ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F01N3/06 

Описание патента на изобретение RU2016213C1

Изобретение относится к машиностроению.

Известен искрогаситель для выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий улитку с тангенциальным впускным и осевым выпускным патрубками и размещенный в полости улитки направляющий аппарат с изогнутыми лопатками.

Недостатком известной конструкции является неэффективность искрогашения в связи с тем, что направляющие лопатки изогнуты в направлении против движения выхлопных газов, часть раскаленных частиц может захватываться лопатками и через выпускной патрубок проникать в атмосферу.

Известен искрогаситель выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий улитку с тангенциальным впускным и осевым выпускным патрубками. В полости улитки размещен центростремительный направляющий аппарат с изогнутыми лопатками в направлении движения выхлопных газов. Положение направляющего аппарата относительно улитки таково, что площадь сечения канала улитки уменьшается от входа газов в улитку к ее выходу. Конец улитки переходит в ее начало так, что вокруг направляющего аппарата образуется замкнутый канал переменного сечения.

Недостатком указанного искрогасителя является повышенное гидравлическое сопротивление вследствие свободного и неограниченного кручения выхлопных газов по замкнутому кругу в его улитке из-за повышенного зазора между улиткой и последней лопаткой направляющего аппарата на выходе газа из улитки.

Целью изобретения является снижение гидравлического сопротивления искрогасителя.

Цель достигается тем, что искрогаситель, содержащий улитку с тангенциальным впускным и осевым выпускным патрубками и размещенный в полости улитки центростремительный направляющий аппарат с лопатками, изогнутыми в направлении движения выхлопных газов, снабжен перегородкой, установленной у последней направляющей лопатки по ходу движения выхлопных газов и образующей зазор между улиткой и перегородкой, относительное значение которого составляет 0,018-0,035.

Сопоставительный анализ заявляемой конструкции с прототипом, характеризующим уровень техники, позволил выявить совокупность существенных признаков. Они состоят в том, что искрогаситель содержит перегородку, установленную у последней направляющей лопатки по ходу движения выхлопных газов, причем относительный зазор между улиткой и перегородкой составляет 0,018-0,035. Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области не позволило выявить в низ признаки, аналогичные признакам, отличающим заявляемое решение от прототипа, таким образом, заявляемое решение соответствует критерию "новизна".

Указанные существенные признаки в совокупности достаточны и обеспечивают достижение технического результата, а именно перегородка уменьшает сечение для прохода выхлопных газов, что приводит к снижению свободного и неограниченного кругового движения выхлопных газов в улитке и, следовательно, к уменьшению гидравлического сопротивления искрогасителя. Снижение гидравлического сопротивления повышает экономичность двигателя внутреннего сгорания и снижает его термонапряженность.

Таким образом, существенные признаки находятся в причинно-следственной связи с достигаемым техническим результатом и из анализа уровня техники неочевидны для специалиста, что характеризует "изобретательский уровень" предлагаемого технического решения.

Заявляемый искрогаситель может быть использован на тепловозах типа ТЭМ2У, выпускаемых на ПО БМЗ. Таким образом, изобретение отвечает критерию "промышленная применимость".

На чертеже представлен искрогаситель в разрезе.

Искрогаситель содержит улитку 1 с тангенциальным впускным 2 и осевым выпускным 3 патрубками. В полости улитки 1 размещен центростремительный направляющий аппарат 4 с изогнутыми лопатками 5. Перегородка 6 установлена у последней направляющей лопатки по ходу движения выхлопных газов, образуя зазор между улиткой и перегородкой.

Значение зазора определяется по отношению к диаметру улитки. Относительное значение зазора у перегородки
σ= , где Δ - зазор между улиткой и перегородкой, мм;
D - диаметр улитки, мм.

Экспериментально установлено, что относительный зазор между улиткой и перегородкой составляет 0,018-0,035.

Наличие перегородки 6, установленной у последней направляющей лопатки по ходу движения выхлопных газов, препятствует свободному и неограниченному круговому движению выхлопных газов в улитке, что уменьшает гидравлическое сопротивление искрогасителя.

Экспериментально установлено, что при уменьшении относительного зазора σ от 0,035 до 0,018 происходит уменьшение гидравлического сопротивления без снижения эффективности искрогашения. При дальнейшем уменьшении относительного зазора σ гидравлическое сопротивление искрогасителя уменьшается, но при этом ухудшается эффект искрогашения.

