Изобретение относится к приборостроению, в частности к тахометрическим анемометрам, и может быть использовано для измерения скорости и расхода воздуха в различных отраслях промышленности, в том числе в горных выработках шахт, опасных по газу и пыли.
Известны тахометрические измерители скорости движения жидкостей и газов, содержащие измерительную крыльчатку, которая подвешивается в неподвижных опорах на кернах, подшипниках, на струне [1].
Недостатком данных анемометров является наличие порогового значения скорости измеряемого потока, ниже которого измерительная крыльчатка не вращается, так как момент трения в порах ее оси превышает движущийся аэродинамический момент. Кроме того, порог трения крыльчатки является величиной непостоянной, изменяясь в зависимости от степени изношенности опор, степени загрязнения трущихся поверхностей и т.д. Поэтому начало диапазона измерения тахометрических анемометров принимается с запасом, в 1,5-2 раза превышающим порог чувствительности крыльчатки, и обычно составляет 0,3-0,5 м/с, что не удовлетворяет требованиям практики.
Известен также тахометрический измеритель скорости движения воздуха [2] , который с целью исключения порога трогания крыльчатки имеет дифференцирующую цепочку, транзисторный ключ и электромагнит, приводящий крыльчатку во вращение при нулевой скорости потока воздуха.
Недостатком такого анемометра является гистерезис показаний в области малых скоростей движения воздуха. При реверсировании воздушного потока, обтекающего датчик, направление вращения крыльчатки не меняется до некоторого значения скорости движения воздуха, после чего крыльчатка меняет направление и измеритель переходит на другую ветвь характеристики. При этом возможно получение ложной информации в области малых скоростей движения воздуха.
Наиболее близким к предлагаемому является тахометрический преобразователь расхода, в котором с целью уменьшения трения в подшипниках узел подвески крыльчатки содержит вибратор, выполненный в виде специального редуктора, кривошипов, соединительных деталей и электродвигателя [3].
Недостатком такого измерителя является сложность, громоздкость и низкая надежность конструкции, а также ограниченная возможность его применения, в том числе в угольных шахтах, опасных по газу и пыли, из-за необходимости применения электродвигателя во взрывобезопасном исполнении со значительным потреблением электроэнергии.
Цель изобретения - повышение надежности и расширение области применения тахометрического измерителя скорости движения воздуха.
Это достигается за счет того, что крыльчатка установлена в опорах на кернах, подпятники которых закреплены на одном конце коромысла, на другом конце которого установлен якорь электромагнитного вибратора, причем коромысло укреплено в корпусе посредством эластичного уплотнителя.
На фиг.1 представлен узел подвески крыльчатки тахометрического измерителя, внешний вид; на фиг.2 и 3 - тахометрический измеритель, разрез.
Тахометрический измеритель содержит крыльчатку 1, подвешенную в опорах 2 на одном конце коромысла 3, и электрический вибратор, закрепленный на другом конце коромысла 3, состоящий из катушки индуктивности 4, ферритового магнитопровода 5 и якоря-мембраны 6 с зазором относительно магнитопровода 5. Регулировка зазора осуществляется винтом 7.
Торцы лопастей крыльчатки 1 армированы пластинами 8 из магнитомягкого материала. Корпус устройства состоит из двух одинаковых деталей 9, изготовленных из пластмассы и соединенных винтами. Внутренние стенки деталей корпуса 9 образуют цилиндрическое проходное отверстие - обечайку крыльчатки 1. Коромысло 3 при помощи эластичного уплотнителя 10 крепится в пазу между корпусными деталями 9. Резиновый уплотнитель 10, кроме функции герметизации внутренней полости измерителя в месте прохода через корпус коромысла, является опорой, на которой колеблется последнее. Питание катушки индуктивности 4 вибратора осуществляется переменным током от специального генератора. В корпусе измерителя установлены также индуктивный преобразователь 11 частоты вращения крыльчатки в электрический сигнал и электронная схема формирования выходного сигнала.
