Изобретение относится к непрерывной разливке стали, может быть также применено в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовок.
Известен способ изготовления составных роликов (Патент 4333 (Япония) - 1965), включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось и последующее соединение бандажа с осью посредством сварки.
Однако данный способ отличается значительной трудоемкостью. Кроме того, он не обеспечивает надежного соединения бандажа с осью, поскольку плотный контакт между этими элементами имеет место лишь в зоне сварного шва. Другим недостатком способа является неравномерность структуры, связанная с наличием зоны термического влияния сварки.
Известен способ изготовления составных роликов (Авт. св. СССР N 741971, 1980), включающий изготовление оси ролика и бандажа, их сборку и последующую совместную горячую деформацию бандажа и оси.
Однако при совместной пластической деформации невозможно получить соединение деталей со значительным натягом. В процессе эксплуатации ролика бандаж контактирует с горячим слябом, разогревается, вследствие чего возникает проскальзывание бандажа относительно оси. Другим недостатком способа является значительная его трудоемкость.
Наиболее близким техническим решением является способ изготовления составных роликов, включающий изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа и индукционного нагрева при перемещении петлевого индуктора и спрейерной насадки вдоль оси ролика.
Однако данный способ не предусматривает насадки бандажа на ось с оптимальным зазором, вследствие чего надежность соединения не может быть обеспечена. Кроме того, рассматриваемый способ не устанавливает такие важные технологические характеристики, как глубина индуцирования электрического тока в бандаже и скорость перемещения зоны закалки вдоль оси ролика, что дополнительно снижает надежность соединения бандажа с осью.
Целью изобретения является повышение надежности соединения бандажа с осью.
Цель достигается тем, что в способе изготовления составного ролика, преимущественно для машины непрерывного литья заготовок, включающем изготовление оси ролика и бандажа, насадку бандажа на ось по скользящей посадке и последующую поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева, согласно изобретению бандаж на ось насаживают с зазором, составляющим (0,11-3,9)10-3 от диаметра оси.
Кроме того, при индукционном нагреве бандажа электрический ток в бандаже индуцируют на глубине 0,2-0,8 толщины бандажа.
Кроме того, зону закалки перемещают вдоль оси ролика со скоростью V = (0,2-18,0)а/l, м/с, где а - коэффициент температуропроводности материала бандажа, м2/с;
l - толщина бандажа, м.
Способ изготовления составного ролика осуществляют следующим образом.
Изготовляют ось ролика и бандаж. Насаживают бандаж на ось по скользящей посадке с соблюдением зазора между осью и бандажом в диапазоне (0,11-3,9)˙10-3 от диаметра оси. Затем производят поверхностную закалку бандажа с индукционного нагрева, причем электрический ток в бандаже индуцируют на глубине 0,2-0,8 толщины бандажа. Зону закалки перемещают вдоль оси ролика со скоростью
V = (0,2-18,0)a/l, м/с, где а - коэффициент температуропроводности материала бандажа, м2/с,
l - толщина бандажа, м.
Предлагаемый диапазон величин зазора выбран на основе экспериментальных данных. Эксперименты проводились в ремонтно-механическом цехе Череповецкого металлургического комбината.
Результаты приведены в табл. 1.
Как следует из табл. 1, хорошее качество соединения бандажа с осью имеет место в том случае, когда бандаж насажен на ось с зазором (0,11-3,9)˙10-3 от диаметра оси (перед закалкой). При этом в процессы механических испытаний бандажированных роликов на проворачивание бандажа относительно оси в зоне контакта возникали касательные напряжения в диапазоне (0,28-5,41)˙108 Па, что свидетельствует о достаточно надежном соединении бандажа с осью.
При уменьшении зазора до 0,1˙10-3 после закалки поверхность бандажа была поражена трещинами, что и явилось причиной уменьшения надежности соединения бандажа с осью. При начальном зазоре 0,07˙10-3 бандаж разрушился уже в процессе закалки.
Увеличение зазора до 4,0˙10-3 и выше приводит к резкому падению усилия сопротивления проворачиванию бандажа относительно оси. При начальном зазоре 4,5˙10-3 бандаж не соединился с осью, т. е. после закалки натяг между осью и бандажом полностью отсутствовал.
Для установления диапазона оптимальной глубины индуцирования электрического тока в бандаже поверхностной закалке подвергали бандажные кольца толщиной 3-80 мм, посадочный диаметр колец варьировал в диапазоне 80-550 мм.
Результаты представлены в табл. 2.
Как следует из табл. 2, технически рациональная величина усадки посадочного отверстия бандажа имеет место в том случае, когда электрический ток в бандаже индуцируется на глубине 0,20-0,80 от толщины бандажа. При меньшей глубине проникновения электрического тока величина усадки резко снижается, а при глубине индуцирования 0,15 толщины бандажа усадка посадочного отверстия полностью отсутствует.
При увеличении глубины индуцирования сверх 0,80 толщины бандажа усадка посадочного отверстия также резко снижается, а при глубине индуцирования 0,82 толщины бандажа она полностью отсутствует. При дальнейшем увеличении глубины проникновения электрического тока наблюдается обратный эффект - "разбухание" кольца.
Таким образом, оптимальной следует считать глубину индуцирования электрического тока в диапазоне 0,20-0,80 от толщины бандажа.
Для установления оптимальной скорости перемещения зоны закалки вдоль оси ролика на ось предложенным способом насаживали бандаж с диаметром посадочного отверстия 80-550 мм. Бандаж выполняли из легированной стали 14 марок, имеющих различный коэффициент температуропроводности. Толщину бандажа варьировали в диапазоне 3-80 мм. Технологические (V), теплофизические (а) и геометрические (b) характеристики представляли безразмерным комплексом - критерием Кр (аналог критерия Пекле). Этот критерий характеризует соотношение трансляционного теплового потока вдоль оси ролика (связанного с перемещение зоны закалки) и кондуктивного теплового потока (за счет теплопроводности) в радиальном и осевом направлениях. Величина Кр определяется по формуле
Кр = Vl/a
Результаты экспериментов сведены в табл. 3.
Влияние скорости перемещения зоны закалки на качество бандажированного ролика.
Как следует из табл. 3, хорошее качество соединения бандажа с осью имеет место в том случае, когда процесс осуществляется при соблюдении критерия Кр в диапазоне 0,2-18,0. Отсюда получаем оптимальную скорость перемещения зоны закалки:
V = (0,2-18,0) a/l.
П р и м е р. Из стали 45 изготовляют ось ролика машины непрерывного литья заготовок. Посадочный диаметр оси 230h7. Из стали 25Х1М1Ф изготовляют бандажные кольца шириной 100 мм, диаметром посадочного отверстия 230
Таким образом толщина бандажного кольца составляет 20 мм. Бандажные кольца насаживают на ось ролика и собранную конструкцию устанавливают в центрах установки для поверхностной закалки токами высокой частоты. Мощность индуктора 250 кВт, частота тока 2500 Гц, частота вращения шпинделя с деталью 20 об/мин. В нижней части петлевого индуктора имеется спрейерная насадка. Индуктор со спрейерной насадкой перемещают вертикально вдоль оси ролика снизу вверх со скоростью 1,2 мм/с. Глубина проникновения индуцируемого электрического тока составляет 9,5 мм. Поскольку среднее значение коэффициента температуропроводности для данной марки стали 7,1˙10-6 м2/с, то критерий Кр определится соотношением:
Кр = Vl/a= 1,2·10-3·20·10-3/7,1·10-6= 3,38
Откуда V = 3,38 a/l, м/с
После завершения закалки бандажированный ролик снимают с установки и подвергают стабилизирующему отпуску при 650-680оС в печи с выдвижным подом.
Технико-экономическое преимущество разработанного технического решения в сравнении с прототипом заключается в повышении степени надежности соединения бандажа с осью, вследствие чего стойкость роликов повысится на 20-25% .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННОГО ИНСТРУМЕНТА, ИМЕЮЩЕГО ФОРМУ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ | 1992 |
|
RU2053090C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СОСТАВНОГО РОЛИКА | 1993 |
|
RU2051188C1 |
РОЛИК ДЛЯ МАШИНЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ ЗАГОТОВОК | 1992 |
|
RU2033298C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БАНДАЖИРОВАННЫХ РОЛИКОВ | 1998 |
|
RU2123412C1 |
СПОСОБ БАНДАЖИРОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ | 1997 |
|
RU2111831C1 |
Способ изготовления составных прокатных валков | 1977 |
|
SU737481A1 |
БАНДАЖНОЕ КОЛЬЦО РОЛИКА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2124962C1 |
ШЛАКОВОЗНАЯ ЧАША | 1992 |
|
RU2016064C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ (УЛУЧШЕНИЯ) БАНДАЖА СОСТАВНОГО РОЛИКА | 2004 |
|
RU2266341C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫСОКОПРОЧНОГО БАНДАЖИРОВАННОГО ПРОКАТНОГО ВАЛКА | 2010 |
|
RU2429300C1 |
Использование: в машиностроении при изготовлении составных роликов машин непрерывного литья заготовок. Сущность: бандаж на ось насаживают с зазором, составляющим диаметра оси. 2 з. п. ф-лы, 3 табл.
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1992-07-20—Подача