СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГИДРОФИЦИРОВАННОЙ МАШИНЫ Российский патент 1994 года по МПК E02F9/22 

Описание патента на изобретение RU2024696C1

Изобретение относится к гидрофицированным строительным и дорожным машинам, но может быть применено к любым машинам, имеющим гидравлический привод исполнительных органов.

Эффективность использования гидрофицированной строительной и дорожной техники в существенной мере определяется качеством функционирования гидравлического привода. Поэтому простои машин, связанные с отказом элементов гидропривода, приводят к серьезным финансовым потерям. Так, например, на основе статистического анализа ассоциации "Стройдормашсервис" необоснованные потери в ценах 1992 года по эксплуатации экскаватора ЭО-4124 составят до 100000 рублей в год, для сервисных фирм выезд и устранение в течение смены неисправности на аналогичном экскаваторе в среднем составляют 10 - 20 тысяч рублей, при этом зачастую снимаются и направляются в ремонт исправные агрегаты с недоиспользованным ресурсом, что свидетельствует о высокой сложности выявления неисправностей в гидросистеме реальной машины.

Сократить необоснованные простои машин позволяет система диагностики с применением тестеров многочисленных фирм: "Flo-Tech, Parker, Vebrich Hydraulik и др., построенная на статопараметрическом методе: измерение параметров задросселированного потока, термодинамическом методе: замер температур между входом и выходом агрегата, методе амплитудно-фазовых характеристик и др. [1]. Общим недостатком всех методов является невозможность их применения на реально работающей машине без установки дополнительной аппаратуры в гидросистему машины, крайне низкая достоверность результатов из-за затруднений в определении основных параметров диагностируемой гидросистемы: оборотов двигателя, вязкости рабочей жидкости и т.д.

Целью изобретения является создание способа диагностирования состояния гидрофицированной машины без установки дополнительной аппаратуры в гидросистему машины.

Предлагаемый способ диагностирования состояния гидрофицированной машины, например экскаватора, включающий замер температур на диагностируемом гидроаппарате, отличается тем, что с целью упрощения процесса проведения замеров при одновременном повышении информативности диагностирования, производят предварительные замеры изменения по времени температуры на гидроаппаратах эталонных гидрофицированных машин - одной, не находившейся в эксплуатации, и другой, выработавшей полностью эксплуатационный ресурс, затем проводят замеры изменения по времени температуры на гидроаппаратах диагностируемой машины и сравнивают зависимости температуры нагрева диагностируемого гидроаппарата и аналогичных гидроаппаратов эталонных машин.

Способ иллюстрируется чертежом .

Суть способа. На новой машине KПД системы, равный произведению КПД агрегатов, колеблется в пределах 0,71-0,75. Для машины, отработавшей ресурс, эта величина в пределах 0,3-0,38. Снижение суммарного КПД свидетельствует о том, что все возрастающая часть мощности приводного двигателя переходит в тепло. Для гидроаппарата снижение КПД определяется нарушением функционирования и увеличением зазора в сопрягаемых парах: золотник - корпус, клапан - седло и т.д. Следовательно, увеличивающееся тепловыделение каждого аппарата - свидетель его состояния.

Применительно к гидроприводу необходимо различать поверхностную, объемную и локальную температуру. На поверхностях трения деталей гидрооборудования локальная температура выше температуры рабочей жидкости в объеме. Однако, рабочая жидкость, непрерывно циркулируя, по трубопроводам, выравнивает температуру во всех точках гидросистемы. Повышенная локальная температура приводит к повышению поверхностной температуры, т.е. температуры поверхностей гидроаппаратов с имеющимися отклонениями в нормальном функционировании. Так, корпус клапана, потерявшего герметичность, будет иметь температуру более высокую, нежели корпус нормально работающего клапана; температура корпуса золотникового гидрораспределителя при увеличении зазора в паре "корпус-золотник" окажется выше поверхностной температуры корпуса гидрораспределителя без увеличенных зазоров в указанной паре.

В предлагаемом способе в качестве эталонных машин (по каждому типу) выбираются две машины - одна (новая), не бывшая в эксплуатации, другая - отработавшая ресурс. На обеих машинах проводится замер поверхностной температуры одинаковых агрегатов (гидрораспределителей, клапанов, насосов, моторов и т.д.) в одних и тех же местах. Замеры проводят через определенные интервалы времени работы машины и сравнивают результаты. Пусть на новой машине температура корпуса гидроаппарата за время изменилась с величины То до Т1/Δ Т/, где То - температура внешней среды, совпадающая с начальной температурой гидроагрегатов. Величина будет характеризовать тепловыделение гидроагрегата с зазорами, заложенными в его конструкцию. Та же температура Т1 на гидроаппарате, отработавшем свой ресурс, с увеличенными зазорами будет зафиксирована не через временной интервал Δt , а за меньший отрезок времени | Δt1 | , и характеризовать тепловыделение будет величина ,при этом tgα1= а, tgα2= . Градиенттемпературы по времени становится основным критерием в оценке технического состояния гидроаппарата и машины в целом.

