СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Российский патент 1995 года по МПК E01C3/00 E02D3/12 C09K17/10 C09K103/00 

Описание патента на изобретение RU2040625C1

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к составам смесей, используемых для устройства шлакоминеральных оснований конструктивных слоев дорожных одежд.

Известен состав смеси для укрепления грунтов отходами производства витамина А 12, включающий глинистый грунта, смесь карбидного ила и гипсосодержащих отходов в отношении 1:2 при следующем соотношении компонентов, мас. Глинистый грунт 90 Отходы производства витамина А 10
Недостатком данного состава является наличие около 67% гипсосодержащих отходов, которые увеличивая прочность материала, уменьшают морозостойкость и долговечность конструкции, так как гипс не является гидравлическим вяжущим и при попеременном замораживании и оттаивании или при частом увлажнении происходит разрушение материала, особенно во II-III дорожно-климатических зонах повышенного и избыточного увлажнения.

Наиболее близким к предлагаемому способу является смесь для устройства оснований 3, включающая песчаный грунт, гранулированный доменный шлак, в качестве активатора цемент и воду при следующем соотношении компонентов, мас. Песчаный грунт 76 Граншлак 5 Цемент 5 Вода 14
Недостатком указанной смеси является большой расход цемента, недостаточная морозостойкость и прочность получаемого дорожного основания.

Задача изобретения снижение расхода цемента, повышение морозостойкости и прочности дорожного основания.

Задача решается тем, что в состав смеси, состоящей из песчаного грунта, гранулированного доменного шлака, активной добавки цемента и воды вводится карбидный ил в виде 30%-ного раствора жидких щелочных отходов с рН 13 и щелочностью 70-80 Мг/экв, количество цемента уменьшается на 50% граншлак заменяется на отсев дробления доменных шлаков при следующем соотношении компонентов, мас. Песчаный грунт 56,5
Отсев дробления доменных шлаков 30 Цемент 2,5
Щелочной раствор карбид- ного ила 11
Предлагаемый состав отличается от известного тем, что вводится щелочной раствор карбидного ила, который обеспечивает протекание реакции взаимодействия активных составляющих шлака и цемента с достаточно высокой скоростью, так как является активатором твердения отвального доменного шлака, что дает возможность уменьшить расход цемента на 50% Отсев дробления выполняет роль не только скелетной составляющей, повышающей сдвигоустойчивость материала, но и более активного чем граншлак связующего, так как содержит в составе 25-15% частиц мельче 0,071 мм, что обеспечивает повышение морозостойкости и прочности шлакоминерального основания.

П р и м е р. В лаборатории готовят смеси по предлагаемому и известному составам, которые представлены в табл.1.

Методика испытания смесей выбрана по ГОСТ 23558-90 "Материалы нерудные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими, для дорожного строительства. Технические условия", а также по Пособию по строительству покрытий и оснований автодорог и аэродромов из грунтов, укрепленных вяжущими материалами. Оптимальное количество воды и водных растворов смеси определяли по результатам стандартного уплотнения на приборе СоюздорНИИ, образцы формовали на прессе в формах диаметром 50,5 мм под давлением 150 кг/см3.

Из приведенных в табл. 2 данных видно, что при увеличении концентрации раствора карбидного ила от 20% до 30% происходит улучшение прочностных показателей и морозостойкости, дальнейшее увеличение концентрации не приводит к существенному увеличению прочностных показателей, поэтому был выбран состав с 30%-ной концентрацией раствора карбидного ила.

Раствор щелочных отходов с рН 13 и щелочностью 70-80 Мг/экв является сильнощелочным и поэтому не увеличивали более его концентрацию по соображениям охраны труда при работе с подобными растворами и достаточностью достигаемого эффекта.

