Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам таких средств, как прицепы.
Наиболее близким к изобретению по технической сути и достигаемому результату является тягово-сцепное устройство, включающее присоединительный наконечник с запирающим механизмом, корпус, дышло, амортизатор, тормоз наката и механизм обеспечения заднего хода, причем присоединительный наконечник и дышло подвижны относительно друг друга. Присоединительный наконечник выполнен заодно с корпусом, в котором размещен запирающий механизм. Корпус соединен с внутренней трубой, соосной с дышлом. Гашение ускорений и замедлений прицепа осуществляется с помощью газового амортизатора, прикрепленного одним концом к корпусу, а другим к дышлу. Ограничение взаимного перемещения определяется размером продольной прорези во внутренней трубе, в которую входит конец стопорного болта. Конец внутренней трубы упирается в один конец двуплечего рычага тормоза наката.
Недостатками прототипа являются использование сравнительно дорогого и сложного газового амортизатора, необходимость высокого качества и точности обработки наружной поверхности внутренней трубы (и обработки торца), перемещающейся внутри направляющей трубы, недолговечность при эксплуатации из-за трения сопрягаемых поверхностей, в результате чего появляются зазоры. Для повышения долговечности устройство дополнительно требует смазки (ЦИАТИМ-201) и герметизации пары трения с помощью чехла. Кроме того, для движения автомобиля с прицепом задним ходом водитель должен выходить из машины и включать рычаг механизма обеспечения заднего хода, что снижает удобство пользования прицепа при эксплуатации.
Цель изобретения - повышение удобства пользования и надежности.
Указанная цель достигается тем, что корпус представляет собой основной рычаг, колеблющийся в продольной вертикальной плоскости прицепа относительно поперечной оси, амортизирующее звено состоит из поперечной оси, втулки, расположенной на оси, упругого элемента кручения части рычага и буфера сжатия, соединенного неподвижно с дышлом, при этом плечо рычага тормоза наката находится в контакте с основным рычагом, а механизм обеспечения заднего хода связан с механизмом заднего хода коробки передач автомобиля и приводится в действие при включении.
Указанная цель достигается также тем, что основной рычаг выполнен двуплечим, на одном плече которого находится присоединительный наконечник и запирающий механизм, а другое плечо взаимодействует при эксплуатации с одной стороны с буфером сжатия, а с другой стороны с плечом рычага тормоза наката.
В качестве упругого элемента кручения может использоваться резинометаллический подшипник (сайлент-блок) или пружина кручения, в качестве буфера сжатия - резиновый упор.
Указанная цель достигается также тем, что механизм обеспечения заднего хода состоит из электромагнита с подвижным сердечником, включающимся при включении заднего хода автомобиля, двуплечего подпружиненного рычага и упора.
На фиг.1 показан продольный разрез тягово-сцепного устройства; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.3 - подшипник кручения.
Тягово-сцепное устройство состоит из дышла 1, в котором с помощью резинометаллического подшипника 2 кручения и оси 3 установлен основной двуплечий рычаг 4, на переднем плече которого выполнен присоединительный наконечник 5 и установлен запирающий механизм 6. Запирающий механизм 6 состоит из рукоятки 7, оси 8, кулачка 9, пружины 10 и сухаря 11, поворачивающегося вокруг оси 12. Дышло может состоять из нескольких частей.
На переднем плече основного двуплечего рычага 4 установлен также электромагнит 13 механизма обеспечения заднего хода, выступающий сердечник 14 которого упирается концом в переднее плечо двуплечего рычага 15 этого механизма, причем рычаг 15 подпружинен пружиной 16 таким образом, что обеспечивает постоянный прижим переднего плеча к сердечнику 14 электромагнита 13 при движении автомобиля с прицепом вперед. Заднее плечо рычага 15 имеет выступ 17, а ответная часть на дышле 1 - упор 18.
Заднее плечо основного двуплечего рычага 4 расположено между буфером сжатия 19, укрепленным на дышле 1, и верхним плечом двуплечего рычага 20 привода тормоза наката. Нижнее плечо рычага 20 связано через регулировочный болт 21, тягу 22, трос 23 с уравнителем и далее с колесными тормозами прицепа (не показаны).
Резинометаллический подшипник 2 кручения (сайлент-блок) состоит из распорной металлической втулки 24 и резиновой втулки 25, которая внутренней поверхностью неподвижно соединена (завулканизирована) с распорной втулкой, а наружной также неподвижно соединена (завулканизирована) с основным двуплечим рычагом 4. Распорная втулка с помощью шайб 26 удерживается болтовым соединением в неподвижном положении относительно оси (болта) 3.
Рукоятка 27 (фиг. 2) служит для торможения колес прицепа в стояночном положении.
При эксплуатации присоединительный наконечник 5 надевается, например, на шаровую опору (сцепной шар) прицепного устройства автомобиля и закрывается запирающим механизмом путем поворота рукоятки 7.
При движении автомобиля вперед тяговым усилием задний конец основного двуплечего рычага 4 упирается в упругий резиновый буфер сжатия, обеспечивая безударную, бесшумную передачу усилия на прицеп. При этом возникающие во время движения автомобиля с прицепом ускорения и замедления прицепа эффективно демпфируются резинометаллическим подшипником 2 кручения. При замедлении наезжающий прицеп через дышло 1 передает усилие через резинометаллический подшипник 2 на присоединительный наконечник 5, который, упираясь в шаровую опору прицепного устройства автомобиля, смещается в сторону прицепа, приподнимая тем самым заднее плечо основного двуплечего рычага, которое, упираясь в верхнее плечо двуплечего рычага 20 привода тормоза наката, передает усилие через тягу, трос к колесным тормозам, в результате чего осуществляется притормаживание или в зависимости от величины замедления полное торможение прицепа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прицеп | 1989 |
|
SU1782820A1 |
Пневмогидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда | 2019 |
|
RU2729005C1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое сцепное устройство автопоезда | 2021 |
|
RU2772141C1 |
Тормоз наката с устройством стабилизации прямолинейного движения одноосного прицепа | 2024 |
|
RU2825212C1 |
Тормоз наката с механизмом стабилизации движения одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2820724C1 |
Тормоз наката | 1988 |
|
SU1555160A1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое дышло сцепного устройства автопоезда с функцией самовытаскивания | 2022 |
|
RU2784227C1 |
ТОРМОЗ ПРИЦЕПА | 2019 |
|
RU2729334C1 |
Рекуперативное пневмогидравлическое двухкамерное сцепное устройство автопоезда | 2022 |
|
RU2793488C1 |
Тракторный прицеп | 1987 |
|
SU1416364A1 |
Использование: в транспортных средствах. Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство состоит из дышла 1, в котором шарнирно установлен двуплечий рычаг 4. Одно плечо двуплечего рычага 4 охватывает сцепной шар, а другое взаимодействует с буфером сжатия 19 и двуплечим рычагом 20 привода тормоза наката. На переднем плече двуплечегол рычага 4 установлен электролмагнит 13 механизма обеспечения заднего хода. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Прицеп грузовой к легковым автомобилям | |||
Устройство для изготовления не скручивающихся проволочных канатов | 1927 |
|
SU8129A1 |
Руководство по эксплуатации | |||
- Серпуховский автозавод, 1990. |
Авторы
Даты
1994-12-30—Публикация
1991-05-12—Подача