Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконапряженных скоростных зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и плавности зацепления прямозубых или узковенцовых колес с непрямыми зубьями путем уменьшения чувствительности передачи к погрешностям.
На фиг. 1 показан боковой профиль зуба ведущего колеса с двумя активными участками; на фиг. 2 - то же, ведомого колеса с двумя активными участками; на фиг. 3 - боковые профили зуба с тремя активными участками по каждой стороне зуба.
На фиг. 1 и 2 изображены боковые стороны профилей зубьев взаимодействующих колес с двумя активными участками: эволь- вентный участок 1-2 с углом профиля аэ, высотой /газ головки и hf9 ножки и внеполюсные участки 2-3 с радиусами рд головки и р/ ножки, высотой Нлт головки и /г/г ножки, с теоретическим углом давления а/,.
Зубчатая передача смешанного зацепления составлена из колес, боковые профили зубьев которых содержат эвольвентные участки и соединенные с ними внеполюсные неэвольвентные участки выпуклого профиля у головки и вогнутого профиля у ножки, выполненные взаимно точечносопряженны- ми с минимальными профильными углами, равными профильным углам эвольвентных участков в точках их сопряжения, с высотой участков у головки или у ножки по соотношению:
сл
со со
1 (0,2-0,7),
о, + Я/з
(1)
гдепОГ(/Г) - высота внеполюсного участка профиля зуба у головки (у ножки);
/Zoj , hfs - высота эвольвентного участка профиля зуба у головки (у ножки) ;
а эвольвентный участок профиля зуба выполнен с профильным углом otg в точке на
делительной линии, выбранным из соотно- шения «,.т
10-15,
(2)
активная высота про- головки (но жки зуба);
Йа+А/
где ha, hj - полная фил я
т - модуль передачи;
а9 - угол профиля эвольвентного участка (градусы).
Соотношение (1) определяет условия обеспечения профильного перекрытия и благоприятной формы зубьев преимущественно за счет изменения эвольвентных участков Высота внеполюсных участков ниже нижней границы соотношения (1) и приводит к отсутствию положительного влияния несопряженных участков. Нарушение верхней границы условия (1) приводит к увеличению высоты внеполюсных участков, уменьшению их минимального профильного угла, а в результате - к снижению угла профиля и ухудшению формы эвольвентного участка, к снижению эксплуатационных показателей передачи. Значения диапазона (1) принимают тем большими, чем ниже точность изготовления передачи.
Соотношение (2) определяет выбор профильного угла эвольвентного участка тем большим, чем больше активная высота зуба и позволяет улучшить форму эвольвентных участков без потери профильного перекрытия. При значениях ниже указанной в диапазоне (2) нижней границы снижается несущая способность эвольвентного участка из- за уменьшения угла зацепления. Значения сверх верхнего предела приводят к необходимости такого уменьшения размеров вне- полюсных участков, при котором отсутствует их благоприятное влияние на условия пересопряжения зубьев и смысл смешанного зацепления оказывается потерянным. Значения диапазона (2) выбирают тем большими, чем выше точность изготовления передачи.
Зубчатая передача смешанного зацепления работает следующим образом.
Зубья ведущего и ведомого колес входят в зацепление. Благодаря ориентации при выборе соотношений параметров на выполнение участков зубьев, работающих в условиях однопарного зацепления с учетом конкретных кинематических особенностей, повышаются контактная прочность и задиро- стойкость зубьев, снижается опасность кромочного контакта. Профили зубьев приобретают форму, близкую к благоприятной форме естественного износа. К тому же благодаря выпукло-вогнутому (по профилям) контакту зубьев и сравнительно малому значению радиуса кривизны профиля у вершины зубьев повышается плавность зацепления. Улучшение формы зубьев по эволь- вентным участкам дает рост контактной прочности передачи, а вогнутая форма профиля зубьев у ножки способствует увеличению их изгибной прочности. В то же время такие зубчатые колеса ха- растеризуются гладкостью (плавностью) про филя, а в результате - высокой технологичностью, позволяющей использовать прогрессивные способы формообразования (например, накатыванием или лезвийной обработкой) и деформационного упрочнения
зубьев, допускающей унификацию с эволь- вентными передачами и передачами Новикова по зубообрабатывающему инструменту, например по червячным фрезам для предварительной обработки шлифуемых зубьев цилиндрической передачи. В такой передаче, учтены особенность работы смешанного зацепления в условиях однопарного зацепления, благодаря этому она оказывается наиболее рациональной для прямозубых колес или колес с узкими венцами.
0
Формула изобретения
Зубчатая передача смешанного зацепления, содержащая колеса, боковые профили зубьев которых имеют эвольвентные активные участки и неэвольвентные участки выпуклого профиля у головки и вогнутого профиля у ножки, выполненные с минимальными профильными углами, равными профильным углам эвольвентных участков в точках их сопряжения, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и плавности зацепления прямозубых или узковенцовых колес с непрямыми зубьями,
неэвольвентные участки профилей зубьев выполнены взаимно точечносопряженными, высота этих участков, расположенных у- головки или у ножки, выбрана из соотношения
h-ir(fr)
.Э+flfi
IU
(0,2-0,7),
5
где/г,
ф- высота внеполюсного участка про- филя зуба у головки (у ножки); ftaj, /г высота эвольвентного участка профиля зуба у головки (у ножки), а эвольвентный участок профиля зуба выполнен с профильным углом в точке на делительной линии, выбранным из соотношения
50
.э Дь ka. +hf
- 10-15,
где а3- угол профиля эвольвентного участка, град;
m - модуль передачи;
ha,hf полная активная высота профиля головки (ножки зубьев).
/707
Ьаэ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1989 |
|
SU1618936A1 |
Зубчатая передача смешанного или эвольвентного зацепления | 1989 |
|
SU1710893A1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления | 1986 |
|
SU1839700A3 |
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора | 2022 |
|
RU2793981C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО СМЕШАННОГО ИЛИ ЭВОЛЬВЕНТНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2318150C2 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2108509C1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1710889A1 |
Прямозубая цилиндрическая передача | 1985 |
|
SU1252573A1 |
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконапряженных скоростных зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и плавности зацепления прямозубых или узковенцовых колес с непрямыми зубьями путем уменьшения чувствительности передачи к погрешностям. В зубчатой передаче смешанного зацепления, содержащей колеса, боковые профили зубьев которых содержат эвольвентные участки и соединенные с ними внеполюсные неэвольвентные активные участки выпуклого профиля у головки и вогнутого профиля у ножки, выполненные с минимальными профильными углами эвольвентных участков в точках их сопряжения, неэвольвентные участки выполнены взаимно точечносопряженными с размерами, выбираемыми из определенных соотношений. 3 ил.
фиг.1
фиг. 2
Фиг.З
Бакингем Е | |||
Цилиндрические зубчатые колеса | |||
ОНТИ НКТП СССР | |||
Приспособление для забивки костылей | 1925 |
|
SU1935A1 |
Водяной двигатель с принудительно поворачиваемыми лопастями | 1924 |
|
SU878A1 |
Авторы
Даты
1990-06-15—Публикация
1988-04-25—Подача