Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физкультуре, может быть использовано для лечения больных с нарушением проводимости по спинному мозгу.
В последние годы акцент в отношении инвалидов сместился с проблем выживания на качество жизни. Фактором, лимитирующим качество жизни инвалидов с тяжелой патологией опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, в частности инвалидов с тетрапарезом, служит ограничение двигательной активности. Среди методов восстановления двигательной активности инвалидов основное внимание отводится лечебной физкультуре.
В частности, существует способ оздоровления человека, включающий выполнение физических упражнений на статическое волевое растяжение мышц, фиксируемое во времени, сопровождаемое медленными вращательными движениями в суставах [Байгамбетов А.А. Способ оздоровления человека. Заявка на изобретение №2002123304/147, МПК А61Н 1/00, БИПМ №23, 2004. - с.413]. Применение этого способа обеспечивает вытяжение всех мягкотканных структур опорно-двигательного аппарата, включение в двигательную активность глубокого слоя мышц, формирование правильного постурального стереотипа.
Недостатки представленного способа применительно к инвалидам с тетрапарезом заключаются в том, что инвалиды не могут произвольно напрягать мышцы парализованных конечностей, далеко не все инвалиды могут поддерживать позу стоя, в которой выполняются упражнения.
Большую популярность среди оздоровительных и лечебных методик физической культуры приобретают способы оздоровления человека путем выполнения физических упражнений с использованием мячей большого диаметра - фитболов. Гимнастику с фитболами используют для профилактики и лечения остеохондроза позвоночника [Гершбург М.И., Кузнецова Г.А. Вертеброфитнес - надежная форма профилактики остеохондроза позвоночника // Физкультура в профилактике, лечении, реабилитации, 2005. - №2. - с.58-63]. Использование фитбола позволяет активизировать вестибулотонические, симметричные и асимметричные шейнотонические рефлексы, проприоцепторы поясничного отдела, стоп, включить в работу максимальное количество мышечных волокон. В зависимости от состояния здоровья и тренированности пациента использование фитбола позволяет осуществлять частичную разгрузку или дозированную нагрузку определенных звеньев опорно-двигательного аппарата.
Наиболее близким к предлагаемому является способ занятия лечебной физкультурой, включающий выполнение физических упражнений из исходных положений лежа, сидя, стоя на четвереньках и стоя. Этот способ предусматривает формирование двигательных функций у больных с тетрапарезом. [Потехин Л.Д. Кинезитерапия больных со спинальной патологией: Учебное пособие для врачей, методистов и инструкторов лечебной физкультуры; врачей-физиотерапевтов. - Новокузнецк, 2001. - 55 с.].
Недостатком способа является то, что он использует только облегченные исходные положения для выполнения физических упражнений. При этом инвалид, согласно принципу минимального обеспечения функциональной системы [Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - С.33-55], использует сенсорное и моторное обеспечение, наименее пострадавшее в результате травмы и способное к быстрому восстановлению. Для того чтобы расширить двигательные возможности инвалида, необходимо усложнить биомеханические условия, чтобы функциональной системе для достижения результата необходимо было задействовать все имеющиеся резервы: афферентны выше и ниже уровня поражения спинного мозга, нейромоторные возможности опорно-двигательного аппарата.
Способ не предусматривает целенаправленной тренировки симметричных и асимметричных шейнотонических и вестибулотонических рефлексов для восстановления двигательных функций инвалидов с тетрапарезом, хотя они важны для формирования и восстановления постуральных и двигательных функций.
Способ не предусматривает целенаправленной смены афферентного обеспечения при выполнении упражнений, хотя известно, что смена афферентного обеспечения вызывает смену программы позно-моторной деятельности, способствуя расширению двигательных возможностей инвалида [Clinical application of the modified medially-mounted motor-driven hip gear joint for paraplegics / S. Sonoda, R. Imahori, Y. Tomita et al. // Disabil. Rehabil. - 2000. - V. 22 (6). - P.294-297].
