ИМПУЛЬСНЫЙ ПРИВОД Российский патент 1995 года по МПК F16H1/14 

Описание патента на изобретение RU2036350C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве импульсного привода в дискретных системах управления механизмами.

Известен импульсный привод, содержащий двигатель, управляющий толкатель и зубчатую передачу из двух конических колес, одно из которых закреплено на валу двигателя, а другое установлено на толкателе с возможностью вращения и их совместного возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно оси двигателя до заклинивания конических колец [1]
Таким приводом невозможно отрабатывать малые дискреты.

Наиболее близким к предлагаемому является импульсный привод, содержащий корпус, двигатель, два управляющих толкателя и две зубчатые передачи, каждая из которых составлена из ведущего и по меньшей мере одного ведомого конических зубчатых колец, последние из которых установлены на толкателях с возможностью вращения и их совместного возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно оси двигателя до заклинивания конических колес [2]
Недостатком этого импульсного привода является невозможность прямой отработки дискрет малых и существенно малых номиналов, что снижает возможности точного позиционирования.

Цель изобретения повышение точности позиционирования привода за счет обеспечения прямой обработки дискрет малых номиналов.

Цель достигается тем, что в импульсном приводе, содержащем корпус, двигатель, два управляющих толкателя и две зубчатые передачи, каждая из которых составлена из ведущего и по меньшей мере одного ведомого конических зубчатых колец, пари этом ведомые колеса установлены на толкателях с возможностью вращения и их совместного возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно оси двигателя, двигатель выполнен в виде по крайней мере одного регулярного радиуса дугообразного пьезоэлектрического элемента, размещенного между соосными ему ведущими колесами и связывающего эти колеса между собой, а вал двигателя состоит из двух соосных частей.

На фиг. 1 показана кинематическая схема импульсного привода с двумя управляющими толкателями; на фиг.2 то же, вид сбоку; на фиг.3 привод с одним управляющим толкателем.

Импульсный привод, показанный на фиг.1, содержит корпус 1, дугообразный пьезоэлектрический элемент 2, выполняющий функцию толкателя, два управляющих двигателя 3 и 4, две зубчатые передачи конических колец с ведущими 5 и 6 и ведомыми 7 и 8 колесами соответственно, соосные валы 9 и 10, на которых жестко закреплены колеса 5 и 6. На этих же колесах имеются призмы 11 и 12, к которым торцами прикреплен пьезоэлектрический толкатель 2 таким образом, что центр дуги толкателя совпадает с центральной осью привода.

На колесах 5 и 6 установлены токосъемные кольца 13 и 14 соответственно, через которые подается электрическое напряжение на пьезоэлектрический элемент 2 (скользящие электроконтакты не показаны).

В импульсном приводе, показанном на фиг.3, заклинивание пар конических колес обеспечено одним толкателем 3, имеющим траверсу 15, размещенную в корпусе 1 на скользящей шпонке, на осях 16 и 17 которой установлены с возможностью вращения ведомые колеса 7 и 8 противофазного заклинивания колес 5 и 6 соответственно.

Импульсный привод (фиг.1) работает следующим образом.

При отсутствии напряжения на пьезоэлектрическом элементе 2 последний находится в нейтральном состоянии. Колесо 7 толкателем 3 удерживается в крайнем верхнем его положении, а колесо 8 толкателем 4 в крайнем нижнем положении. При этом колеса 5 и 7 расклинены, а колес 6 и 8 заклинены.

При подаче электронапряжения через токосъемные кольца 13 и 14 на элемент 2 происходит его удлинение по дуге окружности, что приводит к дискретному повороту колеса 5 и связанного с ним вала 9 на угол α определяемый зависимостью
α где Δl удлинение пьезоэлектрического толкателя;
R радиус кривизны.

П р и м е р. Δl 0,02 мм, R 50 мм,α0,023о.

На финише фиксированного удлинения пьезоэлектрического элемента 2 производится переключение толкателей 3 и 4, что приводит к разблокированию колеса 5 и заклиниванию колес 6 и 8, и одновременно с этим снимается напряжение на пьезоэлектрическом элементе 2 и происходит его самопроизвольный возврат в исходное состояние (Δ l 0). При этом отрабатывается дискретный поворот вала 10, направление которого совпадает с направлением поворота вала 9.

Далее при повторении переключений толкателей 3 и 4 и кратковременных подачах напряжения на пьезоэлектрический элемент 2 отрабатываются последующие дискретные повороты валов 9 и 10.

Номиналы поворотных дискрет регулируемые и зависят от величины подаваемого на пьезоэлектрический элемент 2 напряжения.

