Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования прицепов с кузовом, представляющим собой контейнер, трансформируемый в опору на воздушной подушке.
Известен прицеп-контейнер транспортного средства, имеющего привод, управляемые колеса, элементы поворотного узла и смотровые стекла, трансформируемый в опору на воздушной подушке этого транспортного средства и содержащий жесткое секционное основание, гибкое надувное ограждение воздушной подушки, съемные движительно-нагнетательные установки роторного типа для взаимодействия с приводом транспортного средства и рулевое устройство (см. источник).
Однако оно не обладает амфибийностью в условиях водной акватории и имеет сложное рулевое управление.
Цель изобретения упрощение рулевого управления и повышение уровня амфибийности.
Поставленная задача достигается тем, что рулевое устройство выполнено с аэродинамическими пластинами, которые расположены впереди центра масс прицепа-контейнера, трансформированного в опору транспортного средства на воздушной подушке, и жестко соединены с элементами поворотного узла транспортного средства.
Кроме того, каждая аэродинамическая пластина рулевого устройства снабжена съемной штангой и Λ-образной стойкой, а также стягивающим их устройством, причем эта стойка выполнена с возможностью взаимодействия своей уширенной концевой частью с опорным башмаком, размещенным под управляемым колесом транспортного средства, а каждая концевая часть съемной штанги зафиксирована на этой пластине, причем на стороне, противоположной стороне размещения стягивающего устройства, съемная штанга снабжена прижимным кронштейном, имеющим возможность взаимодействия с протектором соответствующего управляемого колеса транспортного средства.
Кроме того, стягивающее устройство выполнено в виде патефонного замка.
Кроме того, нижний торец каждой аэродинамической пластины расположен не ниже верхней кромки соответствующих смотровых стекол транспортного средства, установленного на вышеуказанную опору.
Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых на фиг.1 представлено транспортное средство, вид сбоку, например, автомобиля с прицепом-контейнером в сложенном положении; на фиг.2 автомобиль с прицепом-контейнером, трансформированным в опору на воздушной подушке для этого автомобиля, вид сбоку; на фиг.3 вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 вид по стрелке Б на фиг.3; на фиг.5 вид по стрелке Г на фиг.4.
Прицеп-контейнер используется в двух вариантах пассивном, когда все его составные узлы и элементы сложены в компактный пакет-контейнер, который транспортируется как автомобильный прицеп (фиг.1), и активном, когда контейнер трансформируется в опору транспортного средства на воздушной подушке (фиг. 2).
В транспортируемом положении прицеп-контейнер 1 (фиг.1) сочленен с транспортным средством 2 и установлен на своих собственных колесах.
Основу прицепа составляет жесткое секционное основание 3 (фиг.3), на котором за кожух задней оси закрепляется транспортное средство 2 (не показано). На периферийных секциях жесткого основания 3 крепятся: гибкое надувное ограждение 4, движительно-нагнетательные установки 5 роторного типа, кинематически связанные с ведущими ступицами колес транспортного средства 2 карданными валами 6,и аэродинамические стабилизаторы 7, размещенные в кормовой части.
Рулевое устройство представляет собой две аэродинамические пластины 8 (фиг. 2-5), каждая из которых посажена на штангу 9 и закреплена болтом 10. Другой конец штанги вставляется в верхнюю часть Λ-образной стойки 11. Расходящиеся лучи Λ-образной стойки выполнены из листового металла и своими отверстиями на концах взаимодействуют с пальцами 12, закрепленными на поворотных башмаках 13. В гнездо башмака входит управляемое переднее колесо 14 транспортного средства. Благодаря тому, что башмак опирается на вращающийся на оси подпятник 15, при повороте колеса транспортного средства башмак также будет выполнять этот поворот.
Вершинная часть Λ-образной стойки снабжена стягивающим устройством 16, выполненным в виде патефонного замка, петля которого взаимодействует с ответным элементом стягивающего устройства крючком 17, закрепленным на штанге 9.
На стороне штанги, противоположной крючку 17, размещен прижимной кронштейн 18, взаимодействующий с протектором колеса 14 транспортного средства.
Эксплуатация прицепа-контейнера, транспортируемого в опору транспортного средства на воздушной подушке, осуществляется следующим образом.
В собранном виде прицеп-контейнер транспортируется транспортным средством как автомобильный прицеп на собственных колесах до места назначения. Затем он отцепляется от транспортного средства и развертываются на грунте. На его жесткое основание 3 заезжает транспортное средство так, что его передние управляемые колеса 14 устанавливаются на поворотных башмаках 13. После этого на пальцы 12 устанавливаются Λ-образные стойки 11 и в их верхнюю часть вставляются штанги 9 до упора закрепленными на них кронштейнами 18 в протектор колеса 14. Затем закрывается патенфонный замок и кронштейн, прижимаясь к протектору, зажимает колесо, одновременно фиксируя вертикальное положение штанги 9. На верхний конец штанги надевают рулевую пластину 9 и фиксируют ее болтом 10.
После этого поддомкрачивают заднюю часть 10, снимают задние колеса и закрепляют транспортное средство за кожух задней оси посредством домкратов и захватов (не показано).
Для приведения в рабочее положение надувного гибкого ограждения 4 и формирования воздушной подушки монтируются движительно-нагнетательные установки 5 и соединяются со ступицами приводных колес транспортного средства карданными валами. Далее монтируются стабилизаторы 7.
Управление движением транспортного средства на воздушной подушке осуществляется поворотом его руля. При этом вместе с поворотом управляемых колес одновременно будут поворачиваться на подпятниках 15 башмаки 13, а вместе с ними и штанга 9 с рулевыми пластинами 8.
Благодаря расположению аэродинамических пластин впереди центра масс транспортного средства на воздушной подушке возникающий от воздействия набегающего на рули потока воздуха момент накреняет транспортное средство на воздушной подушке во внутреннюю сторону выполняемого маневра, уменьшая за счет этого радиус поворота, величину дрейфа и снижая вероятность опрокидывания.
Трансформирование опоры на воздушной подушке транспортного средства в его прицеп-контейнер выполняется в обратной последовательности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИЦЕП-КОНТЕЙНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2049006C1 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1997 |
|
RU2126753C1 |
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2000 |
|
RU2192359C2 |
АМФИБИЙНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2006 |
|
RU2349475C2 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЯГИ ДЛЯ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2014 |
|
RU2541588C1 |
ТРЕХКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С ПРИЦЕПОМ | 1992 |
|
RU2043221C1 |
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2014 |
|
RU2551588C1 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2023 |
|
RU2822072C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ С ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМОЙ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2015 |
|
RU2592754C1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2627975C2 |
Использование: изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования прицепов с кузовом представляющим собой контейнер, транспортируемый в опору на воздушной подушке. Сущность изобретения заключается в том, что рулевое устройство выполнено с аэродинамическими пластинами, которые расположены впереди центра масс прицепа-контейнера, трансформированного в опору транспортного средства на воздушной подушке, и жестко соединены с элементами поворотного узла транспортного средства. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Патент США N 3211124, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-06-09—Публикация
1993-02-05—Подача