Способ не предусматривает восстановления разгибания в физиологическом объеме в суставах верхних и нижних конечностей, хотя сгибательные контрактуры ограничивают двигательные возможности инвалида.
Задача изобретения - формирование двигательных функций у больных с тетрапарезом.
Поставленная задача достигается следующей последовательностью действий.
Для формирования двигательных функций у больных с тетрапарезом проводят лечебную физкультуру. Занятия проводят, размещая больного на мяче при поддержке ассистентом, после каждого упражнения возвращаются в исходное положение (ИП).
В исходном положении больного лежа на животе на мяче ассистенты удерживают больного за кисти рук и за ноги и больной выполняет: перекаты каудально и краниально, затем перекаты по кругу вправо и влево, перевороты на мяче с живота на спину и со спины на живот через правый и через левый бок.
Больной выполняет комплекс упражнений для рук и плечевых суставов: в исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча, при удерживании ассистентом больного за ноги больной выполняет упражнения в следующем порядке: поочередно поднимает правую и левую руки, потягивается за рукой вперед; поочередно отводит руки в сторону, потягивается за рукой в сторону; поочередно поднимает руки, потягивается за рукой вперед, сохраняет натяжение и отводит руку в сторону; поочередно поднимает руки, потягивается рукой вперед, сохраняя натяжение, поворачивает руку ладонью наружу, разворачивает туловище в сторону руки; поочередно поднимает руки, потягивается рукой вперед, сохраняет натяжение, отводит руку в сторону, разворачивает туловище в сторону вытянутой руки; поочередно поднимает руки, потягивается рукой вперед, сохраняет натяжение, водит рукой влево и вправо; поочередно поднимает руки, потягивается рукой вперед, сохраняет натяжение, водит рукой влево и вправо, поворачивает руку ладонью внутрь, разворачивает туловище в сторону опорной руки; поочередно поднимает руки, потягивается рукой вперед, сохраняет натяжение, разворачивает туловище в сторону опорной руки, отводит поднятую руку наружу, разворачивает туловище в сторону поднятой руки.
По окончании выполнения комплекса упражнений для рук и плечевых суставов, из того же исходного положения на мяче на животе, руки больного в упоре впереди мяча, при удерживании за ноги больной выполняет ходьбу руками вперед и назад с перемещением туловища относительно мяча; выполняет ходьбу руками по диагонали с перемещением туловища вперед и в сторону относительно мяча; выполняет ходьбу руками вперед с перемещением туловища вперед, относительно мяча до крайнего положения сохранения равновесия, в котором выполняет комплекс для рук и плечевых суставов; выполняет ходьбу руками в сторону с перемещением туловища вперед и в сторону относительно мяча, в крайнем положении сохранения равновесия выполняет комплекс для рук и плечевых суставов.
В исходном положении больного лежа на спине, на мяче, при удерживании ассистентом больного за кисти рук и ноги, выполняет: перекаты на мяче краниально и каудально; перекаты из стороны в сторону; перекаты по кругу вправо и влево.
В исходном положении больного лежа на спине, на мяче, при удерживании ассистентом больного за ноги, ассистент перемещает больного вперед и назад, перекатывая на мяче, при движении назад больной поднимает голову, плечевой пояс, руки, опускает при движении вперед; ассистент перекатывает больного на мяче из стороны в сторону, больной поднимает голову, плечевой пояс, руку на стороне поворота, имитирует подъем и поворот туловища в противоположную повороту сторону; ассистент перекатывает больного на мяче по кругу, больной поднимает голову, плечевой пояс, руки и удерживает их на весу.
В исходном положении больного лежа на спине, на мяче, ассистент, удерживая больного за ноги, выполняет перекатывание больного на мяче каудально, больной переходит в положение сед на мяче при поддержке ассистента, в конечном положении стопы больного в упоре на полу; ассистент перекатывает мяч каудально через правую сторону, больной переходит в положение сед на мяче, при поддержке ассистента поднимает сначала правый бок, затем повторяет упражнение через левую сторону.