В табл. 3 представлено сравнение составов прототипа (состав N 4) и предлагаемого (состав N 3). С увеличением расхода цемента от 1,5% до 2,5% и щелочного раствора карбидного ила от 9% до 11% (см. табл.1) улучшаются прочностные показатели и морозостойкость. Уже при расходе цемента 2% свойства составов N 2 и N 4 становятся одного порядка. А при расходе цемента 2,5% показатели предлагаемого состава выше, чем прототипа.

Похожие патенты RU2040625C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 2005
  • Буваев Антон Юрьевич
  • Проворнов Сергей Юрьевич
  • Тараненко Сергей Иванович
RU2281356C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОДОРОГ И НАЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ЕГО ОСНОВЕ 2010
  • Мымрин Всеволод Анатольевич
RU2455414C1
МОДИФИКАТОР "ГРАУНДСЛАГ" ДЛЯ ШЛАКО-ГРУНТОВЫХ СМЕСЕЙ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЕ И УКРЕПЛЕННОЕ ДОРОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2020
  • Бишко Петр Богданович
  • Бишко Станислав Петрович
  • Фукс Александр Владимирович
RU2756751C1
Укрепленный глинистый грунт 2017
  • Лукашук Александр Геннадьевич
  • Черногиль Виталий Богданович
  • Подольский Владислав Петрович
RU2645316C1
Стабилизированное дорожное основание и способ получения стабилизированного дорожного основания 2018
  • Бишко Петр Богданович
  • Бишко Станислав Петрович
  • Фукс Александр Владимирович
RU2703034C1
Бетонная смесь 2023
  • Буравчук Нина Ивановна
  • Гурьянова Ольга Владленовна
RU2813822C1
Грунтовая смесь для дорожного строительства 2020
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Беспилотов Дмитрий Викторович
  • Панков Павел Павлович
  • Руш Елена Анатольевна
  • Авсеенко Надежда Дмитриевна
RU2754841C1
ВЯЖУЩЕЕ НА ОСНОВЕ НЕФЕЛИНОВОГО ШЛАМА ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2014
  • Шепелев Игорь Иннокентьевич
  • Бочков Николай Николаевич
  • Анушенков Александр Николаевич
  • Секирко Александр Александрович
  • Сахачев Алексей Юрьевич
  • Головных Николай Витальевич
RU2560740C1
Вяжущее 1990
  • Любацкий Владислав Прокофьевич
  • Сасько Николай Федорович
  • Борисенко Анатолий Анатольевич
  • Вырожемский Валерий Константинович
SU1815255A1
Укрепленный глинистый грунт 2016
  • Черногиль Виталий Богданович
RU2621802C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 625 C1

Реферат патента 1995 года СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Использование: дорожное строительство. Сущность изобретения: состав для устройства шлакоминеральных оснований автомобильных дорог содержит, мас. песчаный грунт 56,5; отсев дробления доменных шлаков 30,0; цемент 2,5; 30% -ный раствор карбидного ила с pH 13 11. Прочность при сжатии полученных водонасыщенных образцов: 28-суточных 3,3 МПа, 90-суточных 4,7 МПа, коэффициент морозостойкости 0,8. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 040 625 C1

СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ШЛАКОМИНЕРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, включающий песчаный грунт, доменный шлак, цемент и жидкость затворения, отличающийся тем, что в качестве доменного шлака используют отсев дробления доменных шлаков, а в качестве жидкости затворения 30%-ный раствор карбидного ила с рН 13 при следующем соотношения компонентов, мас.

Песчаный грунт 56,5
Отсев дробления доменных шлаков 30,0
Цемент 2,5
30%-ный раствор карбидного ила с рН 13 11

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040625C1

Смирнов А.А
и др
Основания автомобильных дорог из шлакоминеральных смесей
- Автомобильные дороги, 1971, N 8, с.15-16.

RU 2 040 625 C1

Авторы

Соломенцев Александр Борисович

Головенко Алексей Петрович

Даты

1995-07-25Публикация

1992-12-11Подача