СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА Российский патент 2015 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2567796C1

Изобретение относится к восстановительной медицине, адаптивной физической культуре, в частности к кинезотерапевтическим методикам лечения заболеваний детей с повреждением позвоночника и спинного мозга. Изобретение может быть использовано для формирования компенсаторных двигательных умений и естественных координационных действий у детей с нарушением и отсутствием движений, вследствие травматической болезни спинного мозга.

Игровой метод широко используют на занятиях лечебной гимнастикой при выполнении физических упражнений детьми, и является основным при обучении их двигательной активности, повышая интерес к новым движениям. Дети, перенесшие переломы позвоночника, осложненные повреждением не только целостности его структуры, но и спинного мозга, имеют, как следствие, изменения мышечного тонуса, парезы центрального генеза и в связи с этим выраженные отклонения в двигательной сфере, связанные с отсутствием самостоятельных движений в конечностях и навыков адекватного самообслуживания.

Известен способ нормализации мышечного тонуса и воспитания нормализованных двигательных навыков у больных детским церебральным параличом (Б. Бобат и К. Бобат, М. Вейсс, А. Зембатый // Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с. 114-131), согласно которому используют мяч для расслабления, подавления патологических рефлексов, прежде всего для освоения больным этапов физического развития: научить сидеть и при этом сохранять равновесие, стоять на коленях, улучшить опору на руки и т.д.

Вышеуказанный способ не может применяться в ранней реабилитации детей с позвоночно-спинномозговой травмой, потому что ребенок с детским церебральным параличом из-за тяжести повреждений головного мозга как внутриутробно, так и на ранних этапах онтогенеза, может передвигаться, но его движения носят не правильный стереотип, связанный с повышенным мышечным тонусом, неспособностью сохранять нормальную позу, наличием патологических рефлексов, хаотичными и неконтролируемыми произвольными движениями в конечностях, наличием контрактур, задержку в психической и физической сферах развития, в поведении, интеллекте и зрении, а также невозможностью приобрести навыки естественных локомоций.

Известен способ развития координационных способностей игровым методом у детей с детским церебральным параличом (Новик Е.Н., Зыбина О.Л., Калюжин В.Г. // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", г. Пермь, 2014 г.), согласно которому целенаправленная и систематическая работа по развитию у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом позволяет сформировать координацию движений пальцев, развить речевую деятельность, способствует формированию интеллектуальных способностей и некоторых навыков самообслуживания, оказывает активную помощь в подготовке ребенка к школе, а самое главное, сохранению психического и физического развития дошкольника.

Данный способ не может применяться в ранней реабилитации детей с позвоночно-спинномозговой травмой, потому что игровой метод применения специальных упражнений направлен на развитие интеллектуальных и психофизических способностей детей, у которых ведущим нарушением является повреждение структур головного мозга.

Известен метод развития координационных способностей у слабовидящих детей дошкольного возраста (Калюжин В.Г., Попова Г.В. // Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь, 2013 г.), согласно которому, по коррекционно-развивающей программе у слабовидящих детей вырабатывается компенсация нарушений зрительного восприятия, облегчается ориентировка в пространстве, формируется зрительный контроль. Способ актуален при восстановлении зрительного анализатора в психофизическом развитии ребенка, но в занятиях лечебной гимнастикой с детьми с позвоночно-спинномозговой травмой ограничивает возможности двигательной сферы, связанные с нарушением и своеобразием ограничения движений, снижением иннервации и чувствительности нижних конечностей, координационных способностей, связанных с нарушением схемы тела, формировании представлений и понятий естественных движений в конечностях, в особенностях эмоционально-волевой сферы.

Задачей изобретения является создание комплекса специальных упражнений, основанных на игровом методе восстановления двигательной активности и координации в занятиях физической культурой с детьми после позвоночно-спинномозговой травмы.

Техническим результатом, направленным на решение этой задачи, является раннее приобретение компенсаторно-заместительных двигательных навыков, необходимых в восстановлении рефлекторно-двигательного стереотипа, активизацию движений и предметную деятельность ребенка, через стимуляцию ориентировочной реакции, ловкости и тренировку координации, необходимые детям с позвоночно-спинномозговой травмой в восстановлении самостоятельности, активности и социальных навыках.

Указанный технический результат достигается тем, что для способа восстановления двигательной активности и координации у детей на ранней стадии реабилитации позвоночно-спинномозговой травмы разработан комплекс специальных упражнений, обучающих детей компенсаторно-заместительным движениям, способствующих навыкам перемещения, повышающим их самостоятельность, активность и ориентацию в пространстве с помощью игрового метода тренировки в лечебно-восстановительном процессе.

Способ включает последовательное обучение детей комплексу специальных упражнений, предметно-игровой и двигательной направленности, с помощью инструктора-методиста по ЛФК, что позволяет тренировать основные двигательные качества в сочетании с биомеханической и установочной реакциями при поддержании заданного исходного положения, активизации двигательного умения, межмышечной координации, повышая физический потенциал ребенка в измененном двигательном статусе.

Способ осуществляется путем проведения систематических занятий ЛФК, с применением комплекса 11 специальных упражнений, включающих игровой метод лечения (ИМЛ), соблюдая последовательность, качество выполнения, возраст, а также двигательный потенциал и физкультурный опыт ребенка.

