Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для подготовки операторов, и может быть использовано для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации (текстовой, символьной, образной и т.п.).
Известен способ управления формированием подсветки учебных текстов, реализованный в устройстве [1] и основанный на последовательном предъявлении фрагментов матрицы текста. Данный способ за счет оперативного изменения объема учебных текстов обеспечивает повышенный дидактический эффект.
Однако эффективность данного способа ограничена невозможностью развития навыков сверхбыстрого восприятия информации, что препятствует получению технического результата.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения [2] заключающийся в общем с изобретением поочередном формировании светового сигнала на уровне нормального восприятия человеком образной и символьной информации, а также в присущем лишь прототипу формировании светового сигнала через 150.200 мс.
Этот способ развивает скорость восприятия информации (символов) оператором, однако его эффективность в практике обучения ограничена неосознанным запоминанием тестовых тренировочных пар.
Сущность изобретения основана на повышении эффективности способа за счет развития навыков сверхбыстрого восприятия любой информации, в том числе профессионально ориентированной, использованием наряду с принудительным запоминанием информации, также и осознанного запоминания тестовых тренировочных пар, что и является техническим результатом использования данного способа.
Существенными признаками, характеризующими изобретение и достаточными во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, являются известное в прототипе поочередное формирование светового сигнала на уровне нормального восприятия человеком образной и символьной информации, а также отличительные от прототипа подсвечивание в течение 0,5.2 с фрагмента образа, затем после паузы в 2.5 с подсвечивание в течение 0,5.2 с соответствующего образу фрагмента символа, затем после паузы в 1.2 с подсвечивание вновь в течение 2.5 с фрагмента соответствующего символу образа и после этого одновременное подсвечивание всех фрагментов матрицы таблицы Андреева.
Признаки, характеризующие изобретение в частных случаях, конкретных формах выполнения и при особых условиях его использования, в данном способе не рассматриваются.
П р и м е р 1. На макете устройства по данному способу исследовали возможности роста скорости восприятия информации оператором, предварительно тренируя его по известному способу, а затем поочередно подсвечивая в различных смысловых вариантах соответствующую символьную и образную информацию, задавая временные параметры в описанных выше диапазонах, предъявляя тесты 25 испытуемым, воспринимавшим до 15 тысяч символов в минуту с запоминаемостью смысловой информации не менее 90%
П р и м е р 2. На макете заявляемого устройства аналогично примеру 1 на группе из 25 операторов проводили эксперимент, поочередно предъявляя аналогичную символьную и образную информацию. Развитие скорости восприятия смысловой информации достигало до 16 тысяч знаков в минуту при запоминаемости смысла информации не менее 90%
Сущность данного способа основана на использовании кроме рефлекса сосредоточения для обеспечения феномена сверхбыстрого чтения также и времени переключения (переходного процесса) в сенсомоторном аппарате зрительного анализатора человека, составляющего средне статистически 0,2 с. Именно в это время, что экспериментально подтверждено, оптимально переключается рефлекс сосредоточения с одного вида информации (образной) на другой (символьный). Иначе говоря за время порядка 200 мс в оперативной памяти человека (в его головном мозгу) не успевает стираться зрительный образ информации, а на него накладывается символьная информация идентичного смысла. Так как они геометрически изоморфны (сетка матрица), то обработка смысловой части информации ведется минимизированным путем, т.е. одномоментно (суксиктивно). За счет этого и достигается технический результат изобретения. Эксперименты показывают, что иконическая память (память эталонных шаблонов, новых стереотипов), а она является частью оперативной памяти, именно и работает так.
На чертеже изображена структура устройства для управления формированием подсветки учебных текстов по таблицам Андреева, содержащего переключатель 1 режимов работы, состоящий из формирователей 2 и 3 режима работы ПЗУ и счетчика соответственно включающих переключателей 4.8, информационное табло 9, блок 10 индикации, распределитель 11 импульсов, формирователи импульсов пуска-останова 12 и возврата 13, счетчик 14, блоки 15, 16 элементов И, блок 17 элементов ИЛИ, блок 18 набора символов и таймер 19. Переключатель 1 дополнительно содержит переключатель 20 пуска и переключатель 21 "Попарно-последовательно".
Фрагменты матрицы текста формируются подсветкой соответствующих пар символ образ в табло 9 посредством, например, транспарантов с изображением символа или образа, размещенных в различных местах матричного поля индикации в черно-белом или цветовом и объемном изображении.
Устройство в статике характеризуется лишь совокупностью взаимосвязей между узлами и блоками устройства.
Сущность работы данного устройства основана на подсветке учебных текстов по таблицам Андреева для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации последовательным предъявлением фрагментов матрицы текста, причем вначале подсвечивают фрагмент образа на 0,5.2 с, через 2.5 с подсвечивают соответствующий фрагмент символа на 2.5 с, через 2.5 с подсвечивают фрагмент символа на 0,5.2 с, а через 1.2 с подсвечивают фрагмент соответствующего образа на 2.5 с, после чего подсвечивают все фрагменты таблицы Андреева и по результатам распознавания оператором соответствующей пары символ образ судят о быстродействии восприятия информации оператором.
Устройство работает следующим образом.
После включения питания обучаемый нажимает кнопку переключателя 4 "Исходное", обнуляя элементы памяти распределителя 11, формирователя 12, блока 10 и счетчика 14, а также устанавливает переключатель 21 в положение "Последовательно". Далее обучаемый установкой переключателей 5 и 6 "Режим" выбирает количество предъявляемых одновременно строк подачей высокого потенциала на адресные входы ПЗУ распределителя 11 (что соответствует логической "1").
