Изобретение относится к транспортному машиностроению.
Известен привод ведущего управляемого колеса транспортного средства, содержащий ведущий вал-шестерню, наклонный ведомый вал, на котором установлена шестерня, и конечную передачу в виде шестерен, ведущая из которых связана с упомянутой шестерней, а ведомая - со ступицей колеса (Коротоношко Н.И. Автомобили высокой проходимости. М.: Машгиз, с. 146.ФИГ.95).
Уменьшение сопротивления повороту достигается наклонным расположением ведомого вала. Однако в таком приводе нарушается кинематика поворота транспортного средства, так как при повороте в одну сторону ведущее колесо имеет большую скорость, чем при повороте в другую сторону.
Известен и другой привод ведущего уп- .равляемого колеса транспортного средства, содержащий ведущий вал-шестерню, ведомый вал, на котором установлена шестерня, и конечную передачу в виде пары шестерен (Патент США № 2456865, кл. 180-63, 1948).
Ведомый вал этого привода установлен вертикально, что способствует увеличению
х
момента сопротивления повороту, вызванного касательным усилием на ведущем колесе на плече, равном расстоянию от точки контакта до оси вертикально расположенного ведомого вала.
Кроме того, здесь, как и в первом описанном приводе, возникает дополнительное сопротивление повороту транспортного средства в результате действия реактивных крутящих моментов.
Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату привод ведущего управляемого колеса транспортного средства, содержащий ведущий вал-шестерню, ведомый вал, на ко- тором установлена шестерня, и конечную передачу в виде пары шестерен. Привод снабжен дополнительной шестерней, установленной на ведомом валу, полым валом, ось которого параллельна оси ведомого ва- ла, имеющим расположенное на одном кон - це зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с дополнительной шестерней, а на другом конце - шестерню конечной передачи, суммирующим трехзвенным диффе- pei-щиалом,. выходное звено которого соединено со ступицей колеса, одно входное звено соединено с другой шестерней конечной передачи, и дополнительным приводом, состоящим из полого ведомого вала, расположенного коаксиально относительно ве домого вала, с дополнительной ведомой шестерней, находящейся в зацеплении с ведущим валом-шестерней, дополнительного вала, расположенного внутри полого вала, связанного с другим входным звеном суммирующего дифференциала и с зубчатой передачей, одна шестерня которой соединена с ведомым валом, а другая - с дополнительным (аот.ов. СССР №533505, кл. В 60 К 17/30, 1976),
Это устройство сложно, имеет большие габариты и недостаточно надежно.
Цель изобретения - упрощение конструкции, уменьшение габаритных размеров и повышение надежности за счет укорочения кинематической цепи привода.
Поставленная цель достигается тем, что в приводе ведущего управляемого колеса транспортного средстзч.. содержащем ведущий вал-шестерню, суммирующий трех- звениый дифференциал с двумя выходными звеньями, две конечные передачи - основ- иую и дополнительную, исполненные каждая в виде пары шестерен, Б каждой паре которых одна шестерня сопряжена с одним из выходных звеньев дифференциала, и вз домый зал, м:; ко:-щ з которого установлена
шестерня основной конечной передачи, шестерня дополнительной конечной передачи жестко установлена на ведомом валу и сопряжена с ведущим валом-шестерней. В варианте шестерня основной конечной передачи сопряжена с одним из центральных колос дифференциала, венец которого выполнен с широкими зубьями.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема привода; на фиг.2 - кинематическая схема варианта привода.
Привод ведущего управляемого колеса tpaHcnopTnoro средства содержит ведущий вал 1 с шестерней 2, ведомый вал 3, две конечные передачи, выполненные каждая в виде пары шестерен, основной 4-5 и дополнительной 6-7, суммирующий трехзвенный дифференциал 8 с двумя выходными звень- ьми в виде двух установленных коаксиально относительно один другого валов 9 и 10. На концах выходного звена 9. дифференциала 8 установлены центральное колесо 11 дифференциала 8 и зубчатое коническое колесо 7 дополнительной конечной передачи. На. концах выходного звена 10 дифференциала 8 установлены центральное колесо 12 дифференциала 8 и зубчатое коническое колесо 5 основной конечной передачи. Шестерня 4 основной конечной передачи и шестерня 6 дополнительной конечной передачи установлены на ведомом валу 3, который, в свою очередь, на подшипниках установлен в корпусе 13. Шестерня 6 сопряжена с ведущей шестерней 2.
