Изобретение относится к испытательным стендам и может быть использовано в испытаниях портативных бензиномоторных пил на безопасность обращения с ними при "отскоке".
Известен стенд для испытаний портативных цепных пил на "отскок" [1], содержащий раму для крепления испытываемой цепной пилы с системой вращения, горизонтально удерживающую систему с испытательным образцом.
Недостатком данного стенда является несоответствие условий испытаний реальным условиям происходящего "отскока", недостаточный спектр параметров, получаемых при испытании, сложность конструкции.
Целью изобретения является приближение условий испытания к реальным условиям эксплуатации пилы, расширения вариации начальных нагрузок на раму при испытаниях, попутного определения на стенде моментов инерции испытываемой пилы, центра тяжести системы и пилы и упрощение конструкции стенда.
Это достигается тем, что рама вращательной системы выполнена в виде штанги, расположенной в плоскости, параллельной плоскости шины испытуемой пилы и вращающейся на оси, перпендикулярной к плоскости пильной шины и находящейся с обратной стороны от пилы; на оси вращения рамы встроен также быстросъемный регулируемый торсионный упругий элемент, причем ось вращения торсиона совпадает с осью вращения штанги, с закрепленным храповым колесом и шкальным устройством, удерживаемым собачкой; для более точного измерения параметров "отскока" храповое колесо связано с несколькими фиксирующими собачками с угловой разницей по шагу зацепления, расположенными и закрепленными на корпусе.
На чертеже изображен стенд для испытаний портативных пил.
Стенд содержит подвижную доску 1, испытываемую бензиномоторную пилу 2, зажимы 3 для крепления бензопилы, штангу 4, опорную трубу 5 штанги, корпус неподвижный 6, торсион 7, храповое колесо 8, шкальное устройство 9, собачку 10, регулируемый упор 11.
Стенд работает следующим образом.
Отводится в исходное положение под определенным углом β подвижная доска 1 для создания условий имитации надвигания пилы на бревно. Пила 2 на штанге 4 устанавливается в горизонтальное положение на регулируемый упор 11 при отведенной собачке 10, затем фиксирующей заданное положение. При помощи зажимов 3 пильная шина устанавливается в вертикальной плоскости и перпендикулярно плоскости подвижной доски.
Включается привод бензопилы и скорость вращения пильной цепи фиксируется специальным механизмом через рукоятку управления газом (на чертеже не показан).
Предварительный момент с углом α2 закрутки торсиона уравновешивает гравитационный момент системы штанга-пила относительно оси вращения штанги.
Дается команда на движение подвижной доски с определенной выбранной скоростью V надвигания на пильную шину.
При соударении происходит "отскок" бензопилы на угол αх, фиксируемый храповым колесом с собачкой. Считывание угла "отскока" производится со шкального устройства 9.
Согласно программе по ИСО испытания на соударение испытательного образца с пилой проводятся при различных значениях углов β, а также при различных скоростях перемещения пильной цепи по шине (различных режимах работы пилы).
В результате тарана пила отскакивает от подвижной доски, штанга, на которой установлена пила, разворачивается относительно оси вращения на угол αх, при этом также закручивается торсион.
По значениям угла отскока αх судят о безопасности обращения с пилой при ее эксплуатации.
Энергия отскока определяется по следующей формуле:
E = Q·Ro[sin(αx+ αo)-sin αo]+ c(0,5α
αо - угловая координата центра тяжести подвижной части;
С - жесткость торсиона;
α2 - угол предварительного закручивания торсиона;
Jo - момент инерции подвижной системы относительно оси вращения торсиона;
ω - приведенная угловая частота при отскоке;
Q - масса подвижной системы;
Ro - координата центра тяжести подвижной части установки.
Угол α2 закручивания торсиона направлен против действия гравитационного момента, т. е. сила упругости торсиона уравновешивает силу веса подвижной системы.
α2= 0,92 · · cos αx (2)
В процессе обработки результатов проводимых исследований образцов бензиномоторных пил необходимо знать их массы, координаты центра тяжести пилы и подвижной системы, моменты инерции подвижной системы относительно ряда осей, перпендикулярных к пильной шине. Линейные размеры и масса пилы определяются непосредственно измерением.
