Изобретение относится к авиации и может быть использовано при создании самолетов с повышенной эксплуатационной безопасностью.
Известны самолеты [1], содержащие фюзеляж с пилотской кабиной, пассажирским салоном и/или грузовым отсеком, крылья, хвостовое оперение, двигатели и шасси. Такие самолеты получили широкое распространение, но их аварии, сопровождающиеся падением на землю, в большинстве случаев оканчиваются трагически для экипажа и пассажиров. При падении таких самолетов наибольшим разрушениям подвергается, как правило, их носовая часть.
Известен самолет [2] , содержащий фюзеляж с кабиной пилотов, грузовым отсеком и люком, пассажирский салон с дверьми, креслами и системой жизнеобеспечения, крылья, двигатели с топливными баками и системой топливоподачи, целевые и обеспечивающие системы и шасси, причем грузовой отсек расположен перед пассажирским салоном и в передней части пассажирского салона размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.
Недостатком данного самолета также является недостаточная эффективность опасения пассажиров и экипажа самолета.
Целью изобретения является повышение эффективности спасения пассажиров и экипажа.
Цель достигается тем, что у самолета, содержащего фюзеляж, включающий кабину пилотов, пассажирский салон и расположенный перед ним грузовой отсек с люком, крылья, Т-образный киль, двигатели и шасси, кабина пилотов размещена между грузовым отсеком и пассажирским салоном, а в носовой части самолета установлена телекамера, связанная с кабиной пилотов. Кроме того, люк грузового отсека может быть размещен в носовой части фюзеляжа, грузовой отсек и пассажирский салон связаны толкателями и пневмоцилиндрами с газогенератором, а Т-образный киль размещен над салоном и снабжен парашютом, при этом рули высоты выполнены с возможностью поворота вокруг горизонтальной поперечной оси. В передней части салона может быть размещен люк для сообщения с грузовым отсеком.
На фиг.1 показан самолет с носовым загрузочным люком; на фиг.2 - пассажирский салон с пилотской кабиной; на фиг.3 - разрушение самолета при падении без отделения пассажирского салона; на фиг.4,5 - самолет с отодвигаемым салоном; на фиг.6 - его вид в аварийной ситуации; на фиг.7,8 - самолет с полностью отделяемым салоном и его срабатывание.
Самолет состоит из фюзеляжа, включающего грузовой отсек 1, пассажирский салон 2 и пилотскую кабину 3, крыльев, шасси, двигателей 4 с топливными баками и магистралями подачи, киля с рулями 5 высоты, целевых и обеспечивающих систем. Люк 6 грузового отсека 1 может быть размещен в носовой части фюзеляжа 1. В салоне 2 размещены пассажирские кресла (возможно двухъярусное расположение), входной люк, системы жизнеобеспечения и др.
Возможно несколько вариантов крепления салона 2: жесткий (фиг.1), отодвигаемый (фиг.4,5) и отделяемый (фиг.7,8). В первом варианте салон 2 представляет собой одно целое с грузовым отсеком, во втором - грузовой отсек 1 связан с салоном 2 посредством пирокреплений и штоков 7 с поршнями и цилиндров 8 с газогенераторами 9. Хвостовое оперение и двигатели 4 могут быть связаны с фюзеляжем (салон 2) также посредством пирокрепления. Салон 2 с грузовым отсеком 1 может быть сообщен посредством люка 10, герметично закрывающегося в аварийной ситуации. Место пилота в кабине 3 располагается сверху, а штурмана - снизу, при этом в носовой части фюзеляжа может размещаться телекамера 11, связанная с кабиной 3, в которой расположены средства управления полетом и срабатывания систем в аварийной ситуации. При отделяемом салоне 2 (фиг.7,8) рули 5 установлены с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О1, а салон 2 при этом может быть снабжен парашютом 12.
В исходном положении пассажиры занимают места в салоне 2, пилоты - в кабине 3, грузовой отсек в фюзеляже заполняется через люк 6, который потом закрывается. Самолет совершает разбег с помощью шасси и осуществляет полет посредством двигателей 4.
Когда возникает аварийная ситуация, происходит сначала аварийный слив топлива. При неотделяемом салоне 2 при ударе о землю на небольшой высоте происходит смятие передней части фюзеляжа (фиг.3), благодаря чему поглощается значительная часть кинетической энергии, а салон 2 с пассажирами и кабина 3 с экипажем испытывают минимальные повреждения.
При отодвигаемом салоне 2 (фиг.4,5) происходит до удара о землю срабатывание пирокреплений (отделяющих салон 2 от остальной части фюзеляжа) и газогенераторов 9, благодаря чему штоки 7 выходят из цилиндров 8 и отбрасывают салон 2 назад (фиг.6). Фюзеляж ударяется о землю с еще большей скоростью, поглощая общую энергию удара, при этом салон 2 с кабиной 3 снижает скорость контакта с землей, что предотвращает его разрушение.
Отделяемый вариант (фиг. 7) наиболее приемлем при авариях в воздухе - срабатывают пирокрепления, отделяя салон 2 и кабину 3 от остальной части фюзеляжа (аналогично могут отделяться двигатели 4, если они связаны с салоном 2), плоскости 5 поворачиваются вокруг оси О1, создавая максимальное аэродинамическое сопротивление (фиг.8), благодаря чему падение кабины 3 и салона 2 замедляется. Мягкий контакт салона 2 с землей может быть обеспечен парашютом 12.
При применении предлагаемого самолета повышается безопасность пассажиров, улучшается компоновка самолета за счет возможности его загрузки спереди.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2027639C1 |
САМОЛЕТ | 1992 |
|
RU2026239C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ ПОВЫШЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2020 |
|
RU2739451C1 |
ДВУХМОТОРНЫЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ "ХОЛОД-1" (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2297368C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2171206C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2176209C1 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, ЭКИПАЖА И ГРУЗОВ ПРИ АВАРИИ САМОЛЕТА В ВОЗДУХЕ | 1998 |
|
RU2152335C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2181092C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЕМ ПАССАЖИРСКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ | 2014 |
|
RU2562674C1 |
РОБОТИЗИРОВАННАЯ АВИАЦИОННАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА (РАУС) | 2020 |
|
RU2755752C1 |
Изобретение относится к авиации и направлено на создание самолетов с повышенной безопасностью пассажиров и экипажа. Самолет содержит грузовой отсек, расположенный в передней части фюзеляжа, пассажирский салон, размещенный в задней части фюзеляжа, и кабину между ними. Люк грузового отсека расположен в носовой части фюзеляжа. В носовой части также может быть установлена телекамера, связанная с кабиной. Салон с кабиной может быть как жестко связан с грузовым отсеком, так и соединяться с ним пирокреплениями. 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Капустин А.Л., Ружицкий Е.И | |||
Справочник по зарубежным самолетам и вертолетам | |||
ЦАГИ, 1961, с.5-7. |
Авторы
Даты
1995-02-20—Публикация
1992-09-30—Подача