Игровой метод лечения показан детям, перенесшим позвоночно-спинномозговую травму, находящихся в раннем, промежуточном, восстановительном и отдаленном периодах травматической болезни, а также на разных этапах реабилитации (стационарном, санаторном и поликлиническом).

Перед началом занятий, на которых используется игровой метод лечения, всем детям проводят функциональные пробы и педагогическое наблюдение: полуортостаз или ортостаз на вертикализаторе; контроль реакции организма на нагрузку путем измерения ЧСС и АД; субъективное наблюдение за самочувствием ребенка (отсутствие слабости, головокружения, страха, побледнения, потливости, изменения в поведении, плач и отказ от выполнения); оценивают устойчивость вертикальной позы. Перевод ребенка в вертикальное положение осуществляется равномерно, на основе контроля за деятельностью сердечно-сосудистой и вестибулярной систем. Все упражнения методики выполняют плавно, в среднем и медленном темпе с контролем траектории движения инструктором-методистом; с приложением адекватных усилий в момент пассивно-активного проявления движения и коррекцией ребенка в момент установочной реакции в активных точках, используется четкая короткая команда или инструкция. После фиксации движения в конечном положении в течение 5-7 с возврат туловища или конечностей в исходное положение следует совершать медленно, после чего контролируется его расслабление и словесное поощрение ребенка. Фиксация движения совершается строго при вовлечении взгляда ребенка на предмете или конечном положении конечности. Абсолютным противопоказанием для применения комплекса специальных упражнений игрового метода лечения является наличие у больного ребенка контрактур и деформаций суставов, врожденных и приобретенных заболеваний, деформаций позвоночника, повышенной температуры тела.

Противопоказанием является проявление не адекватной реакции у ребенка: чувство страха перемещений тела, резкий плач, вегетативные проявления со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Существенным является понимание того, что двигательные акты, являясь основной группой восстановительных процессов, где организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и активно воздействует на него, позволило выделить значимый компонент их последовательного построения, тем самым социализируя потребности двигательного и психофизического развития детей. Достижение результата, который связан с моделью потребного будущего, а именно, теми предпосылками, которые создаются в человеческом мозге для осуществления движений, активизации предметно-игровой деятельности у детей, приобретения двигательного опыта, навыка и ориентировочно-координационные реакции. В процессе созревания двигательной активности от рефлекторных движений до локомоторных форм направленного действия реализуется целеустремленность организма, в которой мобилизация центральных настроечных систем мозга служит для программирования двигательных стадий, а осознаваемые и вербализованные игровые действия выступают представителями его высокоразвитых форм активности.

Двигательная, познавательная и игровая деятельность у ребенка формируется специалистом по ЛФК, который руководствуется взаимодействием трех стадий обучения: направление взгляда (глазодвигательный компонент) - постуральная стабильность (поддержание исходного положения) - координация (межмышечная и пространственная). Через восприятие глаз, тело перемещается в пространстве с помощью установочных рефлексов, в дальнейшем через ориентацию тела в пространстве, ребенок совершает двигательные действия, а интерес к предметно-игровому действию у ребенка стимулирует познавательную деятельность. Таким образом, формируется и закрепляется умение осуществлять движения и тренируется навык самостоятельного двигательного опыта, т.е. двигательной активности. При каждодневных занятиях ЛФК, стимуляции к повторению движений, эти умения закрепляются, снижается действие патологических движений, увеличивается реакция на статическое удержание поз, т.е. постуральный контроль, выстраивается целенаправленное двигательное действие, повышается интерес к предметным действиям и улучшается координация. Средства для реализации упражнений стадиального подхода к восстановлению: кинезотерапевтическая кушетка, не полностью накаченный фитбол диаметром 75-90 см, валики диаметром 15-25 см, вертикализатор, предпочтительнее переднеопорный, поворотный стол-вертикализатор, мяч среднего размера; предметы стимулирующей направленности: мяч, гимнастическая палка, познавательные предметы игровой направленности, картинки.

Инструктор-методист по ЛФК формируют ребенку траекторию «правильного» (естественного) движения конечности в сторону предмета для вызова межфункциональной цепи: «глаза-рука-предмет-туловище» через внешние воздействия «рефлекс-локомоцию», затем отрабатывают взаимодействия групп мышц и внешние воздействия, преимущественно в диагональном направлении, меняя интенсивность внешних усилий инструктора-методиста, поясняя с помощью словесной инструкции, «путь» движения конечности к предмету или к месту ее фиксации (стабильного положения конечности), формируя кратковременную двигательную память, создавая функциональные цепи, образованные мышцами спины и живота, взаимодействие которых является необходимым для вертикального положения, навыка осанки у детей и осуществлении движений конечностями, каждодневное повторение специальных упражнений способствует повышению функциональной активности мышц туловища с своевременной адаптацией координационных возможностей, что положительно влияет на дальнейшее двигательное и физическое развитие, противостоит отклонениям в развитии костной системы у детей.

Комплекс специальных упражнений игрового метода лечения состоит из 11 последовательных упражнений.

Упражнение №1 «Напечем пирожки».