Момент инерции подвижной системы относительно оси вращения штанги можно определить по частоте колебаний упругой системы
Jo= (3) где С - жесткость торсиона;
τо - период собственных колебаний системы.
Момент инерции рычажного привода с узлами крепления пилы
Jp= (4) где τр - период собственных колебаний рычажного привода;
Jр - момент инерции рычажного привода относительно оси вращения торсиона;
Момент инерции собственно самой пилы Jп относительно оси вращения штанги
Jп=Jo-Jр (5)
Момент инерции самой пилы относительно ее центра тяжести
Jцт=Jп-QпRп2, (6) где Qп - масса самой пилы;
Rп - размер от центра тяжести пилы до оси вращения.
Авторами спроектирован указанный стенд. Торсион стенда имеет следующие размеры:
диаметр торсиона dт=9 мм,
длина торсиона L=500 мм,
материал торсиона сталь 65С2ВА ГОСТ 2052-53 термообработка HRC 46...52.
Максимальный нагрузочный момент определяется по зависимости
Tт= 0,2 α
Tт= 0,2·93·560 = 81,65·103 Нмм
Максимальный угол закручивания торсиона определяется по зависимости αтmax= , где С=8,1.104 МПа - модуль упругости материала.
αтmax= = 0,768 рад или αтмах=44о
Жесткость торсиона
С = = = 106,3·103 Нмм/рад
По полученным данным можно определить допустимый максимальный угол отскока и максимальную допустимую энергию при отскоке.
Угол предварительного закручивания торсиона
α2= = = 0,52 рад или
α2= 29/8°
Максимальный угол отскока
αхмах= α2+ αтмах=29,8+44=73,8о
Максимальная кинетическая энергия отскока
E = = Q·Ro[sin(αx- αo)-sin αo]+ c(0,5α
= 120·500 [sin 73,8°- sin 5°]+ 106,3·10 0,5 -
- 0,52 = 70,94·103 Нмм
При уменьшении угла закручивания диапазон максимально допустимого угла отскока уменьшается, например при α2=0 αмах=44о вместо 73,8о.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания переносной моторной пилы | 1988 |
|
SU1577955A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ | 1992 |
|
RU2067476C1 |
ТРЕНАЖЕР | 1992 |
|
RU2048827C1 |
ГРЕЙФЕР ВИНТОВОЙ | 1999 |
|
RU2163880C2 |
Рама бензиномоторной пилы | 1982 |
|
SU1021605A1 |
Стенд для испытания центробежных муфт сцепления | 1986 |
|
SU1375962A1 |
ГРЕЙФЕР ВИНТОВОЙ | 2000 |
|
RU2193516C2 |
Стенд для оценки мощности двигателя редукторных бензомоторных пил | 1982 |
|
SU1183362A1 |
Стенд для определения угла опережения зажигания двигателя бензиномоторной пилы | 1986 |
|
SU1416880A1 |
ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2066855C1 |
Использование: изобретение относится к испытательным стендам и может использоваться в испытаниях портативных бензиномоторных пил на безопасность обращения с ними при "отскоке". Цель изобретения - приближение условий испытания к реальным условиям эксплуатации пилы, расширения вариации начальных нагрузок на раму при испытаниях, попутного определения на стенде моментов инерции испытываемой пилы, центра тяжести системы и пилы и упрощение конструкции стенда. Сущность изобретения: рама вращательной системы выполнена в виде штанги, расположенной в плоскости, параллельной плоскости шины испытываемой пилы и вращающейся на оси, перпендикулярной к плоскости пильной шины и находящейся с обратной стороны от пилы, на оси вращения рамы встроен также быстросъемный регулируемый торсионный упругий элемент, причем ось вращения торсиона совпадает с осью вращения штанги, с закрепленным храповым колесом и шкальным устройством, удерживаемым собачкой, для более точного измерения параметров "отскока" храповое колесо связано с несколькими фиксирующими собачками с угловой разницей по шагу зацепления, закрепленными на корпусе. 1 ил.
Устройство для защиты людей от поражения высоким напряжением электрических установок | 1927 |
|
SU9518A1 |
- Портативные цепные пилы | |||
- Методика проведения испытаний на "отскок" | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1995-02-20—Публикация
1991-11-18—Подача