Изобретение относится к области авиационных ГТД, а более конкретно к опорам ротора компрессорного высокого давления турбореактивного двухконтурного двигателя.
Известна упругая опора ротора ГТД, в которой упругость в радиальном направлении достигнута с помощью деформации трех упругих колец, размещенных в зазоре между цилиндрической поверхностью наружного кольца подшипника и корпусом опоры. На обеих цилиндрических поверхностях колец выполнены лыски и фрезеровки, которые расположены в шахматном порядке так, что кольца при нагружении опоры радиальной силой имеют деформацию изгиба.
Недостаток такой опоры заключаетcя в том, что наружное кольцо подшипника может упруго смещаться только в радиальном направлении, а по торцам оно зафиксировано в корпусе и не может упруго смещаться в осевом направлении для устранения взаимного перекоса колец.
Целью изобретения является устранение взаимного перекоса колец подшипника путем возможности упругого смещения наружного кольца в корпусе опоры.
Указанная цель достигается тем, что упругая опора ротора ГТД, содержащая шарикоподшипник, внутренняя обойма которого размещена на валу, а наружная в корпусе, причем между наружной обоймой и корпусом установлено упругое кольцо с радиальными выступами на наружной поверхности, снабжена установленными в корпусе дополнительными упругими в осевом направлении кольцами, каждое из которых контактирует торцевыми поверхностями с корпусом и торцевой поверхностью наружной обоймы. Радиальные выступы выполнены на внутренней поверхности упругого кольца и на торцевых поверхностях дополнительных колец и расположены в шахматном порядке.
На фиг. 1 схематично изображен продольный разрез ротора компрессора с опорой шарикового подшипника; на фиг. 2 продольный разрез предлагаемой опоры в увеличенном виде с кольцевыми проточками под упругие кольца в наружном кольце подшипника; на фиг. 3 то же, со стандартным наружным кольцом подшипника; на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 6 опора со смещенным наружным кольцом подшипника в утрированном для наглядности виде; на фиг. 7 то же, в увеличенном виде.
Упругая опора ротора ГТД содержит корпус 1, в котором установлен шарикоподшипник 2, между цилиндрической поверхностью наружного кольца 3 которого и корпусом размещено упругое в радиальном направлении кольцо 4. На противоположных цилиндрических сторонах кольца 4 выполнены в шахматном порядке выступы 5, направленные по образующей этих поверхностей (фиг. 3). Вместо упругого кольца 4 в корпусе может быть установлена неупругая обойма (фиг. 2). В этом случае между обоймой и кольцом 3 должен быть зазор, обеспечивающий возможность перекоса кольца 3 относительно обоймы. Между обоими торцами наружного кольца 3 и элементами корпуса установлены упругие в осевом направлении кольца 6 и 7. Для этого на обоих торцах этих колец выполнены в шахматном порядке радиальные выступы 8. Левое кольцо 6 размещено между радиальным буртиком 9 корпуса 1 и торцом наружного кольца 3. Правое кольцо 7 размещено между торцом наружного кольца 3 и радиальным фланцем 10, жестко закрепленным на корпусе 1. Упругие кольца 6 и 7 могут быть размещены в кольцевых проточках наружного кольца 3 подшипника (фиг. 2). Внутреннее кольцо 12 подшипника посажено на вал 13. Сепаратор 14 центрируется по наружному кольцу 3.
Упругая опора ротора ГТД работает следующим образом.
При работе двигателя упругое кольцо 4 частично демпфирует вибрации в радиальном направлении, а упругие кольца 6 и 7 в осевом направлении. При появлении взаимного перекоса колец 3 и 12 на угол ϕ>ϕс кольцо 3 давит на выступы 8 соответствующего сектора упругого кольца 6 и диаметрально противоположного сегмента другого упругого кольца 7, упруго деформируя их. При этом наружное кольцо 3 смещается относительно корпуса 1 на величину Δ1 Δ-Δс, что устраняет взаимный перекос колец 3 и 12, сепаратора 14 и связанные с этим отрицательные последствия (фиг. 6 и 7). Пунктиром на фиг. 7 показано положение корпуса 1 на неработающем двигателе.
Это повышает надежность и ресурс двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1990 |
|
SU1792123A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
Радиально-упорная опора ротора газотурбинного двигателя | 2016 |
|
RU2623674C1 |
ОПОРА РОТОРА ГТД | 1991 |
|
RU2075658C1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА ОСЕВОГО УСИЛИЯ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2601513C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2405955C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора | 2016 |
|
RU2614017C1 |
Использование: в области авиационного двигателестроения, в конструкциях опоры ротора турбореактивного двухконтурного двигателя. Сущность изобретения: между обоими торцами наружного кольца подшипника опоры и элементами корпуса размещены упругие в осевом направлении элементы, которые могут быть выполнены в виде колец, на противоположных торцах которых в шахматном порядке расположены радиальные выступы. 1 з.п. ф-лы. 7 ил.
Скубачевский Г.С | |||
Авиационные газотурбинные двигатели | |||
Конструкция и расчет деталей | |||
М.: Машиностроение, 1974, с | |||
Приспособление для постепенного включения и выключения фрикционных муфт в самодвижущихся экипажах и т.п. | 1919 |
|
SU356A1 |
Авторы
Даты
1995-05-20—Публикация
1992-03-26—Подача