РОЛИКОПОДШИПНИК Российский патент 1994 года по МПК F16C19/36 

Описание патента на изобретение RU2011048C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках.

Известен роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами.

Однако в известных роликоподшипниках не устранено сопротивление трения торцов роликов о борта колец даже в комбинированных роликах (см. Шибер Р. А. и Круглый Г. Т. "Устройство и ремонт вагонов", 1974, с. 245, рис. 214 б).

Цель изобретения - уменьшение сопротивления трения торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышение надежности и долговечности.

Это достигается тем, что сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью торцов и бортов колец с дорожками качения выполнено в виде плавного перехода с одинаковыми радиусами. Радиус перехода должен быть не менее высоты бортов колец, радиус перехода - не более радиуса торца ролика.

На чертеже показан роликоподшипник и варианты его исполнения.

Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми помещены ролики 3 цилиндрической поверхностью 4 катания, конической поверхностью катания 5 или сферической поверхностью 6 катания. Переход от поверхности катания цилиндрического 4 ролика 3 выполняют с торцевой поверхностью радиусом 8, большим высоты 7 борта колец 1 и 2. Переход от конической 5 и сферической 6 поверхностях катания к торцевой поверхности роликов 3 производят также радиусами 9 и 10, большими высоты 7 бортов колец 1 и 2. Чем больше радиусы 8,9,10, тем лучшие эксплуатационные характеристики имеют роликовые подшипники. Однако максимальным радиусом перехода от цилиндрической 4 или конической 5 поверхности качения выполняют не более радиуcа 11 торца cопрягаемого ролика c плавным переходом от цилиндричеcкой 4 или коничеcкой 5 поверхноcти качения к сферической поверхности радиуса 11 торца ролика. Для сферического ролика 6 максимальный радиус 12 торцевой поверхности выполнен радиусом не больше радиуса торца ролика. Для цилиндрических и бочкообразных роликов поверхности выполняют одинакового радиуса. Для упрощения конструкции меньший торец конического ролика выполняют радиусом 11, не большим его меньшего торца, а больший торец конического ролика выполнен радиусом 9, большим высоты буртика.

Торцевой переход роликов 3 работает в режиме перекатывания по всей высоте бортов дорожек качения колец, т. е. сопрягаемые с торцами роликов поверхности бортов выполнены таких же радиусов 8,9,10 или сферические 11 и 12. При сферических 11 и 12 радиусах перехода торцевых поверхностей роликов 3 обеспечивается возможность восприятия осевых нагрузок подшипником и перекосов внутреннего и наружного колец, так как концентрация напряжений у краев ролика будет сильно уменьшена.

Изобретение может найти применение во вращательных частях машин. (56) Патент Великобритании N 1374098, кл. F 16 С 13/36, 1974.

Похожие патенты RU2011048C1

название год авторы номер документа
ИГОЛЬЧАТЫЙ ПОДШИПНИК 1990
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2042057C1
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1990
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2025590C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 1991
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2005926C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ 1992
  • Изосимов Михаил Ефимович[Ua]
RU2100123C1
ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1992
  • Изосимов Михаил Ефимович[Ua]
RU2068965C1
ПОДШИПНИК МНОГОЯРУСНЫЙ 1991
  • Изосимов Михаил Ефимович[Ua]
RU2068503C1
Игольчатый подшипник 1991
  • Изосимов Михаил Ефимович
SU1838681A3
МНОГОЯРУСНЫЙ ПОДШИПНИК С НЕЧЕТНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ЯРУСОВ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 1992
  • Изосимов Михаил Ефимович[Ua]
RU2068967C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 1991
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2013673C1
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ РОЛИКОПОДШИПНИК 1990
  • Изосимов Михаил Ефимович
RU2034181C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 048 C1

Реферат патента 1994 года РОЛИКОПОДШИПНИК

Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: роликоподшипник содержит наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними рамки со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью с помощью плавных переходов. Радиус переходов не менее высоты борта кольца и не более радиуса скругления торца ролика. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 011 048 C1

1. РОЛИКОПОДШИПНИК, содержащий наружное и внутреннее кольца с бортами, сопряженными с дорожками качения, и размещенные между ними ролики со скругленными торцами, сопряженными с рабочей частью, отличающийся тем, что, с целью уменьшения сопротивления трению торцов роликов о борта колец при аксиальных нагрузках, повышения надежности и долговечности, сопряжение рабочей поверхности ролика с поверхностью его торцевой части и сопряжение дорожки качения с ее бортами выполнены в виде участков криволинейных поверхностей, очерченных одинаковыми радиусами. 2. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не менее высоты борта кольца. 3. Роликоподшипник по п. 1, отличающийся тем, что радиус участка криволинейной поверхности выполнен величиной не более радиуса скругления торца ролика.

RU 2 011 048 C1

Авторы

Изосимов Михаил Ефимович

Даты

1994-04-15Публикация

1991-01-23Подача