Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов снижения сопротивления, повышения мореходности комплекса надводное судно - подводный аппарат на переходах, а также повышения комфорта и безопасности экскурсантов.
Известен ряд комплексов, обеспечивающих проведение подводных экскурсий в прибрежных районах морей и океанов, например, пассажирский подводный комплекс "Арго-1" (см. Рекламный проспект "Судоэкспорта", представленный на международной выставке "Конверсия-90", г. Мюнхен, ФРГ, 1990).
Комплекс включает надводное пассажирское судно обеспечения и обитаемый, буксируемый во время экскурсии подводный аппарат. Однако, вследствие того, что подводный аппарат связан с судном, его возможности ограничены.
Известен также экскурсионный пассажирский подводный комплекс для морских прогулок "Арго-3" (см. Рекламный проспект "Судоэкспорта", представленный на международной выставке "Конверсия-90", г. Мюнхен, ФРГ, 1990 г.), выбранный в качестве ближайшего аналога, включающий надводное судно и отделяемый от него автономно плавающий пассажирский самоходный подводный аппарат - прототип.
Судно оборудовано движительно-рулевым комплексом, средствами размещения и жизнеобеспечения пассажиров и экипажа, радионавигационным и спасательным оборудованием, необходимыми для нахождения судна в море, а подводный аппарат - помещением для пассажиров, балластными цистернами, системой кондиционирования воздуха, движительно-рулевым комплексом, состоящим из движительной установки и подруливающих устройств, радио- и телевизионным оборудованием, аккумуляторными батареями, рубкой с люком и трапом для посадки пассажиров и всплывающим буем.
Недостатком данного экскурсионного комплекса является то, что доставка подводного аппарата в район погружения осуществляется путем его буксировки в надводном положении обеспечивающим судном с помощью троса, а посадка экскурсантов с судна обеспечения на подводный аппарат и высадка их с подводного аппарата на судно осуществляется при пришвартованном состоянии подводного аппарата к судну. При такой схеме использования экскурсионного комплекса и вследствие значительного сопротивления при буксировке скорость буксировки подводного аппарата судном оказывается низкой, а посадка и высадка пассажиров в условиях моря - небезопасной.
Кроме того, сам способ буксировки подводного аппарата на тросе потенциально опасен, поскольку при возможном обрыве троса высока вероятность потери подводного аппарата в море.
Задачей заявляемого изобретения является разработка технических решений, направленных на устранение указанных недостатков прототипа, а именно: повышение скорости доставки обеспечивающим судном подводного аппарата до места его погружения в море и тем самым расширение района осуществления подводных экскурсий, повышение мореходности экскурсионного комплекса и безопасности транспортировки подводного аппарата, повышение комфортности и безопасности пассажиров при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно.
Для этого у известного экскурсионного комплекса для морских прогулок подводный аппарат размещен в положении на плаву в открытом со стороны кормы и снизу тоннеле в корпусе судна и жестко прикреплен к нему с помощью захватов в положении на плаву.
Движительная установка подводного аппарата выполнена в виде поворотной колонки с винтом в насадке, выполненной откидывающейся вверх выше ватерлинии подводного аппарата в его положении на плаву.
Судно имеет протыкающие волны носовые обводы в виде бульба-лодки, выдвинутого на расстояние до 12% длины корпуса судна от перпендикуляра, опущенного от передней точки носовой оконечности верхнего корпуса судна, и имеющего относительное удлинение lб/bмб до 5, где lб - длина бульба, а bмб - его максимальная ширина, имеющего острый носик и форштевень, расположенные в диаметральной плоскости судна. В носовой части судна обводы бульба выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна. В кормовой части, за бульбом, за счет образованного в корпусе судна открытого тоннеля, в котором размещен подводный аппарат, судно имеет катамаранные обводы, которые в сочетании с телом подводного аппарата в пристыкованном на плаву к судну положении и носовым бульбом образуют обводы тримаранного типа. В кормовой части бульб имеет такую форму, при которой бульб и пристыкованный непосредственно за ним к судну в положении на плаву подводный аппарат совместно образуют гидродинамически обтекаемое тело с удлинением, составляющим 0,70-0,95 длины корпуса судна.
Судно оборудовано консольно установленными на бульбе подводными крыльями, имеющими в плане стреловидную форму, а в сечении - профиль с острой передней кромкой, которые расположены по длине судна от носика бульба на расстоянии 10-15% длины корпуса судна с бульбом. Причем концы крыльев, опущенных вниз, по высоте не выступают ниже основной плоскости бульба.
При этом трубы подруливающих устройств подводного аппарата, расположенных ниже ватерлинии подводного аппарата в положении на плаву, снабжены установленными в них поворотными заслонками.
Размещение подводного аппарата в открытом в корпусе судна тоннеле в положении на плаву позволяет исключить изменение посадки надводного судна с пристыкованным к нему подводным аппаратом за счет компенсации веса подводного аппарата силой плавучести, действующей на аппарат.