Привод работает следующим образом. Крутящий момент от ведущего вала 1 через шестерню 2 передается шестерне б и жестко связанному с ней ведомому валу 3. От ведомого вала 3 движение передается по двум параллельным цепям. Первая цепь: шестерня 4 - колесо 5 - вал 10 -- центральное колесо 12 дифференциала 8 - сателлиты 14 дифференциала 8. Вторая цепь: шестерня 6 -- шестерня 7 - вал 9 - центральное колесо 11 дифференциала 8 - сателлиты 14 дифференциала 8.
Таким образом, поток мощности, разветвляясь на ведомом валу 3, вноеь соединяется из сателлитах 14 суммирующего дифференциала 8, откуда он передается на выходное звено 15 и далее на ступицу 16 ведущего колеса 17 транспортного средства. Реактивные крутящие моменты на шестернях 5 и 7 и связанных с ними деталях направлены в противоположные стороны.
В результате привод нагружается лишь разностью этих моментов, обусловленной незначительной разницей моментов инерции шестерен 5 и 7,
Компоновка привода позволяет устранить и момент сопротивлений повороту ведущего колеса 17, так как ось 18 поворота колеса 17 совпадает с осью симметрии этого колеса при криволинейном движении транспортного средства и проходит через точку его контакта с опорной поверхностью.
Частота вращения корпуса дифференциала 8 не зависит от направления поворота, в связи с чем связанное с ним ведущее кол-есо 17 вращается с постоянной частотой вращения, независимо от направлений поворота, е результате чего устраняется и нарушение кинематики поворота транспортного средства.
В варианте описываемого привода (фиг.2) щестерня 4 основной конечной передачи сопряжена с центральным колесом 12 дифференциала 8, для чего венец колеса 12 выполнен с широкими зубьями. Это позволяет упростить схему и уменьшить габариты привода.
Работает вариант привода аналогично описанному выше.
8 18 .
/ Л 7 3
-Анн /
у 1 I
т -
у-р I- .ч ю
15 М
0
5
0
Формула изобретения
1.Привод ведущего управляемого колеса транспортного средства, содержащий ве- дущий вал-шестерню, суммирующий трехзвенный дифференциал с двумя выходными звеньями, две конечные передачи - основную и дополнительную, выполненные каждая в виде пары шестерен, одна шестерня в каждой паре которых сопряжена с одним из выходных звеньев дифференциала, и ведомый вал, на конце которого установлена шестерня основной конечной передачи, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритных размеров при повышении надежности за счет уменьшения длины кинематической цепи привода, шестерня дополнительной конечной передачи жестко установлена на ведомом валу и сопряжена с ведущим валом-шестерней.
2.Привод по п. 1,отличающийся тем, что шестерня основной конечной передачи сопряжена с. одним из центральных колес дифференциала, венец которого выполнен с широкими зубьями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ВЕДУЩИХ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2127844C1 |
Привод ведущего управляемого колеса транспортного средства | 1974 |
|
SU533505A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства | 1989 |
|
SU1752587A1 |
Двухступенчатая коробка передач | 1989 |
|
SU1749064A1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО, С КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ | 2012 |
|
RU2500934C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2313709C1 |
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 | 2016 |
|
RU2621403C1 |
Планетарная коробка передач 10R4 со сдвоенным сцеплением | 2016 |
|
RU2721229C2 |
Дифференциальная раздаточная коробка полноприводного автомобиля | 1987 |
|
SU1504119A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - упрощение, конструкции и уменьшение габаритных размеров при повышении надежности за счет уменьшения длины кинематической цепи привода. Привод содержит ведущий вал 1 с шестерней 2, ведомый вал 3, основную 4-5 и дополнительную 6-7 конечные передачи, суммирующий дифференциал 8 с выходными звеньями 9 и 10. При вращении вала 1 вращается ведомый вал 3, от которого движение передается по двум параллельным цепям на сателлиты 14 суммирующего дифференциала 8, далее на выходное звено 15, ступицу 16 ведущего колеса 17. Так как реактивные крутящие моменты на шестернях 5 и 7 конечных передач направлены в противоположные стороны, привод нагружается лишь незначительной разницей моментов инерции этих шестерен. В приводе отсутствует момент сопротивления повороту ведущего колеса 17, которое вращается с постоянной частотой вращения независимо от направления поворота. В варианте шестерня 4 сопряжена с центральным колесом 12 дифференциала 8, для чего венец этого колеса выполнен с широкими зубьями. 1 з,п.ф-лы, 2 ил. С
Фиг.1
э ic
Привод ведущего управляемого колеса транспортного средства | 1974 |
|
SU533505A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-05-14—Подача