Цель: Обучение ребенка активному повороту на бок и формирование статического равновесия в конечном положении. Исходное положение: ребенок лежит на ровной поверхности, на спине; правая рука вдоль туловища, левая отведена на 90° и повернута ладонью вверх; голова находится по средней линии, лицом вверх на валике диаметром 15 см; ноги выпрямлены. 1 фаза упражнения: Ребенок наклоняет голову через сгибание (подбородок к груди), инструктор-методист подает предмет ребенку со стороны левой руки. Ребенок берет правой рукой предмет и совершает поворот головы и туловища налево, фиксируя взгляд на инструкторе-методисте. Произносится речевая инструкция и ребенок отдает предмет. Далее, инструктор-методист, помогает ребенку зафиксировать положение в конечной фазе движения: лежа на боку, правая рука согнута в локтевом и лучезапястном суставах, кисть в опоре. Данное положение ребенок удерживает до 5-10 с. 2 фаза упражнения: По команде инструктора-методиста ребенок берет правой рукой предмет и поворачивается на спину. Инструктор-методист контролирует траекторию движения, помогает фиксировать опору на левую руку и поворот головы направо через ее наклон вперед, ориентируя ребенка, куда донести предмет. Ребенок отдает предмет методисту и занимает исходное положение. Повторяют по 3-4 раза в каждую сторону.

Упражнение №2 «Собери желуди».

Цель: увеличение опорной функции верхнего плечевого пояса, активизация работы мышц верхних конечностей (гомолаттерально), формирование пространственной координации. Исходное положение: лежа на левом боку, левая рука отведена на 90° и повернута ладонью вверх, правая рука расположена вдоль туловища, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Перед ребенком ставят 2 тарелки, одна на уровне тазобедренного сустава, вторая чуть выше головы в зоне досягаемости правой руки. В одной из тарелок расположены небольшие предметы - желуди. По команде инструктора-методиста, ребенок перекладывает предметы из одной тарелки в другую, прослеживая взглядом за траекторией движения правой руки. Инструктор-методист контролирует траекторию движения, помогая фиксацией опоры на левую руку. Одна тарелка убирается, а вторая перемещается выше головы в плоскости туловища. По команде инструктора-методиста ребенок достает предмет из тарелки через подъем правой руки к голове в плоскости туловища и отдает его инструктору-методисту. Траектория движения сопровождается взглядом пациента и поворотом головы направо через ее наклон вперед - в сторону. Количество предметов в тарелке не менее 10 штук, упражнение повторяется 3-4 раза на каждом боку.

Упражнение №3 «Спрячь в мешок».

Цель: тренировка опорной функции верхнего плечевого пояса, активизация работы мышц верхних конечностей. Обучение ребенка переносу центра тяжести тела на правую/левую сторону туловища, относительно средней линии.

Исходное положение: лежа на животе, опора на согнутые в локтях руки, предплечья параллельно друг другу, ладони вниз, взгляд вперед. Перед ребенком ставится тарелка с небольшими предметами. По команде инструктора-методиста, ребенок переносит вес тела на левую сторону и предплечье, выпрямляет правую руку и берет предмет, с фиксацией взгляда на нем. Опускает руку вниз через сгибание в локтевом суставе, приведение и внутреннюю ротацию в плечевом суставе, разгибание в локтевом суставе. Опускает предмет на уровне тазобедренного сустава в мешок. Движение сопровождает фиксацией взгляда на предмете (поворотом головы и фиксацией взгляда на предмете). Инструктор-методист следит за тем, чтобы плечевые суставы находились на одном уровне, лопатки приведены, траектория движения не вызывала дисбаланса при поддержании исходного положения. По команде инструктора-методиста ребенок поворачивает голову направо, выбирает предмет из мешка, переносит вес тела на левую сторону и предплечье, затем забирает выбранный предмет через последовательное отведение, сгибание и наружную ротацию в плечевом и разгибание в локтевом суставах. Затем поворачивает голову налево, фиксирует взгляд на тарелке, выкладывает предмет. Количество предметов в тарелке не менее 10, упражнение повторяется 3-4 раза на каждой рукой.

Упражнение №4 «Волчок».

Цель: тренировка поворота с живота на спину и со спины на живот. Воспитание силовой выносливости мышц туловища и координаторно-ориентировочной реакции (пространственная ориентация). Исходное положение: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах в опоре на предплечьях, ладонями вниз (плечевой и локтевой суставы в одной плоскости); перед ребенком (на расстоянии вытянутой руки) ставится тарелка с небольшими предметами. По команде инструктора-методиста по ЛФК ребенок переносит вес на левое предплечье, выпрямляет правую руку, берет предмет из тарелки, взгляд зафиксирован на предмете. Затем ребенок приводит правую руку к туловищу, пересекая срединную линию, поворачивает голову налево, прослеживая траекторию движения руки, совершает поворот на правый бок. Правая рука разгибается в локтевом суставе с опорой на ладонь. Ребенок выполняет поворот на спину. Инструктор-методист контролирует траекторию движения поворота на спину, помогая фиксацией опоры на левую руку и поворот головы налево через ее наклон вперед и поворот, ориентируя ребенка, куда донести предмет. Ребенок отдает предмет инструктору-методисту и занимает положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Ребенок наклоняет голову вперед (подбородок к груди), инструктор-методист подает предмет ребенку со стороны правой руки. Ребенок берет правой рукой предмет и совершает поворот головы и туловища налево, фиксируя взгляд на предмете. Далее инструктор-методист помогает перенести опору на левое предплечье через сгибание руки в локтевом суставе; ребенок поворачивается на живот, правая рука разогнута в плечевом суставе; предмет плавно кладется в тарелку. Ребенок принимает исходное положение. Повторяют 3-4 раза в каждую сторону.

