Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве дорожных, аэродромных и площадочных покрытий, а также подобных конструкций в сооружениях различного назначения, подвергающихся при эксплуатации значительному колебанию амплитуды температур и требованиям высокой эффективности дренирования жидкостей.
Цель изобретения - повышение устойчивости и прочности дорожной одежды, а также снижение материало- и трудозатрат.
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство, вид в плане; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - узел I на фиг. 3.
Дорожная одежда содержит основание 1, прослойку 2, покрытие 3, швы 4 расширения, слой 5 между покрытием и прослойкой, поперечные стыки 6 плит, продольные стыки 7 плит, обочины 8 покрытия, откосы 9 земляного полотна, насыпь 10 земляного полотна, плиты 11 покрытия, поверхность основания 12, твердые округлые частицы 13 песка, упругий герметизирующий материал 14 и поверхность 15 песчинок, толщина покрытия Н, толщина слоя между покрытием и прослойкой h, ширина прослойки В, ширина шва расширения b и диаметр шариков D.
Дорожную одежду возводят следующим образом.
Устраивают основание из одномерного округлого песка с диаметром более 0,1 мм и коэффициентом неоднородности до 3, уплотняют его вибрацией при влажности песка до 1%. Уплотнение и окончательное поперечное профилирование производят при помощи специального средства, состоящего из металлических труб диаметром от 100 до 150 мм. Трубы соединены при помощи сварки жесткой рамной конструкцией, имеющей в поперечном разрезе поперечный профиль основания. На трубчатый шаблон установлено вибрирующее устройство. Используемое уплотняющее и профилирующее устройство позволит произвести виброуплотнение тонких слоев основания (верхней части), например, до 30 см, которое обычными виброкатками (А-4, А-8, А-12) осуществлять невозможно. После уплотнения и профилирования на рабочий поперечный и продольный профиль основание увлажняют от 9 до 13%, чем повышается прочность грунта основания на сжатие для обеспечения монтажников на нем без нарушения поверхности основания. Кроме того влажный песок увлажняет края плит, и последующее омоноличивание плит 11 покрытий улучшено (уменьшаются затраты). Затем устанавливают прослойки из синтетического нетканого материала под швами расширения. Перед укладкой плит покрытий около швов расширения производится углубление прослойки 2 в основании 1, отсыпаются прослойки до уровня поверхности основания 12 одноразмерным песком с модулем крупности от 2,0 до 3,5 (например, средний и крупный песок). Толщину слоя песка выполняют от 0,9 до 1,1 толщины шва расширения b (например, от 23 до 28 мм). Ширину прослойки В выполняют от 5 до 6 толщины покрытия Н.
Укладку плит 11 покрытий производят методом "от себя", при этом колебания толщины плит покрытия Н регулируются дополнительным профилированием основания под конкретной плитой 11. После укладки плит покрытия (например, ПДН-14 площадью 12 м2) производится динамическое уплотнение уложенных плит 11 покрытия, например, при помощи колесного транспорта, привозящего плиты покрытия. После динамического уплотнения плит 11 покрытия производят переукладку от рабочего положения перемещенных плит. После чего производятся сварка стыков плит в поперечных 6 и продольных 7 стыках плит и омоноличивание мелкозернистым бетоном В 40 швов сжатия (поперечные 6 и продольные 7 стыки плит).
При помощи весовой нагрузки железобетонных плит покрытия сжимают зерна песка в прослойке и этим создают в волокнах прослойки предварительно напряженное состояние на растяжение. После укладки плит около шва 4 расширения производят под давлением заполнение пустот прослойки, слоя песка между прослойкой и покрытием и швов расширения. Пеpед заполнением пор производят грунтовку жидким герметизирующим и упруго-деформирующимся материалом, например резино-битумной мастикой РБМ 60/90. Вследствие заполнения пор образуется герметизирующий и упруго-деформирующий материал, который принимает нагрузки от покрытия при упругих деформациях. При этом гибкий материал работает на растяжение, принимает и распределяет нагрузки на основание.
Предлагаемый способ повышает прочность дорожной одежды, обусловленную усилением основания на месте и около шва расширения покрытия с прослойкой и герметизирующим и упруго-деформирующим слоями. Прочность дорожной одежды повышается за счет уменьшения сил трения между основанием и покрытием при температурных и влажностных колебаниях. С уменьшением сил трения уменьшается и внутреннее напряженное состояние обочин, покрытия и основания, значит проч-ность дорожной одежды на внешние нагрузки возрастает. За счет повышения дренирующей способности основания исключается возможное морозное пучение основания, следовательно, внутреннее напряжение дорожной одежды уменьшается и возможно повышение наружных нагрузок (прочность повышается). Если повышается прочность дорожной одежды, уменьшается деформация и, следовательно, повышается устойчивость. Кроме того, за счет высокого дренирования основания дорожная одежда находится всегда в маловлажном состоянии и, следовательно, при динамических нагрузках гидравлического удара воды не образуется и все нагрузки принимаются скелетом основания, следовательно, повышается устойчивость. Устойчивость дорожной одежды повышается за счет повышения прочности дорожной одежды на местах швов расширения, где по предлагаемому способу обеспечена прочность и деформативность в равной мере с остальной частью дорожной одежды, а по решению прототипа на местах швов расширения покрытия прочность меньше и деформативность больше, чем остальной части покрытия.
В качестве герметизирующих и упруго-деформирующихся материалов используют различные битумные, битумно-резиновые мастики, битумно-полимерные, различные изолы, пенолиуретан типа "Макрофлекс".
Результат испытаний получаемой одежды и влияние параметров способа приведены в табл. 1-4.
Как видно из приведенных данных, предлагаемая дорожная одежда и возведенная предлагаемым способом имеет повышенную устойчивость и прочность при меньших трудо- и материалозатратах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сборное покрытие | 1989 |
|
SU1752192A3 |
Сборное покрытие | 1989 |
|
SU1715918A1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473730C1 |
Способ уплотнения слабых грунтов | 1990 |
|
SU1839690A3 |
Способ возведения насыпи на слабом основании | 1988 |
|
SU1631130A1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА С КОМПОЗИЦИОННЫМ ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2022 |
|
RU2790607C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
Способ создания деформационного шва плитного покрытия гидротехнического грунтового сооружения | 1988 |
|
SU1612035A1 |
СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННЫХ ОБЛИЦОВОК КАНАЛОВ | 2005 |
|
RU2282695C1 |
ДЕФОРМАЦИОННЫЙ ШОВ ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННОЙ ОБЛИЦОВКИ КАНАЛОВ И ВОДОЕМОВ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2278202C1 |
Использование: строительство дорожных, аэродромных и площадочных покрытий. Сущность изобретения: дорожная одежда включает песчаное основание из округлого одномерного песка диаметром более 0,1 мм с коэффициентом неоднородности до 3, прослойку из нетканого пористого синтетического материала, заглубленную в основание под швами расширения покрытия, и покрытие из сборных плит. Между прослойкой и покрытием размещен дополнительный слой толщиной 0,9 - 1,1 ширины шва расширения из одномерного округлого песка с модулем крупности 2 - 3,5. Пустоты в слое песка и прослойки, а также швы расширения заполнены герметизирующим упругим материалом. 2 с.п. ф-лы, 4 ил., 4 табл.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Дорожная одежда | 1977 |
|
SU718523A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1994-09-30—Публикация
1990-02-27—Подача