Размещение подводного аппарата в жесткой сцепке с судном позволяет понизить динамические нагрузки на корпус судна при движении комплекса на волнении. Кроме того, при жесткой сцепке аппарата с судном обеспечивается повышенная комфортность и безопасность экскурсантов при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно.
Наличие у подводного аппарата откидывающейся вверх винтовой колонки и поворотных заслонок в трубах подруливающих устройств, расположенных ниже ватерлинии аппарата при его нахождении в пристыкованном к судну состоянии, позволяет снизить сопротивление комплекса на переходах.
Придание судну протыкающих волны носовых обводов в виде бульба-лодки с относительным удлинением до 5, выдвинутого вперед от корпуса судна на расстояние до 12% длины корпуса судна, и размещение за ним подводного аппарата в жесткой сцепке с судном, рациональное сопряжение обводов бульба и носовой оконечности судна в сочетании с катамаранными обводами в корме судна, в результате которых килевая линия бульба и аппарата находится ниже основной плоскости судна, позволяет обеспечить снижение сопротивления движению и улучшение параметров качки комплекса на переходах. Это обеспечивает комплексу повышенную скорость хода и улучшенные мореходные качества.
Наличие консольных подводных крыльев, размещенных на бульбе на расстоянии в 10÷15% длины корпуса судна с бульбом, позволяет дополнительно улучшить мореходные качества судна и за счет этого повысить комфортность пребывания пассажиров на борту судна. Стреловидность формы и наличие острой передней кромки профиля крыльев обеспечивают эффективную работу крыльев вблизи свободной поверхности воды.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен боковой вид экскурсионного комплекса, на фиг.2 - продольный разрез по диаметральной плоскости (ДП) судна с пристыкованным к нему подводным аппаратом, на фиг.3 - их сечение по миделю судна (по А-А) и на фиг.4 - разрез носовой оконечности судна (по Б-Б).
Экскурсионный комплекс состоит из обеспечивающего надводного судна 1, имеющего движительно-рулевой комплекс 2, помещения жизнеобеспечения и размещения пассажиров и экипажа 3, радионавигационное и спасательное оборудование (на чертеже не показаны) и связанного с судном автономно плавающего самоходного пассажирского подводного аппарата 4 для подводных экскурсий, имеющего балластные цистерны 5, помещение для пассажиров 6, систему кондиционирования воздуха, аккумуляторные батареи и радио- и телевизионное оборудование (на чертеже не показаны), движительное устройство в виде поворотной винтовой колонки 7 с винтом в насадке, откидывающейся вверх выше ватерлинии (ВЛ) подводного аппарата, подруливающие устройства 8, размещенные в корпусе подводного аппарата, люк 9, трап 10 и всплывающий буй (на чертеже не показан) (см. фиг.1, 2).
Подводный аппарат 4 размещен в положении на плаву в открытом со стороны кормы и снизу тоннеле 11 (фиг.3) в корпусе судна 1, расположен в районе центра тяжести (ЦТ) судна и жестко прикреплен к нему с помощью захватов 12 (фиг.2).
Судно 1 в носовой части имеет протыкающие волны носовые обводы 13 (фиг. 4) в виде бульба-лодки 14, который размещен выдвинутым вперед от носовой оконечности 15 верхнего корпуса судна на расстояние до 12% длины корпуса судна 1. Бульб 14 имеет относительное удлинение до 5, острый носик 16 и форштевень 17, которые расположены в ДП судна. Обводы бульба 14 выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна 1.
В кормовой части за бульбом 14 из-за наличия открытого тоннеля 11 судно имеет катамаранные обводы 18, а вместе с пристыкованным к судну 1 подводным аппаратом 4 они образуют обводы тримаранного типа.
Пристыкованный к судну 1 за бульбом 14 подводный аппарат 4 образует совместно с бульбом 14 гидродинамически обтекаемое тело с удлинением 0,70-0,95 длины корпуса судна 1.
Судно 1 оборудовано консольно установленными на бульбе 14 подводными крыльями 19 (фиг.1, 4), имеющими в плане стреловидную форму, а в сечении - профиль с острой передней кромкой. Подводные крылья 19 расположены от носика 16 бульба 14 на расстоянии 10-15% длины корпуса судна с бульбом; причем подводные крылья 19 установлены на бульбе 14 с отклонением вниз, но их концы по высоте не выступают ниже основной плоскости (ОП) бульба 14.
Подруливающие устройства 8 подводного аппарата 4, которые расположены ниже ВЛ подводного аппарата 4, имеют поворотные заслонки (на рисунке не показаны), установленные в их трубах.
Работа экскурсионного комплекса осуществляется следующим образом.
Экскурсанты вместе с пристыкованным к судну 1 подводным аппаратом 4, винтовая колонка 7 которого откинута вверх, доставляются на обеспечивающем судне 1 в район подводных экскурсий в море. Затем первая партия экскурсантов переходит из судна по трапу 10 в помещение для пассажиров 6 подводного аппарата 4 через его люк 9, который затем закрывается.