Искрогаситель работает следующим образом.

Поток выхлопных газов, содержащий раскаленные частицы, входит в улитку 1 через тангенциальный впускной патрубок 2. Поток газа в улитке 1 приобретает вращательное движение, а раскаленные частицы под действием центробежной силы отбрасываются к ее стенкам. Из улитки 1 выхлопные газы через межлопаточные каналы выбрасываются в атмосферу. Перегородка 6 уменьшает сечение для прохода выхлопных газов у последней лопатки 5, препятствует свободному и неограниченному круговому движению газов в улитке, что приводит к уменьшению количества выхлопных газов, поступающих во входную часть искрогасителя, и уменьшает общее гидросопротивление искрогасителя.

Похожие патенты RU2016213C1

название год авторы номер документа
ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2017
  • Васюков Евгений Сергеевич
  • Тютюнов Александр Владимирович
  • Чернышев Владимир Валерьевич
RU2659701C1
Искрогаситель для выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания 1973
  • Ковалев Александр Карпович
  • Окороков Лев Григорьевич
  • Митрохин Виталий Зотович
  • Ривкинд Борис Борисович
SU636421A1
ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Латыйпов С.Т.
  • Гафуров Г.Г.
  • Гилязитдинова А.Р.
  • Луконин С.Ю.
RU2169273C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Филин Е.В.
  • Фесина М.И.
  • Тен В.А.
RU2075602C1
ГЛУШИТЕЛЬ-ИСКРОГАСИТЕЛЬ ШУМА ВЫПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Латыйпов Салават Тагирович
  • Гилязитдинова Альфия Рифовна
  • Лихачев Василий Николаевич
RU2521697C1
Искрогаситель 1987
  • Кухто Александр Николаевич
  • Садыков Ринат Фаизович
SU1544997A1
ФИЛЬТР 1993
  • Нужин В.Н.
  • Орлов Г.В.
  • Сапелкин В.С.
  • Фомченко Е.С.
RU2070418C1
ГЛУШИТЕЛЬ ВЫХЛОПА 1998
  • Осипов Б.И.
  • Шурдумов М.Р.
  • Тольский В.Е.
  • Борисов В.А.
  • Москаленко В.А.
  • Рамазанов Гаджихан Таги Оглы
RU2150009C1
ИСКРОГАСИТЕЛЬ-ГЛУШИТЕЛЬ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ 2001
  • Гусаков В.Г.
  • Бондаренко Л.М.
  • Нестеров Э.И.
  • Коссов В.С.
  • Загорский М.В.
RU2189465C1
Искрогаситель-глушитель выхлопных газов 1989
  • Гусаков Валерий Григорьевич
  • Гудков Андрей Васильевич
  • Иванов Александр Михайлович
  • Васильев Борис Николаевич
SU1643747A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 016 213 C1

Реферат патента 1994 года ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: преимущественно для искрогасителей выхлопных газов, в частности, двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: искрогаситель, состоящий из улитки с тангенциальным впускным и осевым выпускным патрубками, размещенного в полости улитки центростремительного направляющего аппарата с лопатками, изогнутыми в направлении движения выхлопных газов, снабжен перегородкой, установленной у последней направляющей лопатки по ходу движения выхлопных газов и образующей с улиткой зазор, причем отношение величины зазора к диаметру улитки составляет 0,018 - 0,035. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 016 213 C1

ИСКРОГАСИТЕЛЬ ДЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий улитку с тангенциальным впускным и осевым выпускным патрубками и размещенный в полости улитки центростремительный направляющий аппарат с лопатками, изогнутыми в направлении движения выхлопных газов, отличающийся тем, что он снабжен перегородкой, установленной у последней по ходу движения выхлопных газов направляющей лопатки, с образованием зазора с внутренней поверхностью улитки, причем отношение величины зазора к диаметру улитки составляет 0,018 - 0,035.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2016213C1

Искрогаситель для выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания 1973
  • Ковалев Александр Карпович
  • Окороков Лев Григорьевич
  • Митрохин Виталий Зотович
  • Ривкинд Борис Борисович
SU636421A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами 1911
  • Р.К. Каблиц
SU1978A1

RU 2 016 213 C1

Авторы

Тютюнов А.В.

Грибков А.Д.

Митрохин В.З.

Ривкинд Б.Б.

Козин В.А.

Даты

1994-07-15Публикация

1992-09-04Подача