ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА Российский патент 1995 года по МПК F16C17/04 F16C23/02 

Описание патента на изобретение RU2029146C1

Изобретение относится к подшипникам скольжения сухого трения и может найти применение технике, где требуется повышение герметичности, мощности, быстроходности, точности, долговечности при повышенных температурах, например до 2000оС.

Известны подшипники скольжения сухого трения [1], включающие вал и металлокерамическую втулку, работающие на твердой смазке, например графит, дисульфид молибдена, моногидроокись железа и др. В данных подшипниках площадь фактического контакта составляет часть периметра вала, т.е. коэффициент перекрытия составляет 0,16, поэтому герметичности нет.

Целью предложенного опорного узла является создание герметичного подшипника скольжения сухого трения, работающего при высокой температуре и повышенных скоростях вращения вала.

Это достигается тем, что антифрикционный элемент выполнен в виде порошковой (сыпучей) массы, которая поджата поршнем гидроцилиндра, выполненным в виде кольца, торец которого уплотнен по цилиндрическим поверхностям в кольцевом зазоре между валом и корпусом, причем опорный узел снабжен датчиком осевого положения вала и включенным в линию слива из рабочей полости гидроцилиндра следящим золотником с приводом, связанным с датчиком.

На чертеже показан опорный узел вала, продольный разрез. Опорный узел вала состоит из обоймы 1, в которой расположены вращающийся полый вал 2 и фланцы 3, фиксирующие определяющий зазор (незначительно превышающий величину зерен порошка) с буртом вала 2. Между валом и фланцами заключена сыпучая порошковая масса 4 с низким коэффициентом внутреннего (объемного) трения, которая расположена между гидроцилиндрами 5 и 6. Один из гидроцилиндров 6 соединен со следящим золотником 7 и с датчиками 8, которые фиксируют зазор между фланцами 3 и буртом вала 2. Вал центрируется во фланцах 3 при наличии технологических втулок, которые после поджатия гидроцилиндрами сыпучего порошка убираются.

При работе подается давление в гидроцилиндры 5 и 6. Пусть в гидроцилиндр 6 подается давление несколько больше, чем в гидроцилиндр 5. Импульс с датчиков 8 подается на следящий золотник 7, который регулирует давление рабочей жидкости (частичным дросселированием ее на слив), а следовательно, и усилием в гидроцилиндре 6, который выставляет бурт вала 2 с заданными зазорами. Затем приводится во вращение полый вал 2, через который может передаваться рабочая среда от неподвижного органа к вращающемуся органу.

В предлагаемом опорном узле вала осуществляется сложное объемное трение в порошке. Твердое сыпучее вещество, например графит, индий, имея низкий коэффициент объемного трения под давлением, удерживает вал 2 с радиальным зазором в полых поршнях гидроцилиндров 5 и 6, а значит и, бурт вала 2 с радиальным зазором в обойме.

Выдавливание твердой сыпучей смазки под давлением в малый зазор практически прекращается (точнее, сводится к минимуму) после установившегося рабочего режима, чем обеспечивается относительная долговечность герметичного подшипника (в котором коэффициент перекрытия равен единице), обусловленная элементом хрупкости порошкообразного сыпучего твердого вещества. Трение развивается в объемах твердого порошка в зоне касания его с валом.

Похожие патенты RU2029146C1

название год авторы номер документа
ПРЕССОВАЯ УСТАНОВКА 1989
  • Адамович Виталий Николаевич[Ua]
  • Буряков Виктор Петрович[Ua]
RU2049589C1
Подшипниковый узел с порошковой смазкой 2023
  • Юша Владимир Леонидович
  • Бусаров Сергей Сергеевич
  • Третьяков Александр Валерьевич
  • Райковский Николай Анатольевич
RU2800514C1
Гидроцилиндр 1981
  • Штангей Владимир Николаевич
  • Алексеев Евгений Филиппович
  • Андреева Лариса Николаевна
  • Соболев Валериан Маркович
  • Сандлер Борис Григорьевич
  • Аксенов Николай Иванович
  • Михайлов Владислав Васильевич
SU987220A1
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД С КОМБИНИРОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СКОРОСТИ ВЫХОДНОГО ЗВЕНА 2005
  • Редько Павел Григорьевич
  • Селиванов Александр Михайлович
  • Тычкин Олег Вячеславович
  • Константинов Сергей Валентинович
  • Квасов Геннадий Васильевич
RU2305210C2
РЕЗЕРВИРОВАННЫЙ СЛЕДЯЩИЙ ГИДРОПРИВОД ДЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2004
  • Редько Павел Григорьевич
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Чугунов Адольф Сергеевич
  • Нахамкес Константин Викторович
  • Шаров Георгий Васильевич
  • Тихонов Александр Борисович
  • Крячков Юрий Васильевич
RU2271306C1
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОЕДИНЕНИЯ 1991
  • Адамович Виталий Николаевич
RU2016303C1
МУЛЬТИПЛИКАТОР ДАВЛЕНИЯ 1990
  • Адамович Виталий Николаевич[Ua]
RU2028816C1
КОЛЬЦО УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ 2018
  • Бокач Евгений Николаевич
RU2682997C1
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРИВОД С КОМБИНИРОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СКОРОСТИ ВЫХОДНОГО ЗВЕНА 2005
  • Редько Павел Григорьевич
  • Селиванов Александр Михайлович
  • Тычкин Олег Вячеславович
  • Константинов Сергей Валентинович
  • Квасов Геннадий Васильевич
RU2305211C2
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2004
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Редько Павел Григорьевич
  • Кузнецов Павел Иванович
  • Мордвинов Николай Александрович
  • Елагин Евгений Васильевич
  • Шишулин Алексей Алексеевич
RU2268400C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 029 146 C1

Реферат патента 1995 года ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА

Использование: опорные узлы сухого трения. Сущность изобретения: узел содержит вал с опорным буртом, размещенный в кольцевом зазоре корпуса. Между валом и корпусом размещен антифрикционный элемент в виде порошковой массы. Узел выполнен со средством поджатия антифрикционного элемента. Средство поджатия выполнено в виде гидроцилиндра со следящим сливным золотником с приводом. В узле размещен датчик осевого положения вала, связанный со следящим сливным золотником. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 029 146 C1

1. ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА, содержащий опорный бурт, жестко связанный с валом, антифрикционный элемент, размещенный в кольцевом зазоре между валом и корпусом, и средство поджатия антифрикционного элемента к опорному бурту, выполненное в виде гидроцилиндра, рабочая полость которого подключена к источнику давления, отличающийся тем, что, с целью повышения герметичности, надежности в работе узла при высоких температурных нагрузках и скоростях вращения вала, антифрикционный элемент выполнен в виде порошковой массы, поршень гидроцилиндра выполнен в виде кольца, торец которого уплотнен по цилиндрической поверхности в кольцевом зазоре между валом и корпусом, причем опорный узел снабжен датчиком осевого положения вала, а гидроцилиндр снабжен следящим сливным золотником с приводом, связанным с датчиком. 2. Узел по п.1, отличающийся тем, что уплотнение поршня выполнено бесконтактного типа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2029146C1

СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА НА СВЕРХДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ 2012
  • Стинессен Хьелль Олав
  • Педерсен Хьяртан
RU2618517C2
Распределительный механизм для паровых машин 1921
  • Спивак Л.К.
SU308A1

RU 2 029 146 C1

Авторы

Адамович Виталий Николаевич

Даты

1995-02-20Публикация

1991-02-13Подача