В исходном положении больного сед на мяче, стопы в упоре на полу, руки в упоре на бедрах, ассистент фиксирует ноги пациента, больной давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх, сохраняя растяжение, выполняет: медленные повороты головы вправо и влево; медленные пороты туловища вправо и влево.
В исходном положении больного сед на мяче, стопы в упоре на полу, ассистент поддерживает больного за вытянутые вперед руки, больной давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх, сохраняя растяжение, больной выполняет: медленно наклоны туловища в стороны; наклоны туловища вперед и назад; переносит нагрузку на правую стопу и седалищный бугор, отклоняет тело вправо, повторяет влево; отклоняет прямое туловище назад и удерживает положение 3-5 с; наклоняет туловище вперед прогнувшись, удерживает положение 3-5 с.
В исходном положении больного сед на мяче, стопы в упоре на полу, ассистент поддерживает больного за грудную клетку, больной давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх, руки в упоре на бедрах, сохраняя растяжение больной: отводит руку, потягивается теменем вверх, рукой - в сторону, удерживает натяжение 3-7 с; повторяет для другой руки; поднимает руку, тянется теменем вверх, поворачивается в сторону, повторяет для другой руки; отводит руку, потягивается теменем вверх, рукой - в сторону, поворачивается в сторону вытянутой руки; отводит руку в сторону, потягивается теменем вверх, рукой - в сторону, поворачивает руку ладонью вверх, вниз, поднимает руку вверх, через сторону опускает, повторяет для другой руки; отводит руку в сторону, потягивается теменем вверх, рукой - в сторону, водит рукой вправо и влево, поднимает руку вверх, через сторону опускает, описав рукой круг, повторяет для другой руки; отводит обе руки в стороны, тянется теменем вверх, руками - в стороны, удерживает натяжение 3-7 с; поднимает руки, потягивается вверх, поворачивается в одну сторону, повторяет с поворотом в другую сторону, удерживает натяжение 3-7 с; отводит прямые руки в стороны, медленно поворачивается вправо и влево.
Каждое упражнение выполняют 2-4 раза.
Новизна изобретения заключается в том, что инвалиды с помощью ассистентов выполняют комплекс лечебной физкультуры в исходном положении лежа на животе, лежа на спине и сидя на мяче. По мере освоения комплекса внешнюю поддержку и страховку со стороны ассистентов уменьшают.
Предложено использовать лечебную гимнастику на мяче для формирования двигательных функций инвалидов с тетрапарезом.
Используются усложненные исходные положения: лежа на животе на мяче, лежа на спине на мяче, сидя на мяче, лежа на животе на мяче, руки в упоре на полу для выполнения физических упражнений.
Выполняются физические упражнения, тренирующие вестибулярный аппарат, формирующие вестибулотонические рефлексы.
Используется смена афферентного обеспечения при выполнении упражнений для смены программы позно-моторной деятельности.
Выполняются физические упражнения, формирующие симметричные и асимметричные шейнотонические рефлексы.
Выполняются физические упражнения, способствующие увеличению объема разгибания в суставах конечностей в физиологических пределах.
В ходе выполнения предложенного комплекса физических упражнений происходит объединение тела инвалида в единую биокинематическую цепь, поскольку в формировании движения участвуют проприоцепторы, звенья опорно-двигательного аппарата, расположенные выше и ниже уровня поражения спинного мозга. При выполнении упражнений на мяче в положении неустойчивого равновесия важную роль приобретают вестибулярный аппарат и проприоцепторы шейной области. Смена афферентного обеспечения сопровождается сменой программы позно-моторной деятельности. При этом актуализируются сохранные биомеханические и нейрофизиологические возможности инвалида, сегменты ниже уровня поражения спинного мозга включаются в постуральную и локомоторную активность.
