Изобретение относится к оборудованию для перемещения грузов, применяемому в гидросамолетах или самолетах-амфибиях.
Оно может быть использовано, в частности, при проведении спасательных операций на море, для подъема упаковок с надувными спасательными средствами (плотами) до уровня бортового люка перед сталкиванием их на водную поверхность. Будучи подвешена к монорельсовой тележке, предлагаемая таль может быть использована для перемещения грузов внутри фюзеляжа.
Известна ручная лебедка, содержащая размещенный в стационарном корпусе барабан с грузовым канатом и приводную рукоятку, связанную с барабаном через автоматический тормоз.
В авиации применяется устанавливаемая в грузоотсеках бортовая лебедка, содержащая, кроме указанных выше элементов лебедки, зубчатую передачу.
Значительное пространство, занимаемое такой лебедкой, а также сложность крепления в неподвешенном положении (обязательном при наличии приводной рукоятки), не позволяют использовать ее в качестве переносного грузоподъемного механизма.
Известна ручная цепная таль или содержащая установленные в подвешиваемом корпусе червяк с тормозом и с приводным колесом, охваченным свешивающейся тяговой цепью, звездочку с грузовой цепью и установленное на одном валу со звездочкой зубчатое колесо, зацепляющееся с червяком.
Недостаток этого устройства заключается в том, что свешивающаяся тяговая цепь и петля грузовой цепи создают ощутимую помеху при низком расположении лебедки, например в условиях стесненного пространства в фюзеляже гидросамолета, особенно когда рабочее пространство ограничено краями люка. При неустойчивом положении объекта, в котором установлена таль (как это имеет место во время качки гидросамолета на плаву), свешивающиеся цепи раскачиваются, затрудняя работу с грузоподъемным механизмом. При этом оператор подчас имеет возможность работать лишь одной рукой, другой держась за поручень.
Наиболее близким по технической сущности устройством является грузоподъемный механизм, применяемый в самолетных кран-балках, который содержит барабан с грузовым канатом и приводное колесо (звездочку) с гибким тяговым элементом, выполненным в виде цепи. Приводное колесо соединено с барабаном через автоматический тормоз и зубчатую передачу.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств тали в условиях качки гидросамолета на плаву путем исключения свисающей петли гибкого тягового элемента привода.
Эта цель достигается тем, что в устройстве, содержащем установленные в корпусе барабан с грузовым канатом, связанный через автоматический тормоз с приводом, выполненным в виде установленного на приводном валу колеса с охватывающим последнее гибким тяговым элементом, приводное колесо выполнено из двух желобчатых шкивов, а гибкий тяговый элемент выполнен из навитых на шкивы в противоположных направлениях двух канатов, каждый из которых прикреплен одним концом к соответствующему шкиву, а второй конец снабжен ручкой. Каждый шкив снабжен пружиной кручения, связанной одним концом с корпусом с возможностью обеспечения навивки каната на соответствующий шкив под действием пружины, а также муфтой свободного хода с возможностью свободного поворота шкива на приводном валу под действием пружины и фиксации шкива на валу при повороте шкива канатом. Привод снабжен вилкой поочередного выключения муфт.
На фиг.1 дан пример применения тали; на фиг.2 - таль, разрез; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 - разрез В-В на фиг.2.
Ручная бортовая таль 1 содержит установленные в разъемном корпусе 2 барабан 3 с грузовым канатом 4, связанный с приводом 5 через автоматический тормоз 6 и зубчатую передачу. В приводе 5 на общем валу 7 установлены желобчатые шкивы 8 и 9, на которых закреплены и навиты в противоположных направлениях тяговые канаты 10 и 11, выведенные из корпуса 2 через отверстия с втулками 12 и заканчивающиеся ручками 13 и 14. Втулки 12 выполнены из антифрикционного материала, со скруглением внутренней поверхности по образующей для обеспечения свободного скольжения канатов без резких перегибов. Спиральные пружины кручения 15 и 16 связывают шкивы 8 и 9 с корпусом 2 тали и воздействуют на них с незначительным моментом, достаточным лишь для втягивания канатов 10 и 11. Шкивы 8 и 9 соединены с валом 7 через роликовые муфты свободного хода 17 и 18. Свободный ход каждой муфты соответствует направлению вращения шкива при наматывании каната. Управление муфтами 17 и 18 осуществляется посредством общей поворотной вилки 19, соединенной с маховиком 20. Концы вилки возведены к роликам 21 и 22 муфт через отверстия 23 в щеках муфт. Вилка 19 установлена на втулке 24, которая связана с валом 7 через шлицевое соединение и имеет два размещенных в одной плоскости радиальных отверстия 25 в стенке. Вилка 19 выполнена с радиальным отверстием в стенке ступицы, в котором размещен фиксирующий шарик 26, выступающий в одно из отверстий 25 втулки 24. Кольцевая пружина 27 воздействует на шарик 26 с усилием, достаточным для удержания вилки 19 подпружиненных роликов одной из муфт в поджатом положении. В положении фиг.2, соответствующем подъему груза, зафиксированная вилка 19 удерживает ролики 22 муфты 18 выведенными из зоны заклинивания. Шкив 9 разобщен с валом 7, а шкив 8 связан с валом 7 через муфту 17. В автоматическом тормозе 6 храповое колесо 28, взаимодействующее с собачкой 29, размещено между фланцем вала 7 и торцом шестерни 30, которая сопряжена с валом 7 через резьбу. Барабан 3 совместно с зубчатым колесом 31 установлен на оси 32 и соединен с ним посредством сдвижной подпружиненной вилки 33, соединенной с поворотной рукояткой 34, стопорный выступ 35 который входит в паз оси 32. В выеме центрального отверстия барабана 3 находится кольцевая пружина 36. Грузовой канат 4 охватывает блок подвески 37 и закреплен концом на корпусе 2. В рабочем положении таль подвешивается посредством крюка 38.