Упражнение №5 «Угадай картинку».

Цель: стимуляция мышц плечевого пояса; активизация эмоционального восприятия ребенка. Исходное положение: ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища. Инструктор-методист показывает ребенку картинку с изображением эмоции (улыбка, удивление, обида и т.п.). Ребенок изображает движением мышц плечевого пояса увиденную эмоцию: а) удивление - плечи вверх; б) улыбка, радость - сведение лопаток (плечи назад); в) обида, угроза - разведение лопаток (плечи вперед); г) сильная эмоция - движение в максимальной амплитуде. Дозировка: по 3-4 эмоциональных движения.

Упражнение №6 «Посмотри на колено».

Цель: тренировка мышц-сгибателей туловища и формирование (восстановление) межмышечной координации. Исходное положение: ребенок лежит на животе, руки согнуты в локтевых суставах в опоре на предплечья, ладони вниз (плечевой и локтевой суставы в одной плоскости), голова на срединной линии, взгляд вперед. На уровне тазобедренного сустава инструктор-методист кладет мяч. По команде инструктора-методиста, ребенок поворачивает голову направо, одновременно ротируя таз кзади (поворот вокруг вертикальной оси назад), подтягивает правое колено, сгибая ногу в тазобедренном и коленном суставе (в «лягушку»), и касается коленом мяча. Ребенок возвращается в опорное исходное положение. Инструктор-методист следит за положением плечевого пояса и достаточной ротацией таза кзади во время выполнения траектории движения ногой, страхует ребенка в устойчивом положении. Повторяют 4-6 раза с каждой стороны.

Упражнение №7 «Паровоз».

Цель: увеличение опорной функции в коленно-кистевом положении и тренировка статического равновесия. Исходное положение: ребенок стоит в коленно-кистевом положении (четырехопорная стойка). Ноги параллельно, тазобедренный сустав находится над коленными (сохраняя вертикальную плоскость), угол сгибания в коленных суставах 90°, голеностопные суставы в положении подошвенного сгибания и прижаты к опоре. Руки параллельно, плечевой сустав находится над локтевым, угол сгибания в локтевых суставах 90°, предплечья прижаты к опоре, ладони вниз (пальцы сжаты в кулаки). По команде инструктора-методиста ребенок переносит вес туловища на левое предплечье, приподнимает правое плечо и, разгибая правую руку в плечевом суставе, приставляет локоть к правому коленному суставу. Затем ребенок переносит вес на правый локоть и повторяет левой рукой тоже движение, что и правой рукой. После этого инструктор-методист дает словесную команду и ребенок возвращается в исходное положение, попеременно переставляя руки начиная с правой, по 7-10 «шагов» каждой рукой.

Упражнение №8 «Пружинка - (сесть-встать)».

Цель: тренировка мышц туловища и вертикального положения, стимуляция элементов цикла шага (фаза опоры и удержание таза в правильном положении в сагиттальной плоскости), стабилизация мышц таза. Исходное положение: ребенок стоит на коленях, колени на шире плеч, сзади под ягодицами располагается фитбол. Руки параллельно перед собой, в опоре на предплечья (на кушетке или на кровати). По команде инструктора-методиста ребенок разгибает ноги в тазобедренном суставе и встает на колени, тазобедренный сустав в одной плоскости (вертикальной) с коленным суставом. Удержать стабильное положение до 10 счетов, затем медленно сесть на фитбол, проводят 10 подъемов.

Упражнение №9 «Не упади - победи!».

Цель: тренировка удержания веса тела и обратного действия опоры; воспитание координированных движений туловища и конечностей. Исходное положение: ребенок стоит на коленях, колени на ширине плеч, тазобедренный сустав находится в вертикальной плоскости с коленным, стопы в положении подошвенного сгибания в голеностопном суставе, голени прижаты к полу. Руки параллельно перед собой, в опоре на предплечья, кисти ладонями вниз (с опорой на кушетку или кровать). По команде инструктора-методиста ребенок переносит вес на правую руку и выпрямляет левую руку вперед, в стороны, вверх. Удерживает это положение в течение 5-7 счетов и возвращается в исходное положение. При неполном выпадении двигательной функции нижних конечностей по словесной инструкции и страховке инструктора-методиста ребенок выпрямляет обе руки вперед, в стороны, вверх. Затем ребенок удерживает выбранное методистом положение в течение 3-4 счетов и возвращается в исходное положение. Возможные варианты положения рук: одну руку вперед, другую вверх; одну руку в сторону, другую вверх; одну руку вперед другую в сторону; две руки вверх и хлопок над головой; одна рука в сторону, другая к уху и т.д. Повторяют 3-4 раза.

Упражнение №10 «Возьми-отдай».

Цель: применение сложных движений в разных плоскостях при обучении детей диагональной траектории движения; повышение эмоционального настроения ребенка; тренировка сенсомоторной координации. Исходное положение: ребенок зафиксирован в вертикализаторе с задней опорой (заднеопорное вертикальное положение), угол наклона которого 50-65°. Инструктор-методист располагается за спиной у ребенка с мячом средних размеров в руках. По команде "Возьми мяч" он предлагает его с разных сторон справа или слева от ребенка и на разной высоте. Ребенок поворачивает туловище, фиксирует взгляд на мяче и забирает мяч из рук инструктора-методиста. По команде "Дай мяч", ребенок выбирает сторону для передачи мяча инструктору-методисту и отдает его. Варианты замены мяча: конфеты, хлопки по ладони инструктора-методиста, свисток, музыкальная игрушка и др., по 8-10 раз в каждую сторону, чередуя их.

