КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР Российский патент 1995 года по МПК B60K17/34 

Описание патента на изобретение RU2034718C1

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению и касается конструкции трактора с передним ведущим мостом с управляемыми передними колесами.

Известен колесный трактор с передним ведущим мостом и управляемыми передними колесами, содержащий двигатель, коробку передач с фрикционными муфтами переключения передач, задний и передний ведущие мосты с главными передачами и дифференциалами, содержащими межколесные дифференциалы с фрикционными муфтами автоматической блокировки. Фрикционные муфты блокировки дифференциала заднего моста автоматически управляются в зависимости от угла поворота направляющих колес. Привод переднего ведущего моста содержит фрикционную муфту, расположенную на валу привода, кинематически связанную со вторичным валом коробки передач [1]
Автоматически передний ведущий мост включается (отключается) с помощью механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колес только при движении трактора вперед. Принудительно (оператором) его можно включать и отключать как при движении вперед, так и при движении задним ходом. Привод колес этого трактора имеет недостатки, которые не позволяют получить высокую маневренность трактора и машинно-тракторных агрегатов, составленных на его основе.

Минимальный радиус поворота составляет 4-5 м. Увеличение угла поворота управляемых колес при повороте на рыхлых почвах (основной фон, на котором требуется высокая маневренность) не дает желаемого результата, так как возрастает сопротивление повороту вследствие наличия "бульдозерного эффекта" нагребание почвы перед колесами. Основным недостатком такого трактора, влияющим на его маневренность, является одновременная работа двух ведущих мостов трактора на повороте независимо от величины поворота управляемых колес или работа только заднего ведущего моста.

Цель изобретения повышение маневренности трактора со всеми ведущими колесами.

Для достижения поставленной цели введена дополнительная фрикционная муфта привода переднего ведущего моста, кинематически не связанная со вторичным валом коробки передач, и отключение привода заднего ведущего моста за счет размыкания всех фрикционных муфт первичного вала коробки передач, и отключений блокировки межколесного дифференциала заднего моста при повороте передних управляемых на угол более 50о. При этом движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, развиваемой передним ведущим мостом.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого трактора.

Трактор содержит двигатель, коленчатый вал 1 которого через сцепление 2 соединен с первичным валом 4 коробки передач, содержащим фрикционные муфты 6 и свободно посаженные на нем шестерни 5, входящие в зацепление с шестернями 5' промежуточного вала 22, соединенного со вторичным валом 9 шестернями 7, 18 и муфтой 8, который через шестерни главной передачи 10 и дифференциалом 13, содержащий блокировку дифференциала 11, связан с конечными передачами 12 и через них с задними колесами 14, вал привода переднего ведущего моста 21 через шестерни 18, 19, 20, кулачковую муфту 16, вторичный вал 9, основную фрикционную муфту 15 с дисками 17, свободно посаженную шестерню 25, дополнительную фрикционную муфту 23 с фрикционными дисками 24, шестерни 31 и 3, связанную с коленвалом 1, шестерни главной передачи 28, дифференциал 29 и конечные передачи 27 соединен с передними колесами 26.

Трактор работает следующим образом. Для поворота трактора управляемые колеса поворачиваются на определенный угол и в зависимости от его величины различают два основных режима: первый поворот трактора при повороте управляемых колес на угол до 40о и второй более 40о.

Для обеспечения первого режима поворота вращения от коленвала двигателя через сцепление 2 передается на первичный вал 4 и через одну из включенных 4 фрикционных муфт 6 (в зависимости от выбранной передачи), шестерни 5 и 6' передается на промежуточный вал 22; а от него через шестерни 5 и 7 (в зависимости от положения муфты 8) на вторичный вал 9, главную передачу 10, конечные передачи 12 к колесам заднего моста 14. При замкнутой фрикционной муфте 15 вращение от вторичного вала 9 через шестерни 18, 19 и 20, кулачковые муфты 16 передается на вал 21 и от него на главную передачу 28, дифференциал 29, конечные передачи 27 и передним колесам 26 переднего ведущего моста. При таком положении элементов конструкции поворот происходит с участием двух ведущих мостов (заднего и переднего), блокировка межколесного дифференциала заднего ведущего моста включена при повороте колес на угол менее 10о, а во всех других положениях отключена.

Для обеспечения поворота во втором режиме (угол поворота управляемых колес на угол более 40о) фрикционные муфты 5 разомкнуты (отключены) и вращение от коленчатого вала 1 через сцепление 2 передается только на первичный вал 4, который свободно вращается в подшипниковых опорах, вращение на промежуточный вал 22, а, значит, и вторичный вал не передается, фрикционная муфта 15 отключена, вращение на вал привода 21 передается через шестерни 3, 31 и 25, замкнутую (включенную) дополнительную муфту 23, далее через главную передачу 28, дифференциал 29, конечные передачи 27 к передним колесам 26.

