранено сопротивление трения торцов роликов о борта колец даже в комбинированных роликах (см. Шибер Р. А. и Круглый Г. Т. "Устройство и ремонт вагонов", 1974, с. 245, рис. 214 б).
Цель изобретения - уменьшение сопротивления трения торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышение надежности и долговечности.
Это достигается тем, что сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью торцов и бортов колец с дорожками качения выполнено в виде плавного перехода с одинаковыми радиусами. Радиус перехода должен быть не менее высоты бортов колец, радиус перехода - не более радиуса торца ролика.
На чертеже показан роликоподшипник и варианты его исполнения.
Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми помещены ролики 3 цилиндрической поверхностью 4 катания, конической поверхностью катания 5 или сферической поверхностью 6 катания. Переход от поверхности катания цилиндрического 4 ролика 3 выполняют с торцевой поверхностью радиусом 8, большим высоты 7 борта колец 1 и 2. Переход от конической 5 и сферической 6 поверхностях катания к торцевой поверхности роликов 3 производят также радиусами 9 и 10, большими высоты 7 бортов колец 1 и 2. Чем больше радиусы 8,9,10, тем лучшие эксплуатационные характеристики имеют роликовые подшипники. Однако максимальным радиусом перехода от цилиндрической 4 или конической 5 поверхности качения выполняют не более радиуcа 11 торца cопрягаемого ролика c плавным переходом от цилиндричеcкой 4 или коничеcкой 5 поверхноcти качения к сферической поверхности радиуса 11 торца ролика. Для сферического ролика 6 максимальный радиус 12 торцевой поверхности выполнен радиусом не больше радиуса торца ролика. Для цилиндрических и бочкообразных роликов поверхности выполняют одинакового радиуса. Для упрощения конструкции меньший торец конического ролика выполняют радиусом 11, не большим его меньшего торца, а больший торец конического ролика выполнен радиусом 9, большим высоты буртика.
Торцевой переход роликов 3 работает в режиме перекатывания по всей высоте бортов дорожек качения колец, т. е. сопрягаемые с торцами роликов поверхности бортов выполнены таких же радиусов 8,9,10 или сферические 11 и 12. При сферических 11 и 12 радиусах перехода торцевых поверхностей роликов 3 обеспечивается возможность восприятия осевых нагрузок подшипником и перекосов внутреннего и наружного колец, так как концентрация напряжений у краев ролика будет сильно уменьшена.
Изобретение может найти применение во вращательных частях машин. (56) Патент Великобритании N 1374098, кл. F 16 С 13/36, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИГОЛЬЧАТЫЙ ПОДШИПНИК | 1990 |
|
RU2042057C1 |
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1990 |
|
RU2025590C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2005926C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ | 1992 |
|
RU2100123C1 |
ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068965C1 |
ПОДШИПНИК МНОГОЯРУСНЫЙ | 1991 |
|
RU2068503C1 |
Игольчатый подшипник | 1991 |
|
SU1838681A3 |
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С НЕЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1992 |
|
RU2068967C1 |
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2013673C1 |
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ РОЛИКОПОДШИПНИК | 1990 |
|
RU2034181C1 |
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: роликоподшипник содержит наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними рамки со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью с помощью плавных переходов. Радиус переходов не менее высоты борта кольца и не более радиуса скругления торца ролика. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1991-01-23—Подача