Упражнение №11 «Регулировщик».

Цель: развитие координаторной способности и пространственной ориентации в заданном исходном положении; активизация внимания.

Исходное положение: ребенок зафиксирован в вертикализаторе с передней опорой (переднеопорное вертикальное положение). По команде инструктора-методиста ребенок отводит правую руку в сторону ладонью вверх, левую руку вверх, ладонь вперед и удерживает это положение до 5 счетов; затем ребенок зеркально меняет положение рук. Ребенок отводит правую руку в сторону ладонью вверх и поворачивает голову в правую сторону, фиксируя взгляд на ладони; другую руку поднимает вверх, ладонью вперед. По команде методиста ребенок зеркально меняет положение правой и левой руки и поворачивая голову фиксирует взгляд на большом пальце другой руки. Затем ребенок отводит правую руку в сторону ладонью вверх, левую руку вперед, ладонь в срединном положении. По команде инструктора-методиста зеркально меняет положение рук: левая в сторону, правая вперед, по 3-4 раза в каждую сторону.

Заявленный способ, включающий последовательное выполнение одиннадцати специальных упражнений, позволяет скомпенсировать ребенка с позвоночно-спинномозговой травмой, имеющего отсутствие движений в конечностях в самостоятельной двигательной активности, активизировать координационные навыки, необходимые в перемещении человеку и социально его адаптировать в самообслуживании.

Изобретение является новым, так как оно неизвестно в области восстановительной медицины, теории и методике физического воспитания, лечебной физической культуре (ЛФК) в системе физической реабилитации лиц с нарушением здоровья (адаптивной физической культуре) для лечения, с двигательными нарушениями, вследствие позвоночно-спинномозговой травмы, и связанных с этой травматической болезнью последствий.

Новизна предлагаемого способа заключается в том, что при его создании исходили из постнатальной онтогенетической последовательности формирования функциональной системы движения на базе двигательных рефлексов по строгому этапному порядку, начиная с безусловной рефлекторной деятельности, кончая сложными поведенческими реакциями самого сложного уровня. Формирование любого движения в организме должно происходить соответственно структуре функциональной системы движения.

Существенным отличием заявляемого способа является понимание того, что двигательные акты, являясь основной группой процесса при построении координированных движений, где организм не просто взаимодействует с окружающим миром, но и активно воздействует на него, позволило выделить значимый компонент их построения - достижение результата, который проявляется в восстановлении: умении у ребенка взаимопротивоположных движений пояса верхних конечностей и таза; повышении функциональной активности и приобретении двигательного навыка, необходимого в повседневной жизни.

Адаптационные движения ребенка управляются руками инструктора-методиста, который руководствуется функциональными связями при лечении нервно-мышечных расстройств и взаимодействием трех уровней тела: голова - глаза, плечевой пояс - верхние конечности, таз - нижние конечности. Перемещение в пространстве каждой из установочной части тела позволяет вызывать желаемые установочные рефлексы и осуществлять необходимые движения. При каждодневных занятиях и стимуляции к повторению эти рефлексы закрепляются, вызываются линейные мышечные сокращения (по Бранкоу), которые являются результатом взаимодействия групп мышц, волокна которых преимущественно проходят диагонально и выстраивается целенаправленное двигательное действие.

Клинический пример осуществления способа.