В результате получается новый результат:
1) увеличение в физиологических пределах объема разгибания в суставах пальцев кисти;
2) увеличение в физиологических пределах объема разгибания в плечевых, локтевых, коленных и тазобедренных суставах;
3) тренировка вестибулярного аппарата (супраспинальные координации);
4) формирование симметричных и асимметричных шейнотонических рефлексов (проприоспинальные координации);
5) формирование перекрестных движений ног и рук (проприоспинальные координации);
6) формирование мышечного корсета;
7) формирование опорной функции рук;
8) формирование локомоторной функции рук;
9) формирование функции поворота лежа в усложненных условиях;
10) формирование функции сидения в усложненных условиях.
Способ осуществляется следующим образом.
Инвалиды с помощью ассистентов выполняют комплекс лечебной физкультуры в исходном положении лежа на животе, лежа на спине и сидя на мяче диаметром 65 см.
В начале курса инвалид выполняет 3-5 упражнений в течение одного занятия. По мере расширения двигательных возможностей пациента в комплекс добавляют по 2-3 упражнения в день. По мере освоения комплекса внешнюю поддержку и страховку уменьшают. К концу курса занятий инвалид может выполнить весь комплекс.
Комплекс включает следующие упражнения, каждое из которых повторяют 2-4 раза.
Исходное положение: лежа на животе на мяче.
1. Ассистенты удерживают пациента за кисти и за ноги. Больной выполняет перекаты на мяче краниально и каудально. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных шейнотонических рефлексов, выравниваются длина, тонус мышц передней и задней половин, правой и левой половин тела, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах конечностей.
2. Ассистенты удерживают пациента за кисти и за ноги. Перекаты на мяче по кругу вправо и влево. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, выравниваются длина, тонус мышц тела, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах конечностей.
3. Ассистенты удерживают пациента за кисти и за ноги. Перевороты на мяче со спины на живот и с живота на спину через правый и через левый бок. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, формирование мышечных координаций, ответственных за переворот тела, формирование перекрестных движений ног и рук, формирование функции переворота в усложненных условиях.
4. Больной выполняет комплекс для рук и плечевых суставов. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Ассистент удерживает пациента за ноги. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед. Вернуться в ИП. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах пальцев кистей, формируется опорная функция рук, разгибание рук в плечевых суставах.
5. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередное отведение правой и левой рук в сторону. Потянуться рукой в сторону. Вернуться в ИП. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах пальцев кистей, формируется опорная функция рук, отведение рук.
6. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, отвести руку в сторону. Вернуться в ИП.
7. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, повернуть руку ладонью наружу, развернуть туловище в сторону руки. Вернуться в ИП.
8. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, отвести руку в сторону, развернуть туловище в сторону вытянутой руки. Вернуться в ИП.
9. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, водит рукой влево и вправо. Вернуться в ИП.
10. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, водить рукой влево и вправо, повернуть руку ладонью внутрь, развернуть туловище в сторону опорной руки. Вернуться в ИП.
11. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, развернуть туловище в сторону опорной руки. Вернуться в ИП.
12. Ассистент удерживает пациента за ноги. В исходном положении на животе на мяче, руки больного в упоре впереди мяча. Поочередный подъем правой и левой руки. Потянуться рукой вперед, сохраняя натяжение, привести руку, развернуть туловище в сторону опорной руки, отвести руку наружу, развернуть туловище в сторону руки. Вернуться в ИП. При выполнении упражнений 6-12 происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы аксиальной мускулатуры и улучшение координации движений, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах пальцев кистей, формируются опорная функция рук, активные движения в плечевых суставах, перекрестные движения ног и рук. На этом упражнении комплекс упражнений для рук и плечевых суставов заканчивается.
Далее.
