Способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения и устройство для его осуществления Советский патент 1992 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1782324A3

со

N5 W hO 4

СО

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерной автоматической технике, и может быть использовано в системах ускоренного восприятия информации операторами спе- циализированных АСУ.

Известен способ управления подсветкой текстов при обучении операторов сверх- быстрому чтению, заключающийся в формировании светового сигнала на уровне нормального восприятия информации человеком и в котором освещают текст на уровне полутемноты от 5 до 15 лк в течение 30...40 мин, затем на 10...20 мс увеличивают освещенность текста до 1000.. 1100 лк, спустя 40.. 70 ч на 400 600 мс формируют световой сигнал для освещенности текста в 400...600 лк и в течение 900..,1100 мс освещают текст на уровне 100 200 люкс, после чего формируют световой сигнал на уровне нормального восприятия информации человеком.

Устройство для осуществления вышеописанного способа содержит блок задания программы обучения, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания объема предъявляемого текста, третий вход - с первым выходом пульта оператора и первым входом формирователя импульсов пуска-останова, четвертый вход - со вторым выходом пульта оператора, вторым входом формирователя импульсов пуска-останова и первым входом формирователя импульсов возврата, пятый вход - с третьим выходом пульта оператора и вторым входом формирователя импульсов возврата, а выход - со входом коммутатора выход которого подключен к входу источника света, регистра- тор времени, информационный вход которого соединен с выходом формирователя импульсов пуска-останова, регистратор возвратов, информационный вход которого подключен к выходу формирователя им- пульсов возврата, управляющий вход - к первому выходу пульта оператора и к аналогичному входу регистратора времени, а выход-ко входу индикатора, преобразователь код-аналог, вход которого соединен с выхо- дом блока задания программы обучения, ос- ветитель, ключ, один вход которого подключен к выходу преобразователя код- аналог, а выход - к входу осветителя, блок генераторов, входы которого соединены с соответствующими выходами регистратора времени, и элемент ИЛИ, входы которого подключены к соответствующим выходам блока генераторов, а выход - к другому входу ключа.

Указанные способ и устройство имеют повышенное быстродействие

Однако область использования известных способа и устройства ограничена из-за невозможности дальнейшего развития скорости восприятия информации при обучении операторов.

Целью изобретения является повышение быстродействия процесса обучения сверхбыстрому чтению путем развития повышенной скорости восприятия информации сенсорно-моторным аппаратом зрительного анализатора человека-оператора.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе управления формированием учебной информации для развития навыков сверхбыстрого восприятия текстов, заключающемся в формировании световых сигналов на уровне полутемноты, повышенной яркости и нормального восприятия информации человеком через промежутки времени и длительностью, соответствующими учебному циклу согласно изобретению, световой сигнал на уровне нормального восприятия информации человеком формируют поочередно для соответствующих образной и текстовой информации через 150,..200 мс, а также тем, что в известное устройство для управления формирования учебной информации при развитии навыков сверхбыстрого восприятия текстов, содержащее блок задания программы обучения, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания объема предъявляемого текста, третий вход - с первым выходом пульта оператора и первым входом формирователя импульсов пуска-останова, четвертый вход - со вторым выходом пульта оператора, вторым входом формирователя импульсов пуска-останова и первым входом формирователя импульсов возврата, пятый вход - с третьим выходом пульта оператора и вторым входом формирователя импульсов возврата, а выход с информационным входом коммутатора, выход которого подключен к входу источника света, регистратор времени, информационный вход которого соединен с выходом формирователя импульсов пуска-останова, регистратор возврата, информационный вход которого подключен к выходу формирователя импульсов возврата, управляющий вход - к первому выходу пульта оператора и к аналогичному входу регистратора времени, а выход - к входу индикатора, преобразователь код-аналог, вход которого соединен с выходом блока задания программы обучения, ключ, один вход которого подключен к выходу преобразователя код-аналог, выход - к входу осветителя, а другой вход - к выходу элемента ИЛИ, входы которого соединены с соответствующими выходами блока генераторов, входы которого подключены к соответствующим выходам регистратора времени, введены триггер, счетчик, элемент И и элемент запрета, управляющий вход которого соединен с выходом блока генераторов и одним входом элемента И, информационный вход - с одним выходом счетчика и одним управляющим входом коммутатора, а выход - с установочными входами Счетчика и триггера, вход записи которого подключен к дополнительному выходу пульта оператора, а выход - к другому входу элемента И, выход которого соединен с информационным входом счетчика, другой выход которого подключен к соответствующему управляющему входу коммутатора.

Пример 1.На макете заявляемого устройства исследовали возможности роста скорости восприятия информации оператором, предварительно тренируя его по известному способу, а затем - поочередно подсвечивая в различных смысловых вариантах соответствующую символьную и образную информацию в течение 150 мсек. Проведение такого эксперимента на группе испытуемых в 25 человек подтвердило возможность повышения скорости чтения текстов до 15 тысяч знаков в минуту. При этом запоминаемость текста достигала не менее 90%. что контролировалось на макете заявляемого устройства заданием десяти текстовых вопросов по тексту

Пример 2. На макете заявляемого устройства аналогично примеру 1 на группе из 25 операторов проводили эксперимент, поочередно предъявляя аналогичную символьную и образную информацию, Развитие скорости восприятия смысловой информации достигало до 1 б тысяч знаков в минуту при запоминаемости смысла информации не менее 90%.

На чертеже изображена структура устройства.

Устройство содержит блок задания объема предъявляемого текста, блок 2 задания программы обучения, коммутатор 3, источник 4 света, формирователь 5 импульсов пуска-останова, регистратор 6 времени, блок 7 генераторов элемент 8 ИЛИ, ключ 9, осветитель 10, пульт 11 оператора, формирователь 12 импульсов возврата регистратор 13 возвратов индикатор 14, преобразователь 15 код-аналог триггер 1б, счетчик 17, элемент 18 И и элемент 19 запрета со схемными соединениями, описанными выше и в формуле.

Суть данного способа основана на использовании кроме рефлекса сосредоточе- 5 ния для обеспечения феномена сверхбыстрого чтения также и времени переключения (переходного процесса) в сен- сомоторном аппарате зрительного анализатора человека, составляющего

0 среднестатистически порядка 0,2 сек. Имен: но в это время, что экспериментально подтверждено, оптимально переключается рефлекс сосредоточения с одного вида информации (образной) на другой (символь5 ный). Иначе говоря, за время, порядка 20 мсек в оперативной памяти человека (в его головном мозгу) не успевает стираться зрительный образ информации, а на него накладывается символьная информация

0 идентичного смысла. А так как они геометрически изоморфны (сетка-матрица), то обработка смысловой части информации ведется минимизированным Путем, т.е. одномоментно (суксиктивно). За счет этого и

5 достигается цель предполагаемого изобретения Эксперименты показывают, что ико- ническая память (память эталонных шаблонов, новых стереотипов), а она является частью оперативной памяти, именно и

0 работает так, л После развития навыков сверхбыстрого чтения е соответствии с операциями подсвета текстов светом различной интенсивности с помощью блоков 1, 2. 7,

5 коммутатора 3, источника 4, формирователей 5, 12, регистраторов 6, 13, элемента 8. ключа 9, осветителя 10. пульта 11, индикатора 14 и преобразователя 15 поочередно предъявляют обучаемому образы, а затем

0 