Изобретение относится к строительству и может быть использовано для укрепления грунтов при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, плотин, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений.
Известен способ устройства оснований сооружений, включающий смешение молотого отвального мартеновского шлака с цементом, увлажнение смеси до 9-20 мас.%, выдерживание в течение 3-5 сут. и смешение с глинистым грунтом.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ устройства оснований дорог и наземных сооружений, включающий смешение грунта с дробленым шлаком и щелочным активизатором, увлажнение водой в количестве 9-18% от массы сухих компонентов, укладку и уплотнение смеси.
Недостатком указанного способа является невысокая прочность и морозостойкость оснований.
Целью изобретения является повышение прочности и морозостойкости оснований, а также снижение их стоимости.
Это достигается тем, что в способе устройства оснований дорог и наземных сооружений, включающем смешение грунта с дробленым шлаком и щелочным активизатором, увлажнение водой в количестве 8-20% от массы сухих компонентов, укладку и уплотнение смеси, в качестве дробленого шлака используют отвальный шлак черной металлургии в количестве 20-40 мас.%, из которого предварительно выделяют железистые включения.
Способ устройства оснований осуществляется следующим образом.
На земляное полотно завозят расчетное количество грунта (песок, суглинка, глина, лесс, лессовидный суглинок) и соответствующее количество дробленого отвального шлака черной металлургии (доменного, мартеновского, конвертерного, электросталеплавильного, ваграночного) при массовом соотношении 60-80% и 20-40%. Оба компонента поочередно с помощью бульдозера равномерно распределяют по поверхности земляного полотна. Затем всю смесь перемешивают за несколько проходов фрезы и увлажняют водой в количестве 8-20% от массы твердых компонентов для приведения материала в удобоукладываемое состояние с применением поливомоечной машины. Жидкий активатор вводят с помощью поливомоечной машины. Затем все компоненты перемешивают необходимым количеством проходов фрезы до получения гомогенной смеси.
Увлажненную гомогенную смесь уплотняют виброкатками при нагрузке уплотнения около 100 кг/см2.
В увлажненной и уплотненной шлакогрунтовой смеси вследствие высокого значения рН порового раствора происходит щелочное возбуждение и растворение поверхностей как шлаковых, так и глинистых частиц. Продукты растворения выносятся в поровое пространство в виде зольного раствора, переходящего по мере увеличения концентрации в гель. В результате синерезиса геля образуются многочисленные трещины, по которым продолжается щелочная агрессия поверхности шлаковых частиц, дальнейшее уплотнение гелевых новообразований и постепенный их переход в камнеподобное состояние.
Упрочнение шлаков и шлакогрунтовых материалов в течение 13-15 лет и более приводит к значительному увеличению межремонтного срока автодорог. Высокой упругостью гелевых новообразований объясняется высокое значение коэффициента морозостойкости шлакогрунтовых материалов. В производственных условиях оптимальной дисперсностью обладает отсев дробления отвального шлака с фракциями до 5 мм, однако положительный эффект достигается также при использовании фракции до 20 мм.
В качестве активатора могут применяться щелочные материалы, например щелочные отходы промышленности, такие как парекс - отработанная щелочь дисорбата парекса в производстве нефтеоргсинтеза. Отработанная щелочь дисорбата парекса представляет собой раствор следующих компонентов: Сульфат натрия не более 3,000 мг/л Сульфит натрия не более 16,000 мг/л
Гидросульфит нат- рия не более 5000 мг/л Сульфонат нат- рия не более 0,5 мг/л Нефтепродукты не более 100 мг/л
Нормальность парекса исходная 0,46 Н.
Щелочные стоки, образуются при улавливании газообразного хлора с помощью NaOH при производстве хлора, каустической соды, фенозона и при других процессах, связанных с использованием жидкого или газообразного хлора.
Механический состав щелочных стоков П.О. "Каустик", мас.%: Взвешенные вещества 0,2-0,5
Сухой остаток (общее
содержание растворимых органических и мине- 0,2-1,5 ральных солей) В среднем 0,6-0,8%, из них Хлориты 0,2-0,4 Сульфаты 0,05-0,1 Нефтепродукты 0,0025 Железо (общее) От следов до 1 Гипохлориты натрия 0,05-0,1 Показатель рН 12,5-13,5.
Примеры конкретного выполнения способа и свойства получаемого материала приведены в табл.1 и 2.
Как видно из приведенных данных, предлагаемый способ позволяет получить основание более прочное и морозостойкое, а также более дешевое за счет исключения извести.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2010 |
|
RU2455414C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2101413C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2114238C1 |
КОМОПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2114239C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 1992 |
|
RU2030507C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 1992 |
|
RU2040625C1 |
Способ укрепления глинистого грунта | 1985 |
|
SU1245654A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ | 2012 |
|
RU2520118C2 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 2005 |
|
RU2281356C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТОВОГО МАТЕРИАЛА | 2006 |
|
RU2324784C1 |
Использование: в строительстве дорог аэродромов, плотин, фундаментом зданий и сооружений. Сущность изобретения: грунт смешивают с дробленым отвальным шламом черной металлургии в количестве 20 - 40 мас.% и щелочным активатором, увлажняют водой в количестве 8 - 20% от массы сухих компонентов, укладывают и уплотняют. Из шлака предварительно выделяют железистые включения. Дробят его до размера менее 20 мм, щелочной активатор используют с конценрацией 0,09 - 0,23 H. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Строительная смесь для устройства оснований автомобильных дорог | 1976 |
|
SU576297A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1995-02-09—Публикация
1990-07-18—Подача