Больная П. Ксения, 7 лет 11 мес. Диагноз: Повреждение спинного мозга (отек ткани спинного мозга на уровне С2-7 тел позвонков). Острое нарушение кровообращения в передней спинальной артерии по ишемическому типу (SCIWORA): вялый тетрапераз. Нарушение функции тазовых органов по типу задержки. На занятиях ЛФК отмечалось нарастание слабости в конечностях. В верхних конечностях: сгибание в локтевом суставе (С5) - отсутствует, разгибание в запястьях (С6) - отсутствует, разгибание в локтевом суставе (С7) - отсутствует, сгибание в пальцах (С8) - отсутствует, абдукция 5 пальца (Th1) - отсутствует. В нижних конечностях: слева отмечается незначительное движение - тыльное сгибание стопы (L4), разгибание большого пальца (L5), подошвенное сгибание стопы (S1) - снижено до 2 баллов по шкале Ловетта, в остальных основных мышечных группах движения отсутствуют. Гипостезия поверхностной чувствительности с уровня (С4). На 2-е сутки после поступления ребенка в стационар, в неврологическом статусе отмечается плегия с уровня (С5), и сохранность проприочувствительности. С 3-х суток пациент переведен из отделения реанимации в нейрохирургическое, где проводились плановые реабилитационные процедуры, включающие медикаментозную терапию (нейротропная и сосудистая терапия), каждодневные занятия ЛФК (по дробной методике: индивидуальные занятия, включающие 11 специальных упражнений игрового метода лечения и тренировку на механотренажерах Moto-med и Reha-stim - 3 курса по 10 занятий), массаж (2 курса по 10 сеансов), физиотерапию и сеансы ГБО (10 процедур). При применении занятий лечебной гимнастики использовался принцип постепенного обучения ребенка специальным упражнением ИМЛ с последовательным их освоением и обучение пользоваться креслом-коляской. Задача 1 курса состояла в стимуляции и стабилизации мышц туловища, восприятии опорной функции в исходном положении лежа на спине, животе; формировании стабильной сенсомоторной активности у ребенка и обучение ее компенсаторно-заместительным движениям при осуществлении поворота на спину, живот. Задача 2 курса состояла в укреплении мышц туловища и формировании опорной функции нижних конечностей (обучение вертикальному положению стоя на коленях и стоя с применением вертикализатора), повышении общей двигательной активности ребенка; тренировке ловкости и статического равновесия в заданных исходных положениях (стоя на четвереньках, коленях и стоя с применением поддерживающего технического средства реабилитации: переднее/заднеопорного вертикализатора). Задачей 3 курса было формирование у ребенка локомоторного паттерна при тренировке навыков ходьбы, обучению ходьбы с заднеопорными ходунками. За реабилитационный курс отмечена положительная динамика в неврологическом и двигательном статусе ребенка: зафиксировано восстановление движений нижними конечностями (тыльное сгибание стопы (L4) - 4 балла, разгибание большого пальца (L5) - 4 балла, подошвенное сгибание стопы (S1) - 4 балла, сгибание бедра (L2) - 4 балла, разгибание колена (L3) - 4 балла и двигательной деятельности ребенка в домашних условиях и при самообслуживании. Девочка стала выполнять осознанные самостоятельные движения в нижних конечностях (сгибание/разгибание ноги в тазобедренном и коленном суставах), самостоятельно одеваться, передвигаться по квартире и пользоваться без помощи взрослых предметами домашнего обихода. У ребенка улучшилась опорная функция нижних конечностей, появилась опора на стопы; зафиксировано увеличение силы мышц нижних конечностей (правая: сгибание 3 балла, разгибание 3 балла, левая нижняя конечность 4 балла). Самостоятельное вертикальное положение с "замыканием" коленного и тазобедренного суставов и замедленная (компенсаторная) ходьба с помощью технического средства реабилитации - заднеопорных ходунков.

Наиболее эффективно это изобретение может быть использовано в нейрохирургических стационарах и в реабилитационных центрах, теории и методике физического воспитания, лечебной физической культуре в системе адаптивной физической культуры, в частности в лечении детей с повреждением позвоночника и спинного мозга, для восстановления физической сферы, двигательной активности и социально-бытового ориентирования при овладении навыками самообслуживания.

Заявленный способ восстановления двигательной активности не претендует на быстрое решение проблем, связанных с нарушением движений у детей с травмой позвоночника и спинного мозга, вместе с тем, предлагается автором в качестве ведущего способа активной функциональной терапии на основе создания принципиальной взаимосвязи средств лечебной физической культуры в медицинской реабилитации, физической реабилитации и физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе компенсации и восстановления двигательных возможностей организма.

Похожие патенты RU2567796C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 2009
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
RU2428161C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЫШЕЧНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 2019
  • Пыхтина Наталья Николаевна
  • Савельева Виктория Александровна
RU2723224C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2011
  • Пленников Вячеслав Михайлович
RU2482827C2
СПОСОБ НОРМАЛИЗАЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА У ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА 2005
  • Кожевникова Валентина Титовна
  • Сологубов Евгений Григорьевич
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Смирнов Иван Евгеньевич
RU2289381C1
СПОСОБ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОМПРЕССИОННЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА 2011
  • Кузьминова Татьяна Александровна
  • Чернышев Михаил Александрович
  • Валиуллина Светлана Альбертовна
  • Мачалов Владислав Алексеевич
  • Лукьянов Валерий Иванович
RU2464962C1
Способ нормализации мышечного тонуса у детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения ЦНС 2021
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
RU2774832C1
СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ КАНИС- И ИППОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2020
  • Ковалева Светлана Анатольевна
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Коновалова Анна Владимировна
RU2771878C2
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИМИ И ТРАВМАТИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 2010
  • Кривоногова Татьяна Сергеевна
  • Соловьева Саргылана Афанасьевна
  • Уварова Марианна Анатольевна
  • Алифирова Валентина Михайловна
RU2433811C1
Способ активной вертикализации у детей с иммобилизационным синдромом в отделении реанимации 2020
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Фисенко Андрей Петрович
  • Игнатов Дмитрий Андреевич
  • Ожго Виктор Васильевич
RU2726467C1
Способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС 2016
  • Лупандина-Болотова Галина Сергеевна
  • Поляков Сергей Дмитриевич
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Клочкова Ольга Андреевна
  • Мамедъяров Аяз Магерамович
RU2615869C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 567 796 C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ В РАННЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЗВОНОЧНО-СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА

Изобретение относится к восстановительной медицине, адаптивной физической культуре, в частности к кинезотерапевтическим методикам лечения заболеваний детей с повреждением позвоночника и спинного мозга. Изобретение может быть использовано для формирования компенсаторных двигательных умений и естественных координационных действий у детей с нарушением и отсутствием движений вследствие травматической болезни спинного мозга. Проводят систематические занятия ЛФК с применением комплекса 11 упражнений, включающих игровой метод лечения, соблюдая последовательность, согласно формуле изобретения. Упражнения включают скоординированные движения руками, плечами, туловищем, головой, в частности, с перекладыванием предметов, передачей мяча, с перенесением веса тела с одной стороны на другую, с использованием вертикализатора с передней и задней опорой, сохранением стабильного положения тела. Адаптационными движениями ребенка управляет инструктор-методист, который руководствуется функциональными связями при лечении нервно-мышечных расстройств и взаимодействием трех уровней тела: голова - глаза, плечевой пояс - верхние конечности, таз - нижние конечности. Перемещение в пространстве каждой части тела позволяет вызывать желаемые установочные рефлексы и осуществлять необходимые движения. При каждодневных занятиях и стимуляции к повторению эти рефлексы закрепляются, вызывая линейные мышечные сокращения как результат взаимодействия групп мышц, волокна которых преимущественно проходят диагонально, выстраивая целенаправленное двигательное действие. Способ обеспечивает раннее приобретение компенсаторно-заместительных двигательных навыков, необходимых в восстановлении рефлекторно-двигательного стереотипа, активизацию движений и предметной деятельности ребенка через стимуляцию ориентировочной реакции, ловкости и тренировку координации, восстановление самостоятельности, активности, социальных навыков. 25 ил., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 567 796 C1