Таль работает следующим образом.
Для стравливания грузового каната 4 перед присоединением крюка подвески 37 к грузу 39 в положении а (фиг.1) освобождают барабан 3 от связи с зубчатым колесом 31. Для этого рукоятку 34 смещают до выхода стопорного выступа 35 из паза в оси 32 и поворачивают. При этом сдвижная вилка 33 выводится из зацепления с барабаном 3 и застопоривается. Во время стравливания каната 4 барабан 3 подтормаживается пружиной 36 во избежание излишнего выпуска каната.
Рукоятка 34 возвращается в исходное положение, подъем груза осуществляется поворотными движениями вытягивания каната 10 за ручку 13. При сматывании тягового каната 10 вращение шкива 8 передается на вал 7 через муфту свободного хода 17 и далее через зубчатую передачу на барабан 3. После снятия усилия с ручки 13 канат 10 втягивания, наматываясь на шкив 8 под действием пружины кручения 15. Груз удерживается автоматическим тормозом 6, а муфта 17 проскальзывает свободным ходом. Перед спуском груза вилку 19 переводят поворотом маховика 20 по стрелке б (фиг.3) из одного фиксированного положения в другое. При этом подпружиненные ролики 22 освобождаются и перемещаются в зону заклинивания, связывая шкив 9 с валом 7 через муфту 18, а ролики 21 муфты 17 поджимаются, разобщая шкив 8 с валом 7. Спуск груза производится аналогично повторными движениями вытягивания каната 11 за ручку 14.
Использование в тали канатных приводных органов, вытягиваемых за ручку повторными движениями, с втягиванием после снятия усилия, позволяет исключить свешивание в проходе или в люке тяговой цепи и обеспечить оператору возможность работать с талью одной рукой во время качки гидросамолета на плаву, другой рукой держась за поручень.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНЫЙ БЛОК ДЛЯ БОРТОВОГО ПЛАВСРЕДСТВА ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2015069C1 |
ГИДРОСАМОЛЕТ | 1993 |
|
RU2104224C1 |
ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2034751C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯМИ | 1993 |
|
RU2091274C1 |
Шасси гидросамолета | 1990 |
|
SU1775321A1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ (СА) | 1997 |
|
RU2136544C1 |
СИСТЕМА ДРЕНАЖА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1992 |
|
RU2054361C1 |
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ | 1991 |
|
RU2028253C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1994 |
|
RU2116226C1 |
СИСТЕМА НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ ГИДРОСАМОЛЕТА | 1991 |
|
RU2034749C1 |
Использование: в гидросамолетах или самолетах - амфибиях. Ручная бортовая таль, преимущественно для гидросамолета, содержит установленный в корпусе 2 барабан 3 с грузовым канатом 4. Барабан 3 связан через автоматический тормоз 6 с приводом 5. Привод 5 включает в себя установленные на приводном валу 7 два желобчатых шкива 8 и 9, на каждый из которых навит и закреплен одним концом канат 10 и 11. Канаты 10 и 11 навиты на шкивы 8 и 9 в противоположных относительно друг друга направлениях. Второй конец каждого каната снабжен ручкой. Каждый шкив 8 и 9 снабжен пружиной 15 и 16 кручения, связанной одним концом с корпусом 2, а другим - со шкивом 8 и 9. Каждый шкив также снабжен муфтой 17 и 18 свободного хода, а привод 5 снабжен вилкой 19 поочередного включения муфт 17 и 18. 5 ил.
РУЧНАЯ БОРТОВАЯ ТАЛЬ преимущественно для гидросамолета, содержащая установленный в корпусе барабан с грузовым канатом, связанный через автоматический тормоз с приводом, включающим в себя установленное на приводном валу колесо, охваченное гибким тяговым органом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств тали в условиях качки гидросамолета на плаву, указанное колесо выполнено из двух желобчатых шкивов, а гибкий тяговый орган выполнен из двух канатов, каждый из которых прикреплен одним концом к соответствующему шкиву, при этом привод снабжен ручками, закрепленными на концах канатов, причем канаты навиты на желобчатые шкивы в противоположных направлениях, а каждый шкив снабжен пружиной кручения, связанной одним концом с корпусом, а другим - со шкивом, и муфтой свободного хода, причем привод снабжен вилкой поочередного выключения муфт.
Авторское свидетельство СССР N 1300822, кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1994-07-30—Публикация
1991-01-31—Подача