КАТАЛИТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ Российский патент 1994 года по МПК F01N3/28 

Описание патента на изобретение RU2015356C1

Изобретение относится к снабженному оболочкой каталитическому элементу, в частности для автомобилей, содержащему металлический, проницаемый для выхлопных газов сотовый носитель с трубчатой оболочкой.

Металлические носители катализатора известны в многочисленных вариантах. Они могут быть изготовлены, например, из стальных листов или методами порошковой металлургии.

Однако многие виды носителей катализатора не позволяют отказаться от трубчатой оболочки, которая непосредственно окружает сотовидный элемент и обеспечивает сохранение его структуры.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

На фиг. 1 показан каталитический элемент из двух катализаторных секций с двойной оболочкой; на фиг. 2 - вариант устройства с другим выполнением концевого участка и с дополнительным внутренним выступом на наружной оболочке для опоры внутренней системы; на фиг. 3 - то же, с наружной оболочкой из двух частей конструкций с большей осевой длиной; на фиг. 4 - применение изобретения для цельных катализаторов.

На фиг. 1 показан принцип изобретения на примере каталитического элемента большого объема, который состоит из двух носителей - катализаторов 1 и 2. Удаление одного из носителей и соответствующее укорачивание наружной трубчатой оболочки 8 иллюстрируют сущность данного изобретения применительно к цельному катализатору (фиг. 2, 3 и 4).

На фиг. 1 показано катализаторное устройство с первым 1 и вторым 2 металлическими сотовыми носителями, которые окружены первой внутренней трубчатой оболочкой 3 и второй дополнительной внутренней трубчатой оболочкой 4. Обе внутренние оболочки 3 и 4 по обоим концам выступают за пределы собственно носителей 1 и 2. Внутренний выступающий конец первой внутренней оболочки 3 имеет суженный участок 6, который входит внутрь участка 7 второй дополнительной внутренней оболочки 4, образуя с ней подвижную опору 5. Таким образом, между двумя сотовыми носителями 1 и 2 остается пустая смесительная промежуточная камера 14, в которой выхлопные газы после прохождения первого носителя 1 снова перемешиваются. Наружный конец первой внутренней оболочки 3 снабжен круговым наружным выступом 13, а наружный конец второго носителя 4 снабжен таким же круговым выступом 12. По этим двум выступам 12 и 13 на всю конструкцию насаживается наружная оболочка 3, которая крепится на выступах 12 и 13 кольцевыми сварочными швами 10 и 11. Наружные концы обеих внутренних оболочек 3 и 4 выступают за пределы наружной оболочки 8, поэтому легко может быть насажен до упора в наружную оболочку 8 присоединительный элемент 15 (изображен пунктиром). Присоединение к системе выхлопных газов автомобиля осуществляется без затруднений, причем при определенных условиях сварочные швы 10 и 11 могут быть использованы для одновременного присоединения элементов 15, внутренних оболочек 3 и 4 и наружной оболочки 8. На фиг. 1 изображена только принципиальная конструкция без соблюдения масштаба. В частности, внутренние оболочки 3 и 4 могут быть существенно тоньше, чем наружная оболочка 8. Кроме того, осевая длина промежуточной камеры 14 гораздо меньше, чем показано. Существенно лишь то, что размеры суженной части 6 относительно насаживаемой части 7 достаточны для образования зазора, обеспечивающего возможность термического расширения обеих внутренних оболочек 3 и 4. Сотовидные носители 1 и 2 могут иметь различную осевую длину и различное число каналов на единицу площади сечения.

Могут быть различные варианты соединения внутренней и наружной оболочек и выполнения концевых участков устройства. Кроме того, носитель или носители могут опираться с помощью внутренних выступов. Так, на фиг. 2 показаны два металлических сотовидных носителя 21 и 22 с внутренними трубчатыми оболочками 23 и 24, которые вставлены друг в друга посредством суженного участка 26 и выступающего участка 27 (как и на фиг. 1), в результате чего образуется подвижная опора 25. В этом примере выполнения наружная оболочка 28 имеет круговой внутренний выступ 20, глубина которого соответствует промежутку 29 между наружной и внутренней оболочками. В катализаторных устройствах относительно большой осевой длины такой внутренний выступ 20 предотвращает колебания сотовидных носителей 21 и 22, неограничивая свободу осевого движения. Дополнительные преимущества заключаются в уменьшении звукоизлучения.

