Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предупреждения самопроизвольного развинчивания резьбовых соединений.
Известны конструкции различных стопорных устройств по принципу деформации для стопорения, устройства стопорений с помощью вспомогательных элементов, устройства для крепления гаек к поверхности контргайками, стопорение за счет особой формы резьбы и т.д. (Г.Б.Иосилевич. Затяжка и стопорение резьбовых соединений. М.: Машиностроение, 1971).
Известно стопорное резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, навинченную на него гайку и размещенную на его резьбе в контакте с гайкой винтовую пружину, шаг и диаметр которой в рабочем состоянии равен шагу и диаметру резьбы стержня [1].
Причем винтовая пружина выполнена в виде одинарного витка со скрученными друг с другом концами (патент ФРГ), а стопорное соединение обеспечено двумя сквозными пазами, образующими Т-образную форму относительного расположения и размещенной в нем винтовой пружины [2].
Однако ненадежность конструкции и сложность применения в массовом производстве, а также ненадежность ввиду возможности разгибания конца пружины, отогнутого вдоль продольного паза, не могут гарантировать работоспособности стопорения на серийных конструкциях.
Цель предложения - повышение надежности стопорения.
Для этого винтовая пружина выполнена из двух частей с одинаковым направлением спирали, жестко соединенных между собой С-образной перемычкой, гайка со стороны винтовой пружины выполнена с внутренней фаской, а часть пружины, обращенная к гайке, выполнена со скосом, угол наклона которого больше половины угла при вершине резьбы и равен углу наклона фаски в гайке, при этом как вариант соединение выполнено так, что свободный конец второй части пружины отогнут вдоль оси пружины и заведен за С-образную перемычку.
На фиг. 1 показано стопорное резьбовое соединение, продольный разрез; на фиг. 2 - винтовая пружина; на фиг. 3 - винтовая пружина, план; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1 (увеличенное сечение); на фиг. 5 - винтовая пружина, второй вариант; на фиг. 6 - то же, план.
Стопорное резьбовое соединение содержит резьбовой стержень 1, навинченную на него гайку 2 и размещенную на его резьбе 3 в контакте с гайкой винтовую пружину 4, шаг и диаметр которой в рабочем состоянии равен шагу и диаметру резьбы 3 стержня. При этом винтовая пружина выполнена из двух частей 5 и 6 с одинаковым направлением спирали, жестко соединенных между собой С-образной перемычкой 7. Гайка 2 со стороны винтовой пружины 4 выполнена с внутренней фаской 8, а часть пружины 4, обращенная к гайке 2, выполнена со скосом 9, угол наклона 10 которого больше половины угла 11 при вершине резьбы 3 и равен углу 12 наклона фаски 8 в гайке 2. Кроме того, для более надежного фиксирования пружины 4 на резьбовом стержне, свободный конец 13 части 6 отогнут вдоль оси 14 пружины 4 и заведен за С-образную перемычку 7. Для удобства демонтажа пружины 4 конец 15 части 6 отогнут наружу.
Монтаж пружины 4 осуществляется завинчиванием ее на резьбовой стержень 1 до упора в гайку 2.
Усилие при завинчивании прикладывается к перемычке 7 в направлении стрелки 16. Часть 5 пружины 4 удерживает гайку от свинчивания, а часть 6 - пружину 4 от свинчивания. Это осуществляется за счет того, что момент от части 5 передается на противоположный конец части 6 и она работает на скручивание, т.е. надежно охватывает двумя своими витками резьбовой стержень.
Для демонтажа пружины 4 необходимо приложить усилие к концу 13 или 15 в направлении стрелки 17, при необходимости свернув гайку 4 с места в направлении ее завинчивания.
Применение предложенной конструкции при простоте ее осуществления позволило повысить надежность стопорения резьбовых соединений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самостопорящаяся гайка | 1981 |
|
SU941722A2 |
Центральный редуктор ведущего моста транспортного средства | 1989 |
|
SU1703506A1 |
Стопорное резьбовое соединение, в том числе для групповых соединений | 2024 |
|
RU2820745C1 |
Резьбовое соединение | 1985 |
|
SU1416769A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2027614C1 |
Самостопорящаяся гайка | 1979 |
|
SU846831A1 |
Соединение ступицы с валом | 1989 |
|
SU1673762A1 |
Резьбовое соединение | 1977 |
|
SU640061A2 |
Самоконтрящаяся гайка | 1976 |
|
SU960476A1 |
Устройство для стопорения резьбового соединения | 1986 |
|
SU1330358A1 |
Сущность изобретения: соединение содержит резьбовой стержень с навинченной на него гайкой и винтовую пружину из двух частей. Части пружины имеют одинаковое направление и жестко связаны между собой С-образной перемычкой. Часть пружины со стороны гайки выполнен со скосом. Угол наклона скоса равен углу наклона фаски в отверстии гайки и больше половины угла при вершине. Свободный конец второй части пружины заведен за С-образную перемычку. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Самостопорящаяся гайка | 1981 |
|
SU941722A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1990-10-01—Подача