Изобретение относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам, в частности к разборным туристским катамаранам.
Известен катамаран конструкции Б. Орлова. Катамаран содержит два поплавка и разборный каркас, соединяющий их и включающий в себя четыре продольные балки, попарно установленные сверху вдоль поплавков и соединенные с ними посредством карманов и застежек, а также попарно размещенные поперечные балки, соединенные своими концами с наружными по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками, а в промежутках между своими концами с внутренними по отношению к диаметральной плоскости продольными балками. Соединения продольных и поперечных балок выполнены с помощью болтов. В этом катамаране узлы соединений указанных поперечных балок с внутренними продольными балками дополнительно связаны между собой диагональными стяжками с талрепами.
Недостатками катамарана являются: использование множества болтов, увеличивающее время на сборку катамарана, использование инструмента (гаечных ключей) для затяжки болтов, а также повышенная вероятность поломки балок катамарана в местах, где расположены отверстия под болты, из-за концентрации напряжений в этих местах.
Основная задача изобретения упрощение конструкции катамарана, упрощение технологии изготовления, сокращение времени на сборку и разборку катамарана и повышение прочности каркаса катамарана. Эта задача решается за счет того, что в разборном катамаране, содержащем два поплавка и разборный каркас, соединяющий их и включающий в себя четыре продольные балки, попарно установленные сверху вдоль поплавков и соединенные с ними посредством карманов и/или застежек, а также попарно размещенные поперечные балки, соединенные своими концами с наружными по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками, причем узлы соединений указанных поперечных балок с внутренними по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками связаны между собой сцепными диагональными стяжками с талрепами, использована совокупность следующих отличительных существенных признаков: поперечные балки прижаты своими торцами встык к наружным по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольным балкам, при этом в узлах соединений концов поперечных балок с вышеуказанными наружными продольными балками выполнены Т-образные муфтытройники, имеющие сквозные гнезда, охватывающие продольные балки, и глухие гнезда, охватывающие концы поперечных балок, при этом катамаран выполнен с рычажными распорками, установленными между поперечными балками для противодействия их сближению.
На фиг.1 представлена принципиальная схема предложенного разборного катамарана; на фиг.2 узел соединения поперечных балок каркаса с наружными по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками; на фиг.3 узел крепления рычажных распорок с поперечными балками каркаса катамарана.
Разборный катамаран содержит два поплавка 1, снабженных карманами 2 и разборный каркас, соединяющий поплавки, собираемый из продольных балок 3 и 4 и поперечных балок 5. Продольные балки 3 и 4 попарно установлены сверху вдоль поплавков в карманах 2, причем продольные балки 3 установлены со стороны бортов катамарана и являются по отношению к его диаметральной плоскости наружными балками, а балки 4 соответственно внутренними балками. Продольные балки установлены в карманах частично. В местах, где наружные продольные балки 3 находятся вне карманов, на них установлены Т-образные муфты-тройники 6. Каждая муфта-тройник имеет сквозное гнездо 7, охватывающее в сборе наружную продольную балку, и глухое гнездо 8, расположенное встык к сквозному гнезду 7. В глухие гнезда 8 вставлены концы поперечных балок 5, которые прижаты своими торцами встык в боковые поверхности наружных продольных балок 3. Поперечные балки 5 используются парами. В рассматриваемом примере использована только одна пара этих балок. Поперечные балки пересекают сверху внутренние продольные балки 4. Накрест расположенные места пересечений этих балок (узлы пересечений) стянуты между собой диагональными стяжками 9. Диагональные стяжки 9 охватывают петлями 10 указанные накрест расположенные места соединений балок 4 и 5, а с помощью талрепов 11 осуществляется окончательная затяжка и прочное соединение поплавков со всеми балками каркаса с образованием единой упругонапряженной системы. Для предотвращения перемещений поперечных балок 5 в сторону их взаимного сближения и увеличения жесткости конструкции между этими балками установлены выполненные в виде стержней рычажные распорки 12, шарнирно соединенные с поперечными балками. Такое соединение может быть выполнено с помощью осей 13, выступающих из торцев рычажных распорок и вставляемых в боковые отверстия, выполненные в поперечных балках 5. Вместо рычажных распорок 12 для предотвращения перемещений поперечных балок можно использовать буртики, кольца или распорные втулки на наружных продольных балках 3, разместив их между Т-образными муфтами-тройниками у их торцев (не показано).
Сборку катамарана производят следующим образом. В карманы 2 подготовленных к сборке поплавков 1 вставляют продольные балки 3 и 4 каркаса, предварительно установив на наружные продольные балки Т-образные муфты-тройники 6 в местах, предназначенных для соединения этих балок с поперечными балками 5. Можно устанавливать наружные продольные балки 3 одновременно и в карманы 2 и в муфты- тройники 6. При установке внутренних продольных балок 4 в карманы одновременно устанавливают их и в петли 10 соответствующих диагональных стяжек 9, предварительно расположив эти стяжки взаимно крестообразно, как изображено на фиг.1. Затем в петли 10 стяжек 9 вставляют поперечные балки 5 и устанавливают их концами в глухие гнезда 8 установленных на продольных балках муфт-тройников 6. Соединяют дополнительно поперечные балки рычажными распорками 12, вставляя выступающие оси 13 этих рычагов в боковые отверстия поперечных балок. После сборки стягивают к центру места пересечений продольных и поперечных балок 4 и 5 с помощью талрепов 11 стяжек, при этом внутренние продольные балки, стремясь переместится к диаметральной плоскости катамарана, увлекают за собой через карманы поплавки 1. Поплавки 1, в свою очередь, стремясь переместиться к диаметральной плоскости катамарана, воздействуют через карманы на наружные продольные балки 3, прижимая их к торцам поперечных балок. Одновременно поперечные балки 5 стремятся переместится в сторону их взаимного сближения, но такому перемещению препятствуют силы трения в муфтах-тройниках 6 и распорки 12. В результате в катамаране образуется упругонапряженная система всех его соединяемых частей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2034735C1 |
КАТЕР-КАТАМАРАН СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ | 2014 |
|
RU2547670C1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2026230C1 |
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2092372C1 |
КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2025389C1 |
Разборный катамаран | 1990 |
|
SU1782859A1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ КАТАМАРАН | 1996 |
|
RU2099232C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ПОДВОДНЫХ ЧАСТЯХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ | 1998 |
|
RU2136812C1 |
НАДУВНОЕ РАЗБОРНОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2049697C1 |
АНОДНЫЙ КОЖУХ АЛЮМИНИЕВОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА С ВЕРХНИМ ТОКОПОДВОДОМ И САМООБЖИГАЮЩИМСЯ АНОДОМ | 1997 |
|
RU2118408C1 |
Изобретение относится к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам, в частности к разборным туристским катамаранам. Сущность изобретения заключается в том, что поперечные балки прижаты своими торцами встык к наружным по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольным балкам, при этом в узлах соединений концов поперечных балок с вышеуказанными наружными продольными балками выполнены Т-образные муфты-тройники, имеющие сквозные гнезда, охватывающие продольные балки, и глухие гнезда, охватывающие концы поперечных балок. Кроме того, он выполнен с рычажными распорками, установленными между поперечными балками для противодействия их сближению. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Кн | |||
"Снаряжение туриста-водника"./Мир туристских интересов/, сост | |||
В.Н.Григорьев | |||
М.: Профиздат, 1986, с.93-95. |
Авторы
Даты
1995-04-10—Публикация
1992-09-25—Подача