В описанном случае движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, создаваемой передним ведущим мостом, колеса которого катятся по заданной траектории без бокового перемещения, что исключает "бульдозерный эффект". В этом случае угол поворота колес может достигать 90о, а радиус поворота трактора будет минимальным равным базе трактора. При завершении поворота и возвращении передних управляемых колес в положение для прямолинейного или криволинейного движения (углом поворота колес менее чем 40о) происходит включение выбранной до начала поворота передачи фрикционной муфты 17 и отключение дополнительной фрикционной муфты 24 привода переднего ведущего моста. В таком случае имеет место поворот в первом режиме. При этом изменение положений фрикционных элементов конструкции трактора (фрикционные муфты 6, 11, 15 и 23) происходит автоматически по заданным законом от клапанов, установленных в механизме поворота (гидроусилителе рулевого управления) и распределителя, связанного трубопроводами с нагнетательной магистралью насоса гидрообъемного рулевого управления, распределителем коробки передач, для включения фрикционных муфт 6, краном управления приводом переднего ведущего моста, предназначенного для подачи потока жидкости под давлением (поочередно) к фрикционным муфтам 15 и 23 и приводом блокировки дифференциала 11 заднего моста.

Таким образом, трактор, выполненный по схеме 4К4, содержащий дополнительную фрикционную муфту привода переднего ведущего моста, кинематически не связанную со вторичным валом коробки передач, возможностью движения трактора не только за счет тяги, создаваемой передним ведущим мостом, позволяет обеспечить его высокую маневренность.

Похожие патенты RU2034718C1

название год авторы номер документа
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОВЫМИ РЕЖИМАМИ ПЕРЕДНЕГО И ЗАДНЕГО МОСТОВ КОЛЕСНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА 1993
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Флеер Давид Ефимович
RU2038986C1
Трансмиссия механическая модульная 2022
  • Бурыкин Виктор Валерьевич
  • Андрющенко Владимир Павлович
RU2780248C1
Привод переднего ведущего моста транспортной машины 1971
  • Абрадушкин Анатолий Михайлович
  • Борисов Сергей Герасимович
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Иванов Анатолий Алексеевич
  • Крымский Анатолий Николаевич
  • Кутняков Геннадий Иванович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Халецкий Александр Борисович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Стецко Петр Александрович
  • Чаботько Анатолий Петрович
  • Милан Иван Вацлавович
  • Степанюк Петр Никифорович
  • Пугач Лев Александрович
SU448973A1
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР 2004
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Русанов Александр Иванович
  • Мироненко Вячеслав Петрович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2303546C2
ТРАНСМИССИЯ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ МЕЖОСЕВОЙ И МЕЖКОЛЕСНЫМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ СВЯЗЯМИ С АВТОМАТИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫМИ РЕЖИМАМИ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2013
  • Габай Евгений Владимирович
  • Габай Ольга Евгеньевна
RU2551052C2
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2478045C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
АВТОГРЕЙДЕР 2023
  • Мишин Алексей Александрович
RU2824766C1
ПРИВОД ГЛАВНЫХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2577754C1

Реферат патента 1995 года КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению и касается конструкции трактора с передним ведущим мостом. С целью повышения маневренности трактора со всеми ведущими колесами введена дополнительная фрикционная муфта привода переднего ведущего моста, кинематически не связанная со вторичным валом коробки передач, и отключение привода заднего ведущего моста за счет размыкания всех фрикционных муфт первичного вала коробки передач, и отключений блокировки межколесного дифференциала заднего моста при повороте передних управляемых колес на угол более 50°. При этом движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, развиваемой передним ведущим мостом. Трактор содержит двигатель, коленчатый вал 1 которого через сцепление 2 соединен с первичным валом 4 коробки передач содержащим фрикционные муфты 6 и свободно посаженные на нем шестерни 5, входящие в зацепление с шестернями 5 промежуточного вала 22, соединенного с вторичным валом 9 шестернями 7, 18 и муфтой 8, который через шестерни главной передачи 10 и дифференциал 13, содержащий блокировку дифференциала 11, связан с конечными передачами 12 и через них с задними колесами 14, вал привода переднего ведущего моста 21 через шестерни 18, 19, 20, кулачковую муфту 16, вторичный вал 9, основную фрикционную муфту 15 с дисками 17, свободно посаженную шестерню 25, дополнительную фрикционную муфту 23 с фрикционными дисками 24, шестерни 31 и 3, связанную с коленвалом 1, шестерни главной передачи 28, дифференциал 29 и конечные передачи 27, соединен с передними колесами. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 034 718 C1

КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР, выполненный по схеме 4 х 4, содержащий двигатель, коленчатый вал которого связан через сцепление с первичным валом коробки передач, имеющей фрикционные муфты и свободно посаженные шестерни, кинематически связанные через промежуточный вал с вторичным валом коробки передач, главные передачи и дифференциалы переднего и заднего ведущих мостов с автоматической блокировкой дифференциалов, конечные передачи обоих мостов, привод переднего ведущего моста с фрикционной муфтой, кинематически связанной с вторичным валом коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности трактора, на валу привода переднего ведущего моста установлена дополнительная фрикционная муфта, кинематически связанная с коленчатым валом двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2034718C1

Ксеневич И.П
Облицовка комнатных печей 1918
  • Грум-Гржимайло В.Е.
SU100A1
М.: Агропромиздат, 1986, с.256.

RU 2 034 718 C1

Авторы

Ксеневич Иван Павлович[Ru]

Ксеневич Павел Иванович[By]

Даты

1995-05-10Публикация

1991-02-11Подача