САМОЛЕТ Российский патент 1995 года по МПК B64C39/00 B64C1/00 

Описание патента на изобретение RU2028966C1

Изобретение относится к авиации и может быть использовано при создании самолетов с повышенной эксплуатационной безопасностью.

Известны самолеты [1], содержащие фюзеляж с пилотской кабиной, пассажирским салоном и/или грузовым отсеком, крылья, хвостовое оперение, двигатели и шасси. Такие самолеты получили широкое распространение, но их аварии, сопровождающиеся падением на землю, в большинстве случаев оканчиваются трагически для экипажа и пассажиров. При падении таких самолетов наибольшим разрушениям подвергается, как правило, их носовая часть.

Известен самолет [2] , содержащий фюзеляж с кабиной пилотов, грузовым отсеком и люком, пассажирский салон с дверьми, креслами и системой жизнеобеспечения, крылья, двигатели с топливными баками и системой топливоподачи, целевые и обеспечивающие системы и шасси, причем грузовой отсек расположен перед пассажирским салоном и в передней части пассажирского салона размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

Недостатком данного самолета также является недостаточная эффективность опасения пассажиров и экипажа самолета.

Целью изобретения является повышение эффективности спасения пассажиров и экипажа.

Цель достигается тем, что у самолета, содержащего фюзеляж, включающий кабину пилотов, пассажирский салон и расположенный перед ним грузовой отсек с люком, крылья, Т-образный киль, двигатели и шасси, кабина пилотов размещена между грузовым отсеком и пассажирским салоном, а в носовой части самолета установлена телекамера, связанная с кабиной пилотов. Кроме того, люк грузового отсека может быть размещен в носовой части фюзеляжа, грузовой отсек и пассажирский салон связаны толкателями и пневмоцилиндрами с газогенератором, а Т-образный киль размещен над салоном и снабжен парашютом, при этом рули высоты выполнены с возможностью поворота вокруг горизонтальной поперечной оси. В передней части салона может быть размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

На фиг.1 показан самолет с носовым загрузочным люком; на фиг.2 - пассажирский салон с пилотской кабиной; на фиг.3 - разрушение самолета при падении без отделения пассажирского салона; на фиг.4,5 - самолет с отодвигаемым салоном; на фиг.6 - его вид в аварийной ситуации; на фиг.7,8 - самолет с полностью отделяемым салоном и его срабатывание.

Самолет состоит из фюзеляжа, включающего грузовой отсек 1, пассажирский салон 2 и пилотскую кабину 3, крыльев, шасси, двигателей 4 с топливными баками и магистралями подачи, киля с рулями 5 высоты, целевых и обеспечивающих систем. Люк 6 грузового отсека 1 может быть размещен в носовой части фюзеляжа 1. В салоне 2 размещены пассажирские кресла (возможно двухъярусное расположение), входной люк, системы жизнеобеспечения и др.

Возможно несколько вариантов крепления салона 2: жесткий (фиг.1), отодвигаемый (фиг.4,5) и отделяемый (фиг.7,8). В первом варианте салон 2 представляет собой одно целое с грузовым отсеком, во втором - грузовой отсек 1 связан с салоном 2 посредством пирокреплений и штоков 7 с поршнями и цилиндров 8 с газогенераторами 9. Хвостовое оперение и двигатели 4 могут быть связаны с фюзеляжем (салон 2) также посредством пирокрепления. Салон 2 с грузовым отсеком 1 может быть сообщен посредством люка 10, герметично закрывающегося в аварийной ситуации. Место пилота в кабине 3 располагается сверху, а штурмана - снизу, при этом в носовой части фюзеляжа может размещаться телекамера 11, связанная с кабиной 3, в которой расположены средства управления полетом и срабатывания систем в аварийной ситуации. При отделяемом салоне 2 (фиг.7,8) рули 5 установлены с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О1, а салон 2 при этом может быть снабжен парашютом 12.

В исходном положении пассажиры занимают места в салоне 2, пилоты - в кабине 3, грузовой отсек в фюзеляже заполняется через люк 6, который потом закрывается. Самолет совершает разбег с помощью шасси и осуществляет полет посредством двигателей 4.