По команде оператора откидывающаяся винтовая колонка 7 опускается в рабочее положение, заслонки в трубах подруливающих устройств 8, находящихся ниже ватерлинии подводного аппарата, устанавливаются вдоль оси труб и подводный аппарат задним ходом выходит из тоннеля 11 в корму судна 1. Балластные цистерны 5 заполняются водой и подводный аппарат 4 с пассажирами погружается под воду. Буй, указывающий местоположение подводного аппарата, всплывает на поверхность воды.
Подводная экскурсия сопровождается трансляцией видеоизображения подводного мира на мониторы, установленные в помещении для пассажиров 6 подводного аппарата 4, и на судно. После завершения экскурсии подводный аппарат 4 всплывает, заходит в тоннель 11 судна 1, где происходит полное продувание его балластных цистерн 5 и стыковка с судном (автоматически или по указанию оператора). Люк 9 подводного аппарата 4 открывается и пассажиры по трапу 10 переходят в помещения судна 1.
Предлагаемые технические решения расширяют эксплуатационные возможности экскурсионного комплекса, повышают его ходовые и мореходные качества, а также безопасность пассажиров при их переходе из судна в подводный аппарат и обратно. Протыкающие волны бульбовые носовые обводы судна в сочетании с пристыкованным к бульбу в районе центра тяжести судна подводным аппаратом, образующими единое гидродинамическое тело большого удлинения, снижают динамическое воздействие на судно волн, что приводит к снижению параметров качки и дополнительного сопротивления судна с подводным аппаратом на волнении. Это подтвердили модельные испытания в опытном бассейне.
Положительным, с точки зрения мореходности, оказывается и то обстоятельство, что в предложенном техническом решении килевая линия бульба и подводного аппарата находится ниже основной плоскости судна. Такое смещение объемов вниз от границы раздела сред приводит к демпфированию килевой качки и снижению волновой составляющей сопротивления комплекса. Подводные крылья предложенной геометрии, установленные на бульбе, дополнительно снижают параметры килевой качки экскурсионного комплекса.
Предлагаемый вид буксировки подводного аппарата, расположенного за бульбом в жесткой сцепке с судном, по сравнению с буксировкой его на буксире оказывается благоприятным и на тихой воде вследствие снижения сопротивления буксируемого подводного аппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2270132C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ | 2001 |
|
RU2216476C2 |
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО | 1999 |
|
RU2155693C1 |
Судовой комплекс для прибрежного морского туризма | 1990 |
|
SU1801865A1 |
СУДНО НАДВОДНОГО И ПОДВОДНОГО ХОДА | 2018 |
|
RU2700204C1 |
ПЛАВУЧАЯ МОРСКАЯ ПЛАТФОРМА | 2002 |
|
RU2200110C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2002 |
|
RU2205774C1 |
КОМПЛЕКС ПЛАВСРЕДСТВ ДЛЯ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА АТОМНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, КОРАБЛЕЙ И СУДОВ | 2002 |
|
RU2218288C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2217348C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ И ДОСТАВКИ НА ПЛАВСРЕДСТВЕ ИЗ ДОК-КАМЕРЫ ОДНООТСЕЧНЫХ БЛОКОВ РЕАКТОРНЫХ ОТСЕКОВ УТИЛИЗИРОВАННЫХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК К МОРСКОМУ ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2207287C2 |
Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции экскурсионных комплексов для морских прогулок. Комплекс включает в себя надводное судно и связанный с судном и отделяемый от него автономно плавающий самоходный пассажирский подводный аппарат для подводных экскурсий. Подводный аппарат размещен в положении на плаву в открытом со стороны кормы и снизу тоннеле в корпусе судна. Судно имеет протыкающие волны носовые обводы в виде бульба-лодки, выдвинутого на расстояние до 12% длины корпуса судна от перпендикуляра, опущенного от передней точки носовой оконечности корпуса судна. В носовой части судна обводы бульба выполнены плавно переходящими в носовые обводы корпуса судна. На бульбе установлены подводные крылья, имеющие в плане стреловидную форму, а в сечении - профиль с острой передней кромкой. Концы крыльев, опущенных вниз, по высоте не выступают ниже основной плоскости бульба. Движительная установка подводного аппарата выполнена в виде поворотной колонки с винтом в насадке, выполненной откидывающейся вверх выше ватерлинии подводного аппарата в его положении на плаву. Достигается повышение мореходности комплекса, комфортности и безопасности пассажиров при их переходе с судна в подводный аппарат и обратно. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рекламный проспект "Судоэкспорта", представленный на международной выставке "Конверсия - 90", г | |||
Мюнхен, ФРГ, 1990 | |||
СУДОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДВОДНОГО ТУРИЗМА | 1991 |
|
RU2026233C1 |
Судовой комплекс для прибрежного морского туризма | 1990 |
|
SU1801865A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА АКАРИЦИДНО-ИНСЕКТИЦИДНОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2002 |
|
RU2227468C1 |
Авторы
Даты
2003-11-10—Публикация
2001-06-20—Подача