В исходном состоянии на входы адреса ПЗУ подаются низкие потенциалы, что соответствует логическому "0" (счетчик адреса обнулен), на всех выходах ПЗУ также "0" и все ключи табло 9 закрыты, а все его источники света обесточены и не светятся. Затем обучаемый нажимает на кнопку переключателя 8 "+", поочередно подсвечивает группы строчек, сообразуясь со своей скоростью чтения и усвоения текста. При каждом нажатии на кнопку переключателя 8 "+" содержание счетчика адреса увеличивается на единицу, и в соответствии с картой программирования на выходах ПЗУ распределителя 11 появляются высокие потенциалы, через коммутатор табло 9 включаются соответствующие источники света. Так, при первом нажатии на кнопку счетчик устанавливается в состояние 0001, и если ранее выбран режим 00 (переключатели 5 и 6 разомкнуты), то высокий потенциал формируется на первом и втором выходах ПЗУ, следовательно, подсвеченными оказываются первая и вторая строки текста. По мере прочтения и усвоения первой группы строчек испытуемый нажимает на кнопку переключателя 8 "+", тем самым подсвечивая очередную пару строчек и т.д.
Одновременно с первым нажатием на кнопку переключателя 8 "+" высокий потенциал поступает на триггер формирователя 12 и устанавливает его в единичное состояние. Высокий уровень с выхода триггера поступает на управляющий вход индикатора времени блока 10 и запускает его. После выполнения программы подсветки строчек в очередном такте на выходе ПЗУ распределителя 11 появляется высокий потенциал, который обнуляет его триггер и останавливает счет индикатора времени, при этом табло блока 10 высвечивает общее время прочтения и усвоения текста.
Если в процессе прочтения текста у обучаемого возникнет необходимость вернуться к предыдущим абзацам, он нажимает необходимое число раз на кнопку переключателя 7 "-". При этом подсвечиваются предыдущие строчки текста на табло 9.
Одновременно с первым нажатием на кнопку "-" триггер формирователя 13 устанавливается в единичное состояние, а по завершении возврата с первым нажатием на кнопку переключателя 8 в нулевое. Таким образом, на выходе формирователя 13 с каждым возвратом формируется импульс. Счетчик 14 с каждым возвратом увеличивает свое состояние на единицу. При этом содержимое счетчика 14 соответствует количеству возвратов и отображается на индикаторе количества возвратов информации блока 10.
Устройство позволяет оперативно изменять как ритм, так и объем одновременно предъявляемой текстовой информации. При этом оно позволяет объективно оценить качество обучения за счет контроля времени и количества возвратов.
Развитие навыков сверхбыстрого восприятия информации осуществляется попарным предъявлением на определенное время соответствующих символа и образа. Для этого переключатель 21 переводят в положение "Попарно", в блоке 18 переключатели, соответствующие фрагменту матрицы на табло 9, переводят в положение "Символ" либо "Отказ" и кратковременно нажимают кнопку 20 "Пуск", запуская таймер 19. Последний с одного выхода засвечивает по цепи блоков 16, 17 вначале фрагмент образа, а затем фрагмент символа на соответствующее реакции обучаемого время. При этом обучаемый, увидев образ, фиксирует и соответствующий ему символ. После этого таймер 19 предъявляет обучаемому на табло 9 пару в ином порядке, т.е. сначала символ, а затем образ.
После предъявления необходимого и фиксируемого счетчиком таймера 19 количества пар символ образ переключением соответствующих переключателей блока 18 вышеуказанным образом контролируется результат обучения. По сигналу таймера 19 подсвечиваются все фрагменты табло 9, а обучаемый должен указать соответствующие пары символ образ поочередно с фиксацией общего времени, например, по секундомеру.
Указанным выше образом обеспечивается повышение скорости восприятия информации не менее 20 тысяч знаков в минуту, т.е. на уровне физиологического предела человека-оператора. Это достигается вышеописанными особенностями тренажа рефлекса воображения человека с усилением его мыслительных способностей.
Изобретение относится к автоматике, предназначено в частности, для подготовки операторов и может быть использовано для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации. Техническим результатом от использования изобретения является повышение эффективности тренировки, создание возможности сверхбыстрого восприятия информации. Способ управления формированием подстветки учебных текстов по таблицам Андреева для развития навыков сверхбыстрого восприятия информации заключается в поочередном формировании светового сигнала соответствующей длительности на уровне нормального восприятия человеком образной и символьной информации, причем по окончании цикла одновременно подствечивают все фрагменты (образов и символов) матрицы таблицы Адреева. 1 ил.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ, заключающийся в поочередном формировании светового сигнала на уровне нормального восприятия человеком образной и символьной информации, отличающийся тем, что подсвечивают в течение 0,5 2 с фрагмент образа, затем после паузы в 2 5 с подсвечивают в течение 0,5 2 с соответствующий образу фрагмент символа, затем после паузы в 1 2 с вновь подсвечивают в течение 2 - 5 с фрагмент соответствующего символу образа, после чего одновременно подсвечивают все фрагменты матрицы таблицы Андреева.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения и устройство для его осуществления | 1991 |
|
SU1782324A3 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1995-08-20—Публикация
1993-04-15—Подача