На фиг. 3 показан каталитический элемент, в котором наружная трубчатая оболочка состоит из двух частей 38а и 38б, которые связаны друг с другом соединением 38в, которое может быть, например, кольцевым стыковым сварочным швом, но обе части 38а и 38б могут быть вставлены друг в друга и после этого соединены. Расположение металлических сотовидных носителей 31 и 32 с их внутренними трубчатыми оболочками 33 и 34 соответствует фиг. 1 и 2. В данном случае наружная трубчатая оболочка 2 имеет два круговых внутренних выступа 30а и 30б, которые упираются на внутренние оболочки 33 и 34. Здесь также скользят относительно друг друга участки 36 и 37 двух внутренних трубчатых оболочек 31 и 32, образуя подвижную опору 35. На фиг. 3 дополнительно показаны еще два различных варианта выполнения концевых участков конструкции с двойной оболочкой. Слева присоединительный элемент 43 насаживается на выступающий конец 42 первой внутренней оболочки 33 до упора в суженный конец наружной оболочки 38а. Справа вторая внутренняя оболочка 34 не выступает за пределы наружной оболочки 38б. В этом случае присоединительный элемент 41 насаживается на суженный конец 40 наружной оболочки 38б и соединяется с ним. При этом сварочные швы ни в коем случае не должны повредить наружных слоев катализатора. Возможны и другие варианты выполнения концевые участки, но общее требование заключается в том, чтобы наружная трубчатая оболочка и присоединительные элементы полностью и герметично охватывали внутренние трубчатые оболочки.

Полноты ради на фиг. 4 показан пример выполнения применительно к цельному катализатору. Металлический сотовидный носитель 51 своей внутренней трубчатой оболочкой 53 жестко соединен с одной стороны с наружной трубчатой оболочкой 58, причем между обеими оболочками оставлен промежуток 59. Круговой внутренний выступ 50 на наружной оболочке 58 удерживает другой конец внутренней оболочки 53 в подвижной опоре 55, благодаря чему внутренняя оболочка 53 катализатора 51 имеет возможность свободного продольного расширения относительной наружной оболочки 58.

Похожие патенты RU2015356C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ И/ИЛИ НАГРЕВА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ЯЧЕИСТЫХ КОНСТРУКЦИЯХ, В ЧАСТНОСТИ, КОРПУСАХ-НОСИТЕЛЯХ КАТАЛИЗАТОРА 1992
  • Вольфганг Маус[De]
  • Рольф Брюк[De]
RU2102606C1
ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩАЯ ЯЧЕИСТАЯ КОНСТРУКЦИЯ НОСИТЕЛЯ КАТАЛИЗАТОРА ДЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ И СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩЕЙ ЯЧЕИСТОЙ КОНСТРУКЦИИ НОСИТЕЛЯ КАТАЛИЗАТОРА 1989
  • Ханс Юрген Бройер[De]
  • Теодор Цирон[De]
  • Вольфганг Маус[De]
  • Хельмут Сварс[De]
  • Людвиг Вирес[De]
RU2067191C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ 1991
  • Вирес Людвиг[De]
RU2018698C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР С НОСИТЕЛЯМИ КАТАЛИЗАТОРА, А ТАКЖЕ УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОСИТЕЛЯ КАТАЛИЗАТОРА 2000
  • Маус Вольфганг
  • Брюк Рольф
RU2219355C2
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ ПРОХОДНОЙ ИЗОЛЯТОР 1996
  • Маус Вольфганг
  • Брюк Рольф
  • Крузе Карштен
RU2196368C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Вольфганг Маус
  • Рольф Брюкк
RU2136910C1
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ 1997
  • Брюк Рольф
  • Хирт Петер
  • Бергау Норберт
  • Албиц Роберт
  • Гребмаир Максимилиан
  • Отто Эрхард
RU2196373C2
СОТОВЫЙ КАРКАС 1992
  • Рольф Брюк[De]
  • Хельмут Сварс[De]
RU2077383C1
ПАЯНЫЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ СОТОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ С ДИСТАНЦИОННЫМИ РАСПОРКАМИ В МЕСТАХ ПАЙКИ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1997
  • Маус Вольфганг
  • Брюк Рольф
RU2179097C2
СПОСОБ УСКОРЕНИЯ СРАБАТЫВАНИЯ КАТАЛИЗАТОРА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1989
  • Вольфганг Маус[De]
  • Хельмут Сварс[De]
  • Ханс-Юрген Бройер[De]
  • Теодор Цирон[De]
RU2054123C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 015 356 C1

