СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОПРЯЖЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F02B79/00 

Описание патента на изобретение RU2015379C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к методам решения проблемы надежности и долговечности деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания.

Широко известны способы повышения износостойкости различных деталей двигателей внутреннего сгорания, при которых сопрягаемые трущиеся поверхности упрочняются и тем самым улучшают эксплуатационную характеристику (авт. св. N 881901, 1981).

Известные способы трудоемки и не решают проблемы комплексного повышения износостойкости сопряжения двигателей внутреннего сгорания, что ограничивает их технологические возможности.

Известен также способ обкатки ДВС, принятый за прототип, при котором на рабочие поверхности наносят износостойкие пленки металла путем введения в двигатель технологической среды, прокручивают двигатель в течение 5-15 мин с частотой вращения коленвала в пределах 500-600 об/мин при температуре 70-80о.

Известный способ требует использования сложных стационарных установок, что увеличивает трудоемкость восстановления.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и расширение области возможного использования. Это достигается тем, что технологическую среду подают в виде аэрозоли при давлении 2-3 атм. во впускной коллектор работающего двигателя. Аэрозоль осаждается на стенках цилиндра, образуя на поверхностях трения износостойкие пленки металла, которые снижают потери на трение и восстанавливают утраченные в процессе эксплуатации характеристики.

На чертеже представлена схема осуществления способа безразборного восстановления деталей цилиндропоршневой группы двигателя.

Способ осуществляется в такой технологической последовательности. Двигатель запускается, прогревается до температуры 80-85оС, после чего фиксируется число оборотов. Через технологическое отверстие 5 в коллектор 6 подается технологическая среда в виде аэрозоли под давлением 2-3 атм. С коллектора аэрозоль с воздухом и парами подается в цилиндры 8. При движении поршня 9 вниз аэрозоль распыляется в полости цилиндров и осаждается на его стенках. При такте сжатия аэрозоль технологической среды принимает участие в контактных процессах трения деталей цилиндропоршневой группы, оставляя на поверхностях трения износостойкие пленки, которые снижают потери на трение и восстанавливают утраченные в процессе эксплуатации характеристики.

Аэрозоль получают при помощи системы, состоящей из бака 1 для содержания технологической среды, бака 2 для аэрозоли, магистрали 3 для подачи воздуха, технологической среды, аэрозоли, распылителя 4 аэрозоли.

После 5-15 мин работы двигателя подачу аэрозоли технологической среды прекращают. Двигатель продолжает работать на холостом ходу. Повторно измеряют число оборотов двигателя при той же подаче топлива. При удовлетворительном увеличении числа оборотов двигателя цикл подачи технологической среды не возобновляют.

Предлагаемый способ испытан на дизельном двигателе. Результаты приведены в таблице.

Использование предлагаемого способа безразборного восстановления сопряжений деталей цилиндропоршневой группы двигателей обеспечивает следующие преимущества: получение износостойких пленок на поверхности трения цилиндропоршневой группы; отпадает необходимость разборки двигателя для упрочнения гильз цилиндров. Способ может быть реализован без специальных обкаточных стендов автономно от станции технического обслуживания или пунктов диагностики. Не требуется специальной подготовки двигателя для восстановления сопряжений цилиндропоршневой группы двигателей. На основе полученных износостойких пленок трущихся поверхностей на работающем двигателе обеспечивается повышение моторесурса. Высокая эффективность способа создает основу его широкого использования на автопредприятиях, железнодорожном транспорте и флоте. Экономическая эффективность способа обеспечивается за счет повышения моторесурса ДВС при минимальных трудовых и материальных затратах.

Похожие патенты RU2015379C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ ПАР ДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ 2021
  • Петухов Сергей Александрович
RU2768640C1
Аэрозольный способ нанесения композиционных покрытий на детали цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Терхунов Александр Григорьевич
  • Лопатенко Сергей Васильевич
  • Петров Владимир Федорович
SU1783343A1
Способ безразборного восстановления изношенных металлических поверхностей и состав для его осуществления 2019
  • Коваль Алена Александровна
RU2721242C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2014
  • Буткевич Михаил Николаевич
  • Быстров Владимир Николаевич
  • Деркач Евгений Игоревич
RU2559074C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ СОЕДИНЕНИЙ 1997
  • Агафонов А.К.(Ru)
  • Аратский П.Б.(Ru)
  • Бахматов С.И.(Ru)
  • Гамидов Эльмин Аббас-Оглы
  • Никитин И.В.(Ru)
  • Слободянюк Андрей Андреевич
RU2149741C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВЫХ ГРУППАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОКРЫТИЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ БЕЗ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Лазарев Сергей Юрьевич
  • Токманев Сергей Борисович
  • Половинкин Валерий Николаевич
RU2309274C2
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ТРУЩИХСЯ УЗЛАХ МЕХАНИЧЕСКИХ АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОКРЫТИЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ БЕЗ РАЗБОРКИ АГРЕГАТОВ 2017
  • Лазарев Сергей Юрьевич
  • Шалдыбин Андрей Викторович
  • Велижанин Валерий Сергеевич
  • Токманёв Сергей Борисович
  • Потехин Александр Алексеевич
RU2687481C2
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ В УЗЛАХ ТРЕНИЯ 2001
  • Стрелков С.М.
  • Артемкин В.И.
  • Постников В.А.
  • Шадрин В.Н.
RU2182268C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2003
  • Усольцев А.А.
  • Аликовский А.В.
RU2247765C1
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2001
  • Нежданов В.И.
  • Какоткин В.З.
  • Балабин В.Н.
  • Ермаков В.И.
  • Лифенко Владимир Иванович
RU2201999C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 015 379 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОПРЯЖЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: область машиностроения для обеспечения надежности и долговечности деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение износостойкости трущихся поверхностей за счет образования на поверхностях трения износостойких пленок металла, восстановления утраченных при эксплуатации характеристик в процессе работы двигателя, снижение трудоемкости. Сущность изобретения: в систему питания работающего на холостом ходу двигателя через технологическое отверстие в коллекторе подают технологическую среду в виде аэрозоли под давлением 2 - 3 атм. Аэрозоль осаждается на стенках цилиндров, образуя на поверхностях трения износостойкие покрытия (пленки) из металла. 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 015 379 C1

СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОПРЯЖЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что на рабочие поверхности наносят износостойкие пленки металла путем введения в двигатель технологической среды, прокручивают двигатель в течение 5 - 15 мин с оборотами коленчатого вала в пределах 500 - 600 об/мин при 70 - 80 o С, отличающийся тем, что технологическую среду подают в виде аэрозоли при давлении 2 - 3 атм во впускной коллектор работающего двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015379C1

Способ обкатки двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Терхунов Александр Григорьевич
  • Сковородин Владимир Якович
  • Пестунов Владимир Михайлович
  • Зинган Николай Иванович
  • Гурьянов Юрий Григорьевич
SU1663476A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 015 379 C1

Авторы

Терхунов А.Г.

Сковородин В.Я.

Озирный П.И.

Петров В.Ф.

Жуков В.В.

Пестунов В.М.

Даты

1994-06-30Публикация

1990-04-19Подача