УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1995 года по МПК F01D25/16 

Описание патента на изобретение RU2035596C1

Изобретение относится к области авиационных ГТД, а более конкретно к опорам ротора компрессорного высокого давления турбореактивного двухконтурного двигателя.

Известна упругая опора ротора ГТД, в которой упругость в радиальном направлении достигнута с помощью деформации трех упругих колец, размещенных в зазоре между цилиндрической поверхностью наружного кольца подшипника и корпусом опоры. На обеих цилиндрических поверхностях колец выполнены лыски и фрезеровки, которые расположены в шахматном порядке так, что кольца при нагружении опоры радиальной силой имеют деформацию изгиба.

Недостаток такой опоры заключаетcя в том, что наружное кольцо подшипника может упруго смещаться только в радиальном направлении, а по торцам оно зафиксировано в корпусе и не может упруго смещаться в осевом направлении для устранения взаимного перекоса колец.

Целью изобретения является устранение взаимного перекоса колец подшипника путем возможности упругого смещения наружного кольца в корпусе опоры.

Указанная цель достигается тем, что упругая опора ротора ГТД, содержащая шарикоподшипник, внутренняя обойма которого размещена на валу, а наружная в корпусе, причем между наружной обоймой и корпусом установлено упругое кольцо с радиальными выступами на наружной поверхности, снабжена установленными в корпусе дополнительными упругими в осевом направлении кольцами, каждое из которых контактирует торцевыми поверхностями с корпусом и торцевой поверхностью наружной обоймы. Радиальные выступы выполнены на внутренней поверхности упругого кольца и на торцевых поверхностях дополнительных колец и расположены в шахматном порядке.

На фиг. 1 схематично изображен продольный разрез ротора компрессора с опорой шарикового подшипника; на фиг. 2 продольный разрез предлагаемой опоры в увеличенном виде с кольцевыми проточками под упругие кольца в наружном кольце подшипника; на фиг. 3 то же, со стандартным наружным кольцом подшипника; на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 6 опора со смещенным наружным кольцом подшипника в утрированном для наглядности виде; на фиг. 7 то же, в увеличенном виде.

Упругая опора ротора ГТД содержит корпус 1, в котором установлен шарикоподшипник 2, между цилиндрической поверхностью наружного кольца 3 которого и корпусом размещено упругое в радиальном направлении кольцо 4. На противоположных цилиндрических сторонах кольца 4 выполнены в шахматном порядке выступы 5, направленные по образующей этих поверхностей (фиг. 3). Вместо упругого кольца 4 в корпусе может быть установлена неупругая обойма (фиг. 2). В этом случае между обоймой и кольцом 3 должен быть зазор, обеспечивающий возможность перекоса кольца 3 относительно обоймы. Между обоими торцами наружного кольца 3 и элементами корпуса установлены упругие в осевом направлении кольца 6 и 7. Для этого на обоих торцах этих колец выполнены в шахматном порядке радиальные выступы 8. Левое кольцо 6 размещено между радиальным буртиком 9 корпуса 1 и торцом наружного кольца 3. Правое кольцо 7 размещено между торцом наружного кольца 3 и радиальным фланцем 10, жестко закрепленным на корпусе 1. Упругие кольца 6 и 7 могут быть размещены в кольцевых проточках наружного кольца 3 подшипника (фиг. 2). Внутреннее кольцо 12 подшипника посажено на вал 13. Сепаратор 14 центрируется по наружному кольцу 3.

Упругая опора ротора ГТД работает следующим образом.

При работе двигателя упругое кольцо 4 частично демпфирует вибрации в радиальном направлении, а упругие кольца 6 и 7 в осевом направлении. При появлении взаимного перекоса колец 3 и 12 на угол ϕ>ϕс кольцо 3 давит на выступы 8 соответствующего сектора упругого кольца 6 и диаметрально противоположного сегмента другого упругого кольца 7, упруго деформируя их. При этом наружное кольцо 3 смещается относительно корпуса 1 на величину Δ1 Δ-Δс, что устраняет взаимный перекос колец 3 и 12, сепаратора 14 и связанные с этим отрицательные последствия (фиг. 6 и 7). Пунктиром на фиг. 7 показано положение корпуса 1 на неработающем двигателе.

Это повышает надежность и ресурс двигателя.

Похожие патенты RU2035596C1

название год авторы номер документа
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1990
  • Устюгов В.И.
SU1792123A1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1
Радиально-упорная опора ротора газотурбинного двигателя 2016
  • Донцов Сергей Николаевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2623674C1
ОПОРА РОТОРА ГТД 1991
  • Кузнецов В.А.
RU2075658C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА ОСЕВОГО УСИЛИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
RU2601513C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Базанов Валерий Вячеславович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2405955C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 035 596 C1

Реферат патента 1995 года УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: в области авиационного двигателестроения, в конструкциях опоры ротора турбореактивного двухконтурного двигателя. Сущность изобретения: между обоими торцами наружного кольца подшипника опоры и элементами корпуса размещены упругие в осевом направлении элементы, которые могут быть выполнены в виде колец, на противоположных торцах которых в шахматном порядке расположены радиальные выступы. 1 з.п. ф-лы. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 035 596 C1

1. УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая шарикоподшипник, внутренняя обойма которого размещена на валу, а наружная в корпусе, причем между наружной обоймой и корпусом установлено упругое кольцо с радиальными выступами на наружной поверхности, отличающаяся тем, что опора снабжена установленными в корпусе дополнительными упругими в осевом направлении кольцами, каждое из которых контактирует торцевыми поверхностями с корпусом и торцевой поверхностью наружной обоймы. 2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что радиальные выступы выполнены на внутренней поверхности упругого кольца и на торцевых поверхностях дополнительных колец и расположены в шахматном порядке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2035596C1

Скубачевский Г.С
Авиационные газотурбинные двигатели
Конструкция и расчет деталей
М.: Машиностроение, 1974, с
Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п. 1919
  • Сабанеев К.Д.
SU356A1

RU 2 035 596 C1

Авторы

Власов И.Г.

Коряковцев П.С.

Тункин А.И.

Даты

1995-05-20Публикация

1992-03-26Подача