13. Ассистент удерживает пациента за ноги, руки в упоре впереди мяча. Ходьба руками вперед и назад с перемещением тела относительно мяча. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы аксиальной мускулатуры и улучшение координации движений, формируются локомоторная функция рук, перекрестные движения ног и рук.
14. Ассистент удерживает пациента за ноги, руки в упоре впереди мяча. Ходьба руками по диагонали с перемещением тела вперед и в сторону относительно мяча. Вернуться в ИП. При выполнении упражнений 13 и 14 происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы аксиальной мускулатуры и улучшение координации движений, формируются локомоторная функция рук, перекрестные движения ног и рук.
15. Ассистент удерживает пациента за ноги, руки в упоре впереди мяча. Ходьба руками вперед с перемещением туловища вперед относительно мяча. В крайнем положении сохранения равновесия выполнить упражнения с 4 по 12 в соответствии с возможностями пациента. Вернуться в ИП.
16. Ассистент удерживает пациента за ноги, руки в упоре впереди мяча. Ходьба руками в сторону с перемещением туловища вперед и в сторону относительно мяча. В крайнем положении выполнить упражнения с 4 по 12 в соответствии с возможностями пациента. Вернуться в ИП. При выполнении упражнений 13 и 14 происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы аксиальной мускулатуры и улучшение координации движений, формируются опорная, локомоторная функции рук, перекрестные движения ног и рук.
Исходное положение: лежа на спине на мяче.
17. Ассистенты удерживают пациента за кисти и за ноги. Перекаты на мяче краниально и каудально. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных шейнотонических рефлексов, выравниваются длина и тонус мышц передней и задней половин, правой и левой половин тела, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах конечностей.
18. Ассистент удерживает пациента за ноги. Перекаты на мяче из стороны в сторону. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, выравниваются длина, тонус мышц тела, увеличивается в физиологических пределах объем разгибания в суставах конечностей.
19. Ассистент удерживает пациента за ноги. Перекаты на мяче по кругу вправо и влево. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, формирование мышечных координаций, ответственных за переворот тела, формирование функции переворота в усложненных условиях.
20. Ассистент, удерживая за ноги, перемещает больного вперед-назад перекатывая на мяче. При движении назад больной поднимает голову, плечевой пояс, руки, при движении вперед - опускает. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных шейнотонических рефлексов, повышение тонуса мышц передней половины тела, увеличение силы мышц брюшного пресса, подготовка к активному усаживанию.
21. Ассистент перекатывает больного на мяче из стороны в сторону, удерживая пациента за ноги. Больной поднимает голову, плечевой пояс, руку на стороне поворота, имитируя подъем и поворот туловища в противоположную повороту мяча сторону.
22. Ассистент перекатывает больного на мяче по кругу, удерживая его за ноги. Пациент поднимает голову, плечевой пояс, руки, удерживает их на весу во время перекатов мяча. При выполнении упражнений 21-22 происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы мышц брюшного пресса, тазового пояса, подготовка к активному перевороту со спины на живот, усаживанию, формирование перекрестных движений ног и рук.
23. В исходном положении больного лежа на спине, на мяче. Ассистент удерживает больного за ноги, перекатывает мяч каудально, больной, придерживаясь за руки ассистента, переходит в положение сед на мяче. В конечном положении пациента стопы в упоре на полу. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы мышц брюшного пресса, тазового пояса, обучение активному усаживанию.
24. Ассистент перекатывает мяч каудально через правую сторону, больной переходит в положение сед на мяче, при поддержке ассистента поднимая сначала правый бок. Повторить через левый бок. При выполнении этого упражнения происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, увеличение силы мышц брюшного пресса, тазового пояса, обучение активному усаживанию, формирование перекрестных движений ног и рук.
В исходном положении больного сед на мяче, стопы в упоре на полу, руки в упоре на бедрах. Ассистент фиксирует ноги пациента.
25. Больной давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Сохраняя растяжение, пациент выполняет медленные повороты головы вправо и влево.
26. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, пациент выполняет медленные повороты туловища вправо и влево. При выполнении упражнений 25-26 происходит стимуляция вестибулотонических, асимметричных шейнотонических рефлексов, рефлексов опоры с проприоцепторов стоп, увеличение силы аксиальной мускулатуры, формирование стереотипа сидения в усложненных условиях.
27. В исходном положении больного сед на мяче, стопы в упоре на полу. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Ассистент поддерживает пациента за вытянутые вперед руки. Наклоны туловища в стороны медленно, сохраняя растяжение.
28. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Ассистент поддерживает пациента за вытянутые вперед руки. Наклоны туловища вперед и назад, сохраняя растяжение.
29. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Ассистент поддерживает пациента за вытянутые вперед руки. Медленно, сохраняя растяжение, перенести нагрузку на правую стопу и седалищный бугор, отклонив тело вправо. Вернуться в исходное положение, повторить влево.
30. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Ассистент поддерживает пациента за вытянутые вперед руки. Отклонить прямое туловище назад, удержать положение в течение 3-5 с, вернуться в исходное положение, наклон вперед прогнувшись, удержать положение в течение 3-5 с, вернуться в исходное положение, сохраняя растяжение. При выполнении упражнений 27-30 происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных и асимметричных шейнотонических рефлексов, рефлексов опоры с проприоцепторов стоп, увеличение силы аксиальной мускулатуры, освоение движений туловищем сидя в усложненных условиях.
31. В исходном положении сед на мяче, стопы в упоре на полу. Ассистент удерживает больного за грудную клетку. Давить стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем потянуться вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести руку, потянуться теменем вверх, рукой - в сторону, удерживать натяжение 3-7 с. Исходное положение. Повторить с другой рукой.
32. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, поднять руку, потянуться вверх, повернуться в сторону. Исходное положение. Повторить с другой рукой.
33. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести руку, потянуться теменем вверх, рукой - в сторону, повернуться в сторону вытянутой руки. Исходное положение.
34. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести руку, потянуться теменем вверх, рукой - в сторону, повернуть руку ладонью вверх, вниз, поднять руку вверх, через сторону опустить. Повторить с другой рукой.
35. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести руку в сторону, потянуться теменем вверх, рукой - в сторону, водить рукой вправо и влево, поднять руку вверх, через сторону опустить, описав рукой большой круг. Повторить с другой рукой.
36. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести обе руки в стороны, потянуться теменем вверх, руками - в стороны, удерживать натяжение 3-7 с. Исходное положение.
37. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, через стороны поднять руки, потянуться вверх, повернуться в одну сторону, затем повторить с поворотом в другую сторону, удерживать натяжение 3-7 с. Исходное положение.
38. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, поднять руки, потянуться вверх, повернуться в сторону. Исходное положение. Повторить с поворотом в другую сторону.
39. Пациент давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх. Руки в упоре на бедрах. Сохраняя растяжение, отвести прямые руки в стороны, медленно повернуться вправо, влево. Исходное положение. При выполнении упражнений 27-39 происходит стимуляция вестибулотонических, симметричных и асимметричных шейнотонических рефлексов, рефлексов опоры с проприоцепторов стоп, увеличение силы аксиальной мускулатуры, освоение движений туловищем сидя в усложненных условиях.
Пример. Больная Т-ва В.А., 26 лет. Диагноз: травматическая болезнь спинного мозга, поздний период, синдром неполного нарушения проводимости по спинному мозгу с уровня С5, верхний вялый, нижний спастический парапарез. Перед началом занятий лечебной физкультурой разгибание в суставах пальцев рук было ограничено. Больная могла сидеть с дополнительной опорой спиной, не могла поднять руки выше горизонтали, наклоны и повороты туловища из положения сидя выполняла в ограниченном объеме с дополнительной опорой руками. Больная могла стоять и ходить с устойчивой неподвижной дополнительной опорой без фиксации коленных и тазобедренных суставов, но при выполнении движений глазами, головой, руками или туловищем она теряла устойчивость.