Импульсный привод (фиг.3) работает в основном аналогично. Отличие заключается лишь в том, что при переключениях толкателя 3 (толкатель 4 отсутствует) происходит автоматическое переблокирование колес 5 и 6.

В обоих вариантах выполнения импульсного привода (фиг.1 и 3) может осуществляться его реверсирование, что обеспечивается изменением стартовых условий, а именно первичное блокирование колеса 5 при разблокированном колесе 6, что приводит к дискретным поворотам валов; сначала вала 10, а затем вала 9 в противоположном направлении.

В сочетании с механическими преобразователями вращательного движения в поступательное предлагаемым приводом могут быть отработаны существенно малые по номиналу линейные дискреты.

Введение в привод пьезоэлектрического толкателя обеспечивает отработку поворотных дискрет с существенно малыми номиналами, что в результате повышает точность позиционирования. Отработка дискрет осуществляется противофазно двумя потоками, соответственно, при удлинениях пьезоэлектрического толкателя под действием приложенного к нему напряжения и сжатии при снятии напряжения на толкателе.

Похожие патенты RU2036350C1

название год авторы номер документа
ИМПУЛЬСНЫЙ ПРИВОД 1991
  • Явич Б.И.
  • Селезнев М.Г.
RU2022185C1
Зубчатая передача 1989
  • Журавлев Герман Александрович
SU1710889A1
Зубчатая передача смешанного зацепления 1988
  • Журавлев Герман Александрович
SU1571330A1
Пьезоэлектрический преобразователь для приема сигналов акустической эмиссии 1989
  • Козинкина Алла Ивановна
  • Трипалин Александр Сергеевич
  • Шихман Владимир Маркович
SU1784095A3
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 1991
  • Журавлев Г.А.
RU2067704C1
ДАТЧИК ПОРОГОВЫХ ВЕЛИЧИН ДАВЛЕНИЙ 1992
  • Пьянков Б.Г.
  • Какурин А.М.
RU2042933C1
СОСУД-ДОЗАТОР 1993
  • Пьянков Б.Г.
  • Сафроненко В.Г.
RU2053173C1
КЛАПАН ДЛЯ СБРОСА ДАВЛЕНИЯ 1992
  • Пьянков Б.Г.
  • Какурин А.М.
  • Селезнев М.Г.
RU2037718C1
Коническое зубчатое колесо 1988
  • Харитонов Юрий Данилович
SU1551893A1
Зубчатая передача 1989
  • Журавлев Герман Александрович
  • Прокопьев Петр Семенович
SU1679087A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 036 350 C1

Реферат патента 1995 года ИМПУЛЬСНЫЙ ПРИВОД

Использование: в машиностроении, а именно в дискретных системах управления механизмами. Целью изобретения является повышение точности позиционирования за счет обеспечения отработки поворотных дискрет малых номиналов. В привод в качестве двигателя введен пьезоэлектрический элемент дугообразной формы, концентрично размещенный между ведущими колесами зубчатых передач и связывающий между собой эти колеса. Последовательное заклинивание колес двумя управляемыми толкателями или одним толкателем (в варианте с одним управляющим толкателем), согласованное с дискретной подачей электрического напряжения на пьезоэлектрический элемент, приводит к поочередным поворотам колес и, следовательно, валов в одном и том же направлении за счет удлинения и последующего сжатия пьезоэлектрического элемента. При изменении на старте порядка заклинивания колес обеспечивается отработка поворотных дискрет в противоположном направлении. Возможен вариант, при котором один и тот же вал отрабатывает поворотные дискреты последовательно в прямом и обратном направлениях. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 036 350 C1

ИМПУЛЬСНЫЙ ПРИВОД, содержащий двигатель, два управляющих толкателя и две зубчатые передачи, каждая из которых составлена из ведущего и по меньшей мере одного ведомого конических колес, при этом ведомые колеса установлены на толкателях с возможностью вращения и их совместного возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно к оси двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности позиционирования путем обеспечения прямой отработки дискрет малых номиналов, вал двигателя состоит из двух соосных частей, на которых размещены соответствующие ведущие колеса зубчатых передач, а двигатель выполнен в виде, по крайней мере, одного пьезоэлектрического элемента дугообразной формы с постоянным радиусом кривизны, размещенного между соосными с ним ведущими колесами и связывающего эти колеса между собой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2036350C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Импульсный привод б.и.явича 1988
  • Явич Борис Иосифович
SU1566122A2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 036 350 C1

Авторы

Явич Б.И.

Селезнев М.Г.

Даты

1995-05-27Публикация

1991-06-13Подача