Реферат патента 1994 года КАТАЛИТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Использование: в двигателях внутреннего сгорания, в устройствах для очистки отработавших газов. Сущность изобретения: каталитический элемент для нейтрализации отработавших газов содержит металлический сотовый носитель катализатора, наружную и внутреннюю трубчатые оболочки. Оболочки размещены концентрично одна относительно другой с образованием кольцевого зазора между ними и возможностью свободного продольного расширения внутренней трубчатой оболочки. Один конец внутренней трубчатой оболочки жестко соединен с одним концом наружной трубчатой оболочки. Каталитический элемент дополнительно содержит подвижную опору. Внутренняя трубчая оболочка другим концом установлена в подвижной опоре, образованной круговыми или одиночными выступами, выполненными на наружной трубчатой оболочке. 10 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 015 356 C1

1. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ в частности автомобилей, размещенный в корпусе и содержащий по меньшей мере первый металлический сотовидный носитель катализатора, наружную трубчатую оболочку с первым и вторым концами и внутреннюю трубчатую оболочку с первым и вторым концами и размещенным в ней носителем, причем оболочки размещены концентрично одна относительно другой, с образованием кольцевого зазора между ними и возможностью свободного продольного расширения внутренней трубчатой оболочки, первый конец внутренней трубчатой оболочки жестко соединен с первым концом наружной трубчатой оболочки, отличающийся тем, что он дополнительно содержит подвижную опору, а внутренняя трубчатая оболочка вторым концом установлена в подвижной опоре. 2. Элемент по п.1, отличающийся тем, что на наружной трубчатой оболочке выполнены внутренние круговые или одиночные выступы, образующие подвижную опору. 3. Элемент по пп.1 и 2, отличающийся тем, что наружная трубчатая оболочка выполнена из аустинитного материала. 4. Элемент по пп.1 - 3, отличающийся тем, что внутренняя трубчатая оболочка выполнена из ферритного материала. 5. Элемент по пп.1 - 4, отличающийся тем, что внутренняя трубчатая оболочка выполнена между концами перфорированной. 6. Элемент по пп.1 - 5, отличающийся тем, что он снабжен вторым носителем катализатора и дополнительной внутренней трубчатой оболочкой с первым и вторым концами, причем первый ее конец жестко соединен с вторым концом наружной трубчатой оболочки, а подвижная опора образована вторым концом внутренней трубчатой оболочкой и первым концом дополнительной внутренней трубчатой оболочки. 7. Элемент по п. 6, отличающийся тем, что дополнительная внутренняя трубчатая оболочка выполнена из ферритного и/или перфорированного листов. 8. Элемент по пп.6 и 7, отличающийся тем, что первый и второй носители катализатора выполнены различной осевой длины и/или с различным числом каналов на единицу площади сечения. 9. Элемент по пп.6 - 8, отличающийся тем, что первый и второй каталитические носители установлены с образованием промежуточной камеры с осевой длиной, составляющей 1 - 3 см. 10. Элемент по пп.6 - 9, отличающийся тем, что второй конец внутренней трубчатой оболочки выполнен сужающимся и частично размещен внутри дополнительной трубчатой оболочки. 11. Элемент по пп.1 - 10, отличающийся тем, что он снабжен присоединительными торцовыми элементами, соединенными стыковой сваркой с наружной трубчатой оболочкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015356C1

Способ получения цианоферрата кальция 1967
  • Стронгин Г.М.
  • Шишкина А.И.
  • Базакина В.Г.
  • Гришин Ю.А.
  • Голякин В.А.
SU245737A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 015 356 C1

Авторы

Вольфганг Маус[De]

Людвиг Вирес[De]

Райнер Залер[De]

Даты

1994-06-30Публикация

1991-04-11Подача