Больная в течение 10 дней занималась лечебной гимнастикой на мяче по изложенному выше способу.
После лечения у пациентки объем движений в суставах пальцев восстановился. Она могла сидеть без дополнительной опоры спиной или руками, выполнять движения руками выше горизонтали, наклоны, повороты туловища малой амплитуды из положения сидя без дополнительной опоры руками. Это свидетельствует об увеличении силы мышечного корсета, плечевого пояса, верхних конечностей, улучшении координации движений. Больная могла стоять и ходить с устойчивой неподвижной дополнительной опорой без фиксации коленных и тазобедренных суставов, переводить взгляд вверх, вниз, в стороны, поворачивать голову, сохраняя равновесие. Она могла выполнять движения головой в полном объеме, движения туловищем небольшой амплитуды.
Вывод. В результате занятий лечебной гимнастикой на мяче по предлагаемому способу в течение 10 дней у больной увеличился объем движений в суставах пальцев рук, возросла сила мышц плечевого пояса, рук, мышц туловища, тазового пояса, ног, улучшилась координация движений, сформировались более эффективные стереотипы сидения, стояния и ходьбы.
Аналогичные результаты получены при лечении этим способом 7 больных с тетрапарезом.
Предлагаемый способ используется на базе ФГУ Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для восстановления двигательных функций инвалидов с тетрапарезом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДЕНЦА | 2005 |
|
RU2309720C2 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2018 |
|
RU2698215C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2018 |
|
RU2684862C1 |
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС | 2021 |
|
RU2774832C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ И ХОДЬБЫ У ПАЦИЕНТОВ С ПАРА- ИЛИ ТЕТРАПАРЕЗОМ | 2014 |
|
RU2572550C1 |
Способ лечебно-оздоровительного воздействия на человека Жданова В.А. | 2016 |
|
RU2643403C1 |
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом | 2020 |
|
RU2728423C1 |
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС | 2016 |
|
RU2615869C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2011 |
|
RU2482827C2 |
Способ относится к лечебной физкультуре и может быть использован для лечения больных с нарушением проводимости по спинному мозгу. Размещают больного на мяче при поддержке ассистентом, после каждого упражнения возвращаются в исходное положение (ИП). В ИП лежа на животе на мяче ассистент удерживает больного за кисти рук и за ноги и больной выполняет: перекаты каудально и краниально, затем перекаты по кругу вправо и влево, перевороты на мяче с живота на спину и со спины на живот через правый и через левый бок. В ИП лежа на спине, на мяче, при удерживании ассистентом больного за кисти рук и ноги, выполняет: перекаты на мяче краниально и каудально; перекаты из стороны в сторону; перекаты по кругу вправо и влево. В ИП сед на мяче, стопы в упоре на полу, руки в упоре на бедрах, ассистент фиксирует ноги пациента, больной давит стопами и областью седалищных бугров вниз, теменем тянется вверх, сохраняя растяжение, выполняет: медленные повороты головы вправо и влево; медленные повороты туловища вправо и влево. Способ обеспечивает формирование двигательных функций у больных с тетрапарезом. 1 з.п. ф-лы.
ПОТЕХИН Л.Д | |||
Кинезитерапия больных со спинальной патологией: Учебное пособие для врачей, методистов и инструкторов лечебной физкультуры, врачей - физиотерапевтов | |||
- Новокузнецк, 2001, 55 с | |||
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 2001 |
|
RU2180826C1 |
СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ И ДЕФОРМАЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2002 |
|
RU2222307C2 |
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 2005 |
|
RU2289381C1 |
ЕПИФАНОВ В.А | |||
Лечебная физическая культура | |||
- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, с.439-450. |
Авторы
Даты
2009-02-27—Публикация
2007-10-31—Подача