Способ восстановления двигательной активности и координации у детей на раннем этапе реабилитации позвоночно-спинномозговой травмы с применением игрового метода, заключающийся в проведении комплекса 11 упражнений,
где для первого упражнения исходное положение (ИП) - лежа на ровной поверхности, на спине, правая рука вдоль туловища, левая отведена на 90° и повернута ладонью вверх, голова находится по средней линии, лицом вверх, ноги выпрямлены;
выполнение упражнения разделено на две фазы:
в первой фазе ребенок наклоняет подбородок к груди, инструктор-методист подает предмет со стороны левой руки, ребенок берет правой рукой предмет и совершает поворот головы и туловища налево, фиксируя взгляд на инструкторе-методисте, после речевой инструкции ребенок отдает предмет, далее инструктор-методист помогает ребенку зафиксировать положение в конечной фазе движения: лежа на боку, правая рука согнута в локтевом и лучезапястном суставах, кисть в опоре с удержанием этого положения до 5-10 с;
во второй фазе по команде, ребенок берет правой рукой предмет и поворачивается на спину, инструктор-методист контролирует траекторию движения, помогает фиксировать опору на левую руку и поворот головы направо через ее наклон вперед, ориентируя ребенка, куда донести предмет, ребенок отдает предмет и занимает исходное положение, повторяют по 3-4 раза в каждую сторону;
для второго упражнения ИП - лежа на левом боку, левая рука отведена на 90° и повернута ладонью вверх, правая рука расположена вдоль туловища, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, перед ребенком ставят 2 тарелки на разных уровнях, в одной из тарелок расположены небольшие предметы - желуди,
по команде ребенок перекладывает предметы из одной тарелки в другую, прослеживая взглядом за траекторией движения правой руки, инструктор-методист контролирует траекторию движения, помогая фиксацией опоры ребенка на левую руку,
далее одну тарелку убирают, а вторую перемещают выше головы в плоскости туловища, и по команде ребенок достает предмет из тарелки через подъем правой руки к голове в плоскости туловища и отдает предмет инструктору-методисту,
пациент сопровождает траекторию движения взглядом и поворотом головы направо через ее наклон вперед - в сторону, количество предметов в тарелке не менее 10 штук, упражнение повторяется 3-4 раза на каждом боку;
для третьего упражнения ИП - лежа на животе, опора на предплечья, ладонями вниз, взгляд вперед, перед ребенком ставят тарелку с небольшими предметами, и по команде он переносит вес тела на левую сторону и предплечье, выпрямляет правую руку, берет предмет с фиксацией взгляда на нем, опускает руку вниз через сгибание в локтевом суставе, приведение и внутреннюю ротацию в плечевом суставе, разгибание в локтевом суставе и перекладывает предмет в мешок, ребенок сопровождает движение фиксацией взгляда на предмете,
далее по команде инструктора-методиста ребенок поворачивает голову направо, выбирает предмет из мешка, переносит вес тела на левую сторону и предплечье, забирает выбранный предмет через последовательное отведение, сгибание и наружную ротацию в плечевом и разгибание в локтевом суставах, затем поворачивает голову налево, фиксирует взгляд на тарелке, выкладывает предмет, количество предметов в тарелке не менее 10, упражнение повторяется 3-4 раза каждой рукой;
для четвертого упражнения ИП - лежа на животе, руки в опоре на предплечьях, ладонями вниз, перед ребенком на расстоянии вытянутой руки ставится тарелка с небольшими предметами, по команде инструктора-методиста, ребенок переносит вес на левое предплечье, выпрямляет правую руку, берет предмет из тарелки, взгляд фиксирует на предмете, затем приводит правую руку к туловищу, пересекая срединную линию, поворачивает голову налево, прослеживая траекторию движения руки, совершает поворот на правый бок, правая рука разгибается в локтевом суставе с опорой на ладонь, выполняет поворот на спину,
инструктор-методист контролирует траекторию движения поворота на спину, помогая фиксацией опоры на левую руку, и поворот головы налево через ее наклон вперед и поворот, ориентируя ребенка, куда донести предмет, ребенок отдает предмет и занимает положение лежа на спине, руки вдоль туловища, затем наклоняет голову вперед, подбородок к груди,
далее инструктор-методист подает предмет ребенку со стороны правой руки, и ребенок берет правой рукой предмет и совершает поворот головы и туловища налево, фиксируя взгляд на предмете, ребенок поворачивается на живот, правая рука разогнута в плечевом суставе; предмет плавно кладется в тарелку, ребенок принимает исходное положение, повторяют 3-4 раза в каждую сторону;
для пятого упражнения ИП - ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища, инструктор-методист показывает ребенку картинку с изображением эмоции (улыбка, радость, удивление, обида, угроза), ребенок изображает движением мышц плечевого пояса увиденную эмоцию движением плечами: а) удивление - плечи вверх; б) улыбка, радость - сведение лопаток, плечи назад; в) обида, угроза - разведение лопаток, плечи вперед, г) сильная эмоция - движение плечами выполняется в максимальной амплитуде, повторяют по 3-4 раза;
для шестого упражнения ИП - ребенок лежит на животе, руки согнуты в опоре на предплечья, ладони вниз, голова на срединной линии, взгляд вперед, на уровне тазобедренного сустава находится мяч, и по команде ребенок поворачивает голову направо, одновременно ротируя таз кзади, совершает поворот вокруг вертикальной оси назад, подтягивает правое колено, сгибая ногу в тазобедренном и коленном суставе, и касается коленом мяча, возвращается в опорное положение, по 4-6 раз с каждой стороны;
для седьмого упражнения ИП - ребенок стоит в коленно-кистевом положении, руки прижаты к опоре, ладони вниз, пальцы сжаты в кулаки, по команде инструктора-методиста ребенок переносит вес туловища на левое предплечье, приподнимает правое плечо и, разгибая правую руку в плечевом суставе, приставляет локоть к правому коленному суставу, затем переносит вес на правый локоть и повторяет левой рукой то же движение, что и правой рукой, после этого инструктор-методист дает словесную команду, и ребенок возвращается в ИП, попеременно переставляя руки, начиная с правой, по 7-10 «шагов» каждой рукой;
для восьмого упражнения ИП - ребенок стоит на коленях и предплечьях, колени на ширине плеч, сзади под ягодицами располагается фитбол, по команде ребенок разгибает ноги в тазобедренном суставе и встает на колени так, чтобы тазобедренные суставы были в одной вертикальной плоскости с коленными суставами, удерживает стабильное положение до 10 счетов, затем медленно садится на фитбол, проводят 10 подъемов;
для девятого упражнения ИП - ребенок стоит на коленях, руки в опоре на предплечья, кисти ладонями вниз, по команде инструктора-методиста ребенок переносит вес на правую руку и выпрямляет левую руку вперед, в левую сторону, вверх, удерживает это положение в течение 5-7 счетов и возвращается в ИП, затем ребенок переносит вес тела на левую руку и выпрямляет правую руку вперед, в правую сторону, вверх, удерживает это положение в течение 5-7 счетов и возвращается в ИП, повторяя по 3-4 в каждую сторону;
для десятого упражнения ИП - ребенок зафиксирован в вертикализаторе с задней опорой, угол наклона которого 50-65°, инструктор-методист располагается за спиной у ребенка с мячом средних размеров в руках, по команде "Возьми мяч" он предлагает его справа и слева от ребенка, на разной высоте, ребенок поворачивает туловище, фиксирует взгляд на мяче, забирает мяч, далее по команде "Дай мяч", ребенок выбирает сторону для передачи мяча и отдает его инструктору-методисту, повторяя по 8-10 раз в каждую сторону;
для одиннадцатого упражнения ИП - ребенок зафиксирован в вертикализаторе с передней опорой, по команде инструктора-методиста, ребенок отводит правую руку в сторону ладонью вверх, левую руку вверх, ладонь вперед и удерживает это положение до 5 счетов, затем ребенок зеркально меняет положение рук: левую руку в сторону ладонью вверх, правую руку вверх, ладонью вперед; затем ребенок отводит правую руку в сторону ладонью вверх и поворачивает голову в правую сторону, фиксируя взгляд на большом пальце правой руки; другую руку поднимает вверх, ладонью вперед; далее по команде инструктора-методиста, ребенок меняет положение рук и, поворачивая голову, фиксирует взгляд на большом пальце другой руки; затем ребенок отводит правую руку в сторону, ладонью вверх, левую руку вперед, ладонь в срединном положении, по команде инструктора-методиста, ребенок зеркально меняет положение рук: левая в сторону, правая вперед, по 3-4 раза в каждую сторону.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2567796C1

КУЗЬМИНОВА Т.А
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОМПРЕССИОННЫХ ПЕРЕЛОМОВ ПОЗВОНКОВ У ДЕТЕЙ 2012
  • Скрябин Евгений Геннадьевич
  • Смирных Антон Геннадьевич
  • Козлов Андрей Леонидович
RU2525198C1
US 2014163640 A1, 12.06.2014
КУЗЬМИНОВА Т.А
и др
Программа физической реабилитации

RU 2 567 796 C1

Авторы

Кузьминова Татьяна Александровна

Даты

2015-11-10Публикация

2014-11-05Подача