КАРДАННЫЙ ШАРНИР Российский патент 1995 года по МПК F16D3/32 

Описание патента на изобретение RU2040713C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в карданных передачах транспортных средств.

Известен карданный шарнир, содержащий вилки, в проушинах которых закреплены стаканы, крестовину с шипами, подшипники скольжения в виде втулок, смонтированных на шипах и установленных в стаканах, при этом на каждом шипе крестовины установлена обойма с уплотнительным элементом, размещенная между крестовиной и торцовой поверхностью одного из стаканов [1]
Известен также карданный шарнир, содержащий вилки, в проушинах которых закреплены стаканы, крестовину с шипами, на каждом из которых выполнены лыски, расположенные в продольной плоскости крестовины, подшипники скольжения в виде втулок, выполненных из прессованного спеченного металлического порошка, на внутренней поверхности которых выполнен выступы, опирающиеся на лыски шипов [2]
В процессе работы такого карданного шарнира шип крестовины не изнашивается, а подвергаются износу только втулка и стакан. При износе они заменяются.

Однако при работе такого карданного шарнира происходит неравномерный износ трущихся поверхностей. Износ происходит в зоне действия силы передаваемого шарниром крутящего момента, приложенной к шипу крестовины. При этом величина зоны действия силы зависит от угла качания шарнира.

Цель предлагаемого изобретения повышение срока службы шарнира за счет равномерного износа трущихся поверхностей.

Цель достигается тем, что в карданном шарнире, имеющем крестовину с шипами, подшипники скольжения в виде втулок, смонтированных на шипах, между торцами шипов крестовины и стаканами установлены шайбы с упругими торцовыми выступами и диаметральными выступами. При этом на торцах подшипников скольжения имеются пазы под диаметральные выступы шайб, а на торцах шипов имеются зубья, контактирующие с упругими торцовыми выступами шайб с возможностью зацепления с ними только в одном из направлений поворота шипа относительно соответствующего ему стакана.

На фиг. 1 показан карданный шарнир с шипом крестовины; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 разрез Б-Б на фиг.1.

Карданный шарнир содержит крестовину 1, на шипах 2 которой смонтированы подшипники скольжения, выполненные в виде втулок 3, имеющих на торце пазы 4, в которые входит своими диаметральными выступами 5 шайба 6. Упругие торцовые выступы 7 шайбы 6 зацепляются с зубьями 8, расположенными на торце шипа 2 крестовины 1. На каждом шипе установлена обойма 9 с уплотнительным элементом 10, выполненным в виде упругого кольца, надетого на шип 2 крестовины 1. Между торцовой поверхностью стакана 11 и уплотнительным элементом 10 внутри обоймы 9 расположено антифрикционное кольцо 12.

Карданный шарнир работает следующим образом.

При вращении карданной передачи шарнир работает с определенной амплитудой качания. При этом шип 2 крестовины 1 проворачивается относительно втулки 3 и стакана 11 на определенный угол сначала в одну сторону, а потом в обратную. Шайба 6, установленная между стаканом 11 и торцом шипа 2 крестовины 1, упругими торцовыми выступами 7 зацепляется с зубьями 8, расположенными на торце шипа 2 крестовины 1. При повороте шипа 2 в одну сторону торцовые упругие выступы 7 шайбы 6 не зацепляются с зубьями 8 на торце шипа 2, а при повороте шипа 2 в обратную сторону торцовые упругие выступы 7 шайбы 6 входят в зацепление с зубьями 8 на торце шипа 2 и шайба 6 проворачивается вместе с шипом 2 крестовины 1. С помощью диаметральных выступов 5 шайбы 6, входящих в пазы 4 на торце втулки 3, вращение шайбы 6 передается втулке 3. В результате втулка 3 совершает поворот в определенном направлении относительно шипа 2 крестовины 1 стакана 11, при этом рабочая поверхность втулки в зоне действия силы передаваемого шарниром крутящего момента постоянно меняется, чем достигается равномерный износ трущейся поверхности втулки 3.

Похожие патенты RU2040713C1

название год авторы номер документа
Карданный шарнир 1973
  • Филиппов Андрей Никифорович
  • Хлебников Александр Михайлович
  • Нечаев Александр Николаевич
SU540075A1
Уплотнение подшипникового узла карданного шарнира 1974
  • Войтиков Виктор Владимирович
  • Степанюк Петр Никифорович
  • Рубинштейн Евгения Ивановна
  • Старынин Анатолий Михайлович
  • Альтман Исай Исаакович
SU561817A1
КАРДАННЫЙ ПОДШИПНИК 2023
  • Змиевской Игорь Петрович
  • Васюнкина Елена Владимировна
RU2807356C1
ДВОЙНОЙ КАРДАННЫЙ ШАРНИР С ВНУТРЕННЕЙ ОПОРОЙ 2011
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2480636C1
ГИБКАЯ ГЕРМЕТИЧНАЯ МУФТА 2015
  • Сергиенко Анатолий Васильевич
  • Данченко Юрий Валентинович
RU2613541C1
Подшипниковый узел карданного шарнира 1974
  • Макаров Дмитрий Иванович
SU1052748A1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРНИРА ГУКА 1997
  • Модеев В.Ф.
  • Плахтин В.Д.
RU2122145C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ И ОТКЛЮЧЕНИЯ СТУПИЦЫ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1992
  • Пузенин П.И.
RU2042538C1
БОКОВАЯ САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ОПОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Цыкин П.К.
RU2130396C1
ПЕРЕДАЮЩИЙ УЗЕЛ С КАЧАЮЩЕЙСЯ ШАЙБОЙ (ВАРИАНТЫ) И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ СКОРОСТИ НА ЕГО ОСНОВЕ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Становской Виктор Владимирович
  • Ремнева Татьяна Андреевна
RU2267673C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 040 713 C1

Реферат патента 1995 года КАРДАННЫЙ ШАРНИР

Сущность изобретения: карданный шарнир содержит крестовину, с установленными на ее шипах подшипниками скольжения. Каждый подшипник скольжения выполнен в виде установленной в стакане втулки, имеющей на торце пазы, и смонтированной на соответствующем шипе крестовины, а также обоймы с уплотнительным элементом, размещенной между крестовиной и торцовой поверхностью стакана. Каждый подшипник скольжения дополнительно снабжен установленной между торцом шипа и стаканом шайбой с диаметральными и упругими торцовыми выступами. Диаметральные выступы шайбы размещены в пазах втулки. На торце шипов крестовины выполнены зубья, контактирующие с упругими торцовыми выступами соответствующих шайб с возможностью зацепления с ними только в одном из направлений поворота шипов относительно размещенных на них стаканов. Такая конструкция шарнира обеспечивает повышение срока его службы за счет равномерного износа трущихся поверхностей. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 040 713 C1

КАРДАННЫЙ ШАРНИР, содержащий крестовину с шипами, подшипники скольжения в виде втулок, смонтированных на шипах и установленных в стаканах, при этом на каждом шипе крестовины установлена обойма с уплотнительным элементом, размещенная между крестовиной и торцевой поверхностью одного из стаканов, отличающийся тем, что он снабжен шайбами с упругими торцевыми выступами и диаметральными выступами, установленными между торцами шипов и стаканами, причем на торцах втулок имеются пазы под диаметральные выступы шайб, а на торцах шипов имеются зубья, контактирующие с упругими торцевыми выступами шайб с возможностью зацепления с ними только в одном из направлений поворота шипа относительно соответствующего ему стакана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2040713C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Карданный шарнир 1973
  • Филиппов Андрей Никифорович
  • Хлебников Александр Михайлович
  • Нечаев Александр Николаевич
SU540075A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 040 713 C1

Авторы

Бондарь И.Г.

Даты

1995-07-25Публикация

1992-08-14Подача