Все машины (рассмотренного в примере типа) по своему состоянию (тепловыделению) будут находиться внутри зоны, образованной разницей углов α2 и α1 . По величине αx диагностируемой машины (или гидроаппарата или гидроаппаратов) можно сделать вывод о фактическом состоянии, величине износа и прогнозировать остаточный ресурс.

Способ опробован в различных регионах СНГ и подтвердил достаточную надежность.

Похожие патенты RU2024696C1

название год авторы номер документа
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАНЖЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ ПАРЫ 1992
  • Познянский Геннадий Иосифович
  • Познянская Нина Васильевна
  • Познянская Янина Геннадьевна
  • Лисюра Виктор Тимофеевич
RU2023922C1
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПО АНАЛОГУ ГИДРОСИСТЕМ МАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2012
  • Першин Виктор Алексеевич
  • Гугуев Иван Кондратьевич
RU2509927C1
Гидравлическая система 1984
  • Познянский Геннадий Иосифович
  • Познянская Нина Васильевна
  • Гойхбург Владимир Кельманович
SU1255770A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ВНУТРЕННЕЙ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ГИДРОАППАРАТА 1991
  • Иванчук М.И.
  • Сергеев С.Г.
  • Харченко Н.М.
  • Чмиленко А.А.
  • Чупраков Ю.И.
RU2020440C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДОВ И ГИДРОПЕРЕДАЧ 2012
  • Лебедев Владислав Андреевич
  • Петров Владимир Алексеевич
  • Рюмшин Вячеслав Михайлович
RU2495284C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2012
  • Виноградов Василий Юрьевич
  • Морозов Олег Геннадьевич
  • Сайфуллин Альберт Аглямович
  • Джанибеков Олег Тофикович
RU2517264C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГИДРОЦИЛИНДРОВ МЕХАНИЗМА НАВЕСКИ НА МОБИЛЬНОЙ МАШИНЕ 2010
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2451842C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГИДРОПРИВОДА 2010
  • Бидуля Александр Леонидович
  • Бученков Валерий Иванович
  • Краснов Олег Геннадьевич
  • Астанин Николай Николаевич
RU2425259C1
Способ долгосрочного прогнозирования индивидуального ресурса гидроагрегата в условиях часто меняющихся режимных факторов 2020
  • Георгиевская Евгения Викторовна
  • Георгиевский Николай Владимирович
RU2756781C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ГИДРОПРИВОДА МАШИН 2003
  • Ларионов С.А.
  • Ларионов А.С.
  • Терехов А.Л.
RU2244172C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 024 696 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГИДРОФИЦИРОВАННОЙ МАШИНЫ

Использование: строительные и дорожные машины с гидравлическим приводом исполнительных органов. Сущность изобретения: предварительно производят замеры изменения температуры по времени на гидроаппаратах эталонных гидрофицированных машин на - одной, не находящейся в эксплуатации, и на другой - полностью выработавшей ресурс эксплуатации. Затем производят замеры изменения по времени температуры на гидроаппаратах диагностируемой машины и сравнивают зависимости температуры нагрева диагностируемого гидроаппарата и аналогичных гидроаппаратов эталонных машин. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 024 696 C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ГИДРОФИЦИРОВАННОЙ МАШИНЫ, например экскаватора, включающий замер температуры на диагностируемом гидроаппарате, отличающийся тем, что производят предварительные замеры изменения температуры по времени на гидроаппаратах эталонных гидрофицированных машин - одной, не находящейся в эксплуатации, и другой - выработавшей полностью ресурс эксплуатации, затем производят замеры изменения по времени температуры на гидроаппаратах диагностируемой машины и сравнивают зависимости температуры нагрева диагностируемого гидроаппарата и аналогичных гидроаппаратов эталонных машин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2024696C1

Технические средства диагностирования
Справочник под ред
В.В.Клюева, -М.: Машиностроение, 1989, с.528.

RU 2 024 696 C1

Авторы

Познянский Геннадий Иосифович

Познянская Нина Васильевна

Познянская Янина Геннадьевна

Даты

1994-12-15Публикация

1992-04-01Подача