Когда возникает аварийная ситуация, происходит сначала аварийный слив топлива. При неотделяемом салоне 2 при ударе о землю на небольшой высоте происходит смятие передней части фюзеляжа (фиг.3), благодаря чему поглощается значительная часть кинетической энергии, а салон 2 с пассажирами и кабина 3 с экипажем испытывают минимальные повреждения.

При отодвигаемом салоне 2 (фиг.4,5) происходит до удара о землю срабатывание пирокреплений (отделяющих салон 2 от остальной части фюзеляжа) и газогенераторов 9, благодаря чему штоки 7 выходят из цилиндров 8 и отбрасывают салон 2 назад (фиг.6). Фюзеляж ударяется о землю с еще большей скоростью, поглощая общую энергию удара, при этом салон 2 с кабиной 3 снижает скорость контакта с землей, что предотвращает его разрушение.

Отделяемый вариант (фиг. 7) наиболее приемлем при авариях в воздухе - срабатывают пирокрепления, отделяя салон 2 и кабину 3 от остальной части фюзеляжа (аналогично могут отделяться двигатели 4, если они связаны с салоном 2), плоскости 5 поворачиваются вокруг оси О1, создавая максимальное аэродинамическое сопротивление (фиг.8), благодаря чему падение кабины 3 и салона 2 замедляется. Мягкий контакт салона 2 с землей может быть обеспечен парашютом 12.

При применении предлагаемого самолета повышается безопасность пассажиров, улучшается компоновка самолета за счет возможности его загрузки спереди.

Похожие патенты RU2028966C1

название год авторы номер документа
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2027639C1
САМОЛЕТ 1992
  • Таранцев Александр Алексеевич
RU2026239C1
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2020
  • Щелочков Матвей Анатольевич
  • Селезнев Сергей Викторович
  • Галимов Ринат Минахметович
RU2739451C1
ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ "ХОЛОД-1" (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Подколзин Василий Григорьевич
RU2297368C1
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171206C1
САМОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2176209C1
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ 1998
  • Киселев В.В.
RU2152335C1
САМОЛЕТ 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2181092C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЕМ ПАССАЖИРСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ 2014
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2562674C1
РОБОТИЗИРОВАННАЯ АВИАЦИОННАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА (РАУС) 2020
  • Купченко Сергей Михайлович
RU2755752C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 028 966 C1

Реферат патента 1995 года САМОЛЕТ

Изобретение относится к авиации и направлено на создание самолетов с повышенной безопасностью пассажиров и экипажа. Самолет содержит грузовой отсек, расположенный в передней части фюзеляжа, пассажирский салон, размещенный в задней части фюзеляжа, и кабину между ними. Люк грузового отсека расположен в носовой части фюзеляжа. В носовой части также может быть установлена телекамера, связанная с кабиной. Салон с кабиной может быть как жестко связан с грузовым отсеком, так и соединяться с ним пирокреплениями. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 028 966 C1

1. САМОЛЕТ, содержащий фюзеляж, включающий кабину пилотов, пассажирский салон и расположенный перед ним грузовой отсек с люком, крылья, Т-образный киль, двигатели и шасси, отличающийся тем, что кабина пилотов размещена между грузовым отсеком и пассажирским салоном, а в носовой части самолета установлена телекамера, связанная с кабиной пилотов. 2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что люк грузового отсека размещен в носовой части фюзеляжа. 3. Самолет по п.2, отличающийся тем, что грузовой отсек и пассажирский салон связаны толкателями и пневмоцилиндрами с газогенераторами. 4. Самолет по п.2, отличающийся тем, что Т-образный киль размещен над салоном и снабжен парашютом, а рули высоты выполнены с возможностью поворота вокруг горизонтальной поперечной оси. 5. Самолет по п.1, отличающийся тем, что в передней части салона размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2028966C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Капустин А.Л., Ружицкий Е.И
Справочник по зарубежным самолетам и вертолетам
ЦАГИ, 1961, с.5-7.

RU 2 028 966 C1

Авторы

Таранцев Александр Алексеевич

Даты

1995-02-20Публикация

1992-09-30Подача