Измеритель работает следующим образом.
При включении измерителя катушка индуктивности 4 получает питание. Переменный магнитный поток, создаваемый в магнитопроводе 5, замыкается через якорь-мембрану 6, жестко закрепленный на коромысле 3. Колебания якоря-мембраны 6 с амплитудой Δ (фиг.3) в силу его инерционных и упругих свойств вызывает вибрацию конца коромысла 3 с катушкой индуктивности 4 и магнитопроводом 5, величина амплитуды которой δ<Δ зависит от соотношения масс и упругих свойств мембраны. Эта вибрация приводит к возникновению колебаний противоположного конца коромысла с крыльчаткой, амплитуда которых δ1 зависит от соотношения длин соответствующих плеч коромысла. Выполнение коромысла уравновешенным приводит к тому, что в месте крепления в корпусе 9 при помощи эластичного уплотнителя 10 расположен узел стоячей волны колеблющейся механической системы, что резко снижает потери механической энергии и передачу ее на корпус 9 измерителя. Генератор, питающий катушку индуктивности 4, настраивается на частоту, равную частоте собственных колебаний якоря-мембраны 6, что позволяет при незначительных энергозатратах получить необходимую амплитуду колебаний крыльчатки. Благодаря расположению крыльчатки и электромагнитного вибратора на противоположных концах уравновешенного коромысла последний потребляет 20-40 мВт, что удовлетворяет требованиям искробезопасности и позволяет применять измеритель в угольных шахтах, опасных по газу и пыли.
При вращении крыльчатки 1 (фиг.2) торцы лопастей, армированные пластинами 8 из магнитомягкого материала, проходят вблизи индуктивного преобразователя 11, изменяют индуктивность последнего, что воспринимается электронной схемой, и на ее выходе формируются импульсы с частотой, пропорциональной скорости вращения крыльчатки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тахометрический измеритель скорости движения воздуха | 1984 |
|
SU1210061A1 |
Измеритель скорости движения воздуха | 1973 |
|
SU514199A1 |
Тахометрический измеритель скорости движения воздуха | 1983 |
|
SU1140047A1 |
Устройство для измерения скорости движения воздуха | 1989 |
|
SU1679392A1 |
Тахометрический измеритель скорости движения воздуха | 1984 |
|
SU1182404A1 |
Устройство для контроля работы шахтного ленточного конвейера | 1982 |
|
SU1119937A1 |
Взрывозащищенное шахтное устройство | 1975 |
|
SU617871A1 |
Устройство контроля проскальзывания ленты конвейера | 1983 |
|
SU1114598A1 |
Коммутационное устройство для датчика положения с гибким приводом | 1980 |
|
SU943900A1 |
Датчик скорости ленты конвейера | 1984 |
|
SU1252256A1 |
Использование: в приборостроении для измерения скорости для расхода воздуха в различных отраслях промышленности, в том числе в горных выработках шахт, опасных по газу и пыли. Сущность изобретения: утсройство обладает повышенной чуствительностью в области малых скоростей движения воздуха, улучшенными эксплуатационными характеристиками за счет того, что узел крепления крыльчатки измерителя выполнен в виде уравновешенного коромысла, с одной стороны которого в опорах подвешена крыльчатка, с другой жестко закреплен электромагнитный вибратор, а коромысло укреплено в корпусе эластичным уплотнителем. 3 ил.
ТАХОМЕТРИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА, содержащий размещенную в корпусе крыльчатку, связанную с установленным с внешней стороны корпуса вибратором, и регистратор частоты вращения крыльчатки, отличающийся тем, что крыльчатка установлена в опорах на кернах, подпятники которых закреплены на одном конце коромысла, на другом его конце установлен якорь электромагнитного вибратора, причем коромысло закреплено в корпусе посредством эластичного уплотнителя.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Ильинский В.М | |||
Измерение массовых расходов | |||
М.: Энергия, 1973, с.97. |
Авторы
Даты
1995-03-10—Публикация
1991-04-26—Подача