Изобретение относится к медицине, в частности к кинезотерапевтическим методикам лечения заболеваний с поражением опорно-двигательного аппарата.
Лечение больных, страдающих тяжелыми двигательными расстройствами (детский церебральный паралич, врожденный вывих бедра, болезнь Пертеса, миопатии и мн. др.), остается актуальной и острой задачей современной медицины.
Известные в настоящее время способы лечения заболеваний с поражением опорно-двигательного аппарата, основанные на том, что доза физической нагрузки обусловлена степенью ее индивидуальной переносимости и связана с общим тренирующим влиянием на организм, а способы коррекции конкретного патологического нарушения не воздействуют на основные патогенетические звенья и сводятся к чисто симптоматической терапии, позволяющей добиться лишь чисто внешнего воспроизведения нарушенных функций, не восстанавливая первичных нейро-физиологических взаимосвязей.
Данный подход, требуя значительных затрат на проведение лечения, приводит лишь к временному улучшению состояния больного, неизбежно приводя к рецидиву заболевания.
Известен способ лечения заболеваний, который включает в себя с целью коррекции двигательных нарушений выкладывание ребенка в онтогенетически ранние положения (позы) с воздействием пальцами рук на триггерные зоны, вызывая физиологическую последовательность сокращения мышц метод профессора Войта. Данный способ принят в качестве прототипа. Однако известный способ по сравнению с разработанной методикой обладает рядом существенных недостатков. В частности, изучены и используются закономерности онтогенеза функции движения только 1-го года жизни, влияние на координацию движений при этом осуществляется опосредованно через нормализацию мышечного тонуса, что требует значительной длительности лечения (вплоть до пожизненной): как правило мышечное движение становится координированным не менее, чем через 10-12 месяцев после начала лечения.
Целью изобретения является сокращение сроков лечения заболеваний с поражением опорно-двигательного аппарата за счет применения физиологических методов, разработанных с учетом онтогенеза координаторных и двигательных навыков и за счет этого позволяющих оказывать непосредственное влияние на координацию движений.
Поставленная цель достигается тем, что больному после водных процедур, регулирующих воздействие гравитационного фактора, формируют мышечный синергизм по механизму цепной мышечной реакции с помощью рефлекторной гимнастики и закрепляют сформированные нейро-моторные стереотипы лечебно-гимнастическими упражнениями.
Новизна предлагаемого способа заключается в том, что при его создании исходили из постнатальной онтогенетической последовательности формирования функциональной системы движения на базе двигательных рефлексов по строгому этапному порядку, начиная с безусловной рефлекторной деятельности, кончая сложными поведенческими реакциями самого сложного уровня. Учитывая вышесказанное, формирование любого движения в организме должно происходить соответственно структуре функциональной системы движения. Попытка восстановления двигательного акта более высокого порядка без прохождения низлежащих онтогенетических звеньев, не только не восстановит, но и усугубит нарушение структуры функциональной системы движения.
Таким образом, в основу предлагаемого способа заложен принцип формирования и закрепления онтогенетически последовательных функциональных связей, необходимых для физиологического становления двигательной системы. При этом, понятно, что невозможно вернуть ребенка старшего возраста на более низкий уровень двигательного рефлекса (тем более, на уровень безусловного двигательного рефлекса стартовой зоны формирования навыков движения), но, предлагая пациенту вспомнить то движение, которое было связующим звеном при формировании очередного уровня функциональной системы и максимально сохраняя строгую онтогенетическую последовательность этих этапов, можно значительно восстановить и укрепить структурную основу функциональной системы движения.
П р и м е р. Больная К. двух лет (история болезни N 6751), поступила в клинику с диагнозом: детский церебральный паралич, спастический тетрапарез. Из анамнеза известно, что больна с рождения, жалобы на ограничение двигательной активности. Клиническое обследование (в том числе с участием кинезотерапевта) выявило наличие резко повышенного мышечного тонуса во всех конечностях, тугоподвижность в коленных и локтевых суставах, резко повышенные сухожильные рефлексы, спонтанный рефлекс Бабинского с обеих сторон, отставание в психическом развитии, сходящееся косоглазие. По данным компьютерной томографии головного мозга от 24.04.93 г. отмечено расширение субарахноидальной, сильвиевой и межполушарной щелей; по данным электроэнцефалографии общемозговые признаки биоэлектрической активности головного мозга выражены по органическому типу, патологической активности не выявлено; по данным электромиографии отмечены признаки надсегмен- тарных нарушений регуляции мышечного тонуса.
Согласно предлагаемому способу больной был проведен курс лечения.
После свободного плавания в течение 30 мин следует выполнение мышечных движений с максимально возможным использованием активного компонента, во всех случаях движение производится по полной описанной траектории инструктором.
1. И.п. Лежа на спине, ноги шире плеч, руки параллельно ногам.
1.1. Правой кистью достать левое ухо раз,
*вернуться в исходное положение два.
1.2. Левой кистью достать правое ухо раз,
*вернуться в исходное положение два.
1.3. Кистями обеих рук достать противоположные уши раз,
*вернуться в исходное положение два.
1.4. Правую стопу, сгибая ногу во всех суставах, завести за левую ногу и поставить на пол на уровне нижней трети бедра раз,
*вернуть в исходное положение два.
1.5. То же левой стопой.
1.6. Произвести движение 1.4. и 1.5. одновременно, перекрещивая ноги раз, *вернуться в исходное положение два.
1.7. Кисти рук соединить по средней линии перед собой раз, *верхнюю часть туловища и голову повернуть направо вместе с движением соединенных рук вправо два, *повторить аналогичное движение влево три, *вернуться в исходное положение четыре.
1.8. Правой кистью достать левое ухо и одновременно правую стопу завести за левую ногу и поставить на пол раз, *вернуться в исходное положение два.
1.9. Аналогично п. 1.8. в другую сторону.
2. И.п. Лежа на животе.
2.1. Голова повернута вправо; руки приведены к туловищу, согнуты, кисти на уровне плечевых суставов, ноги согнуты во всех суставах и подтянуты к животу. *Повернуть голову влево-вниз до центральной оси раз, *правую ногу перевести в положение лягушки два, *левую ногу перевести в положение лягушки три, *повернуть голову влево, положить на пол четыре, *повернуть голову вправо-вниз до центральной оси пять, *правую ногу подтянуть к животу шесть, *левую ногу подтянуть к животу семь, *повернуть голову вправо, положить на пол восемь.
2.2 Голова повернута вправо; руки приведены к туловищу, согнуты, кисти на уровне плечевых суставов, ноги в положении лягушки. *Повернуть голову влево-вниз до центральной оси раз, *приподняв верхнюю часть туловища, перейти в опору на предплечья два, *опустить верхнюю часть туловища три, *повернуть голову влево и положить на пол четыре. (На последующие 4 счета голова движется слева направо).
2.3. Голова по центральной оси, верхняя часть туловища приподнята, руки опираются на предплечья, ноги в положении лягушки. *Приподнимая верхнюю часть туловища, перейти в опору на кисти раз, *правую ногу перевести в опору на голень два, *левую ногу перевести в опору на голень три, *зафиксировать положение на четвереньках четыре, *правую ногу перевести в положение лягушки пять, *левую ногу перевести в положение лягушки шесть, *опустив верхнюю часть туловища, перейти в опору на предплечья семь, *зафиксировать исходное положение восемь.
3. И. п. Лежа на боку, верхняя рука перед собой (предплечье лежит на полу, нижняя рука вытянута перед собой, нижняя нога прямая, верхняя нога согнута во всех суставах до 90о и колено лежит на полу.
(все 4 упражнения выполняются сначала на левом, затем на правом боку)
3.1. Верхнюю руку отвести в сторону раз,
*вернуться в исходное положение два.
3.2. Верхнюю ногу отвести в сторону раз,
*вернуться в исходное положение два.
3.3. Движения 3.1. и 3.2. выполнить одновременно.
Занятия проводились ежедневно, кроме выходных дней, всего было проведено 25 занятий.
После завершения курса лечения отмечено уменьшение сходящегося косоглазия, снижение мышечного тонуса, уменьшение тугоподвижности в коленных и локтевых суставах, снижение сухожильных рефлексов, отсутствие спонтанного рефлекса Бабинского с обеих сторон, а также выраженная положительная динамика психомоторного развития (начала ползать на животе, подтягиваться и переходить в положение сидя и др.).
Ребенок осмотрен через 3 месяца после лечения объективные показатели функционирования опорно-двигательного аппарата не ухудшились.
Согласно предлагаемому способу пролечено 30 детей со следующими заболеваниями: детский церебральный паралич, миопатии, парезы, болезнь Пертеса, состояние после ортопедической коррекции врожденного вывиха бедра.
Контрольная группа составляла 20 больных с теми же заболеваниями. Все больные контрольной группы получали лечение по способу- прототипу. Результаты лечения двух сравниваемых групп представлены в таблице.
Таким образом, применение предлагаемого способа позволяет проводить патогенетически обоснованную коррекцию различных патологических состояний с нарушением опорно-двигательного аппарата различного генеза, предупредить физиологическими средствами возникновение патологических изменений различных органных систем, обусловленных наличием заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также формировать и закреплять высокий уровень функционального состояния пациентов, что является базовым элементом для повышения адаптационных возможностей организма.
Средний срок лечения до получения стойкой положительной динамики в формировании координированных двигательных актов у детей, получавших процедуры по методике "Баланс" составил 20 дней, при лечении по методике Войта до получения аналогичной динамики ребенок проходит, в среднем, 2 курса лечения по 15-20 дней каждый.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2006 |
|
RU2293548C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2011 |
|
RU2471466C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА | 2014 |
|
RU2567796C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У БОЛЬНЫХ С ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2007 |
|
RU2347551C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ | 1997 |
|
RU2110978C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ | 2015 |
|
RU2609985C1 |
Использование: в медицине, педиатрии для проведения лечебной гимнастики у детей с поражением опорно двигательного аппарата. Сущность изобретения: проводят лечебную гимнастику, разработанную с учетом онтогенеза координатоных и двигательных навыков. Комплекс состоит из гимнастических упражнений, выполненных в начале в положении лежа на спине путем проведения перекрестных движений с пересечением центральной оси пациента поочередно и совместно руками, поочередно ногами и аналогичные упражнения руками и ногами одновременно, затем постепенно переводят пациента в положение лежа на животе в позу "лягушка" и проводят повороты головы и выпрямлении ног, после чего выполняют упражнения с приподниманием туловища, сгибанием и разгибанием рук и ног, затем переводят пациента последовательно в положение с опорой на предплечья и кисти, после чего в положении на боку продолжают упражнения с отведением рук и ног порознь и одновременно. Изобретение позволяет улучшить координацию движений, нормализовать мышечный тонус. 1 табл.
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ У ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, включающий проведение водных процедур с погружением в воду и последующим проведением комплекса гимнастических упражнений, отличающийся тем, что гимнастические упражнения выполняют вначале в положении лежа на спине путем проведения перекрестных движений с пересечением центральной оси пациента поочередно и совместно руками, поочередно ногами и аналогичные упражнения руками и ногами одновременно, затем постепенно переводят пациента в положение лежа на животе в позу "лягушка" и проводят повороты головы и выпрямление ног, после чего выполняют упражнения с приподниманием туловища, сгибанием и разгибанием рук и ног, затем переводят пациента последовательно в положение с опорой на предплечья и кисти, после чего в положении на боку продолжают упражнения с отведением рук и ног порознь и одновременно.
Neurokinesiologische therapic (nach der Konzeption von Vojta) - Hansisches Verlagskontor, Lubeck 1980, Satz und Druck : Wullenwever - Druck Lubeck. |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1993-11-05—Подача