Изобретение относится к машиностроению, в частности к бортовым редукторам транспортного средства.
Известен бортовой редуктор транспортного средства, содержащий центральную шестерню, установленную на входном валу, сдвоенные шестерни и шестерню, установленную на выходном валу, при этом одни из сдвоенных шестерен связаны с центральной шестерней, а другие - с шестерней, установленной на выходном валу Руденко Н. Ф. Планетарные передачи, М. : Машгиз, 1947, с. 211, рис. 215. ).
Недостатком известного редуктора является то, что ведущий и ведомый валы соосны между собой, что не позволяет увеличить клиренс.
Наиболее близким к изобретению является бортовой редуктор транспортного средства, содержащий центральную шестерню, установленную на входном валу, сдвоенные шестерни и шестерню, установленную на выходном валу, при этом одни из сдвоенных шестерен связаны с центральной шестерней, а другие - с шестерней, установленной на выходном валу, шестерня, связанная с ведомым валом, выполнена двухвенцовой, а сдвоенные шестерни, связанные с ней, выполнены разных диаметров, при этом ось ведущего вала установлена выше оси ведомого вала [1] .
Недостатком устройства - прототипа является сравнительно высокая нагрузка на зубья центральной ведущей шестерни, что снижает надежность устройства.
Цель изобретения - повышение надежности устройства путем создания дополнительного потока мощности без увеличения габаритов устройства.
Это достигается тем, что в бортовом редукторе транспортного средства, содержащем центральную шестерню, установленную на входном валу, две пары аксиально сдвоенных шестерен и одну пару концентрично сдвоенных шестерен, установленную на выходном валу, при этом одни из аксиально сдвоенных шестерен связаны с центральной шестерней, а другие - с концентрично сдвоенными шестернями, аксиально сдвоенные шестерни выполнены разных диаметров, а ось ведущего вала установлена выше оси ведомого, в паре концентрично сдвоенных шестерен шестерня меньшего диаметра снабжена дополнительным венцом с внутренним зацеплением, сопрягаемым с дополнительной центральной шестерней, установленной на ведущем валу.
На фиг. 1 схематично показан бортовой редуктор, продольное сечение; на фиг. 2 - то же, поперечное сечение.
Бортовой редуктор транспортного средства состоит из корпуса 1, в котором размещены ведущий вал 2 с установленной на нем центральной шестерней 3, две пары аксиально сдвоенных шестерен с одинаковыми большими зубчатыми венцами 4 и малыми разного диаметра зубчатыми венцами 5 в одной паре и 6 - в другой паре, ведомый вал 7, содержащий пару концентрично сдвоенных шестерен, в которой шестерня 9 меньшего диаметра выполнена двухвенцовой, с наружным и внутренним зацеплением, а шестерня 8 большего диаметра - одновенцовая с наружным зацеплением. На конце ведомого вала 7 установлено выходное звено, например звездочка 10.
На ведущем валу 2 установлена дополнительная центральная шестерня 11, находящаяся в зацеплении с внутренним венцом шестерни 9, которая одновременно наружным венцом сцеплена с шестерней 6.
Иначе говоря, центральная шестерня 3 также выполнена в виде сдвоенных шестерен.
Наружная шестерня 8 находится в зацеплении с шестернями 5. Диаметр зубчатого венца 5 больше диаметра зубчатого венца 6, и венец 8 по диаметру больше венца 9.
При проектировании редуктора должно быть выполнено условие, чтобы отношение чисел зубьев сопрягаемых венцов второй и третьей ступеней были равны между собой, т. е.
= = (1)
Это может быть достигнуто за счет изменения модуля зубчатого зацепления или числа зубчатых венцов.
На фиг. 2 шестерни редуктора имеют следующие диаметры длительных окружностей, мм: D3= 20; D4= 42; D5= 16; D6= 10, D8= 64; D9внутр.= 32; D9наруж.= 40.
Ось вращения ведущего вала 2 расположена выше оси ведомого вала 7 (звездочка 10), благодаря чему увеличивается клиренс на величину расстояния между осями, что приводит к увеличению проходимости транспортного средства.
Наличие дополнительной центральной шестерни 11 обеспечивает появление дополнительного потока мощности, благодаря чему уменьшается нагрузка на зубья основной центральной шестерни 3, что повышает надежность устройства.
Использование: в бортовых редукторах транспортного средства. Сущность: редуктор содержит установленную на входном валу центральную шестерню, сдвоенные шестерни и шестерни, установленные на выходном валу. В сдвоенных шестернях шестерни большего диаметра связаны с центральной шестерней и имеют одинаковый диаметр, а шестерни меньшего диаметра связаны с выходным валом и имеют разный диаметр. Ось входного вала расположена выше оси выходного вала для создания клиренса. Шестерни концентричны между собой, при этом шестерня одновенцовая с наружным зацеплением, а шестерня двухвенцовая с наружным и внутренним зацеплением. На входном валу установлена дополнительная центральная шестерня, находящаяся в зацеплении с внутренним венцом шестерни, которая наружным венцом сцеплена с шестерней. В редукторе можно выполнять условие равенства передаточных отношений в сопрягаемых венцах второй и третьей ступеней. 2 ил.
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий центральную шестерню, установленную на входном валу, две пары аксиально сдвоенных шестерен и одну пару концентрично сдвоенных шестерен, установленных на выходном валу, при этом один из аксиально сдвоенных шестерен связаны с центральной шестерней, а другие - с концентрично сдвоенными шестернями, аксиально сдвоенные шестерни выполнены разных диаметров, а ось ведущего вала установлена выше оси ведомого вала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности без увеличения габаритов, он снабжен дополнительной центральной шестерней, установленной на ведущем валу, а шестерня меньшего диаметра в паре концентрично сдвоенных шестерен выполнена двухвенцовой с внутренним зацеплением, сопрягаемым с дополнительной центральной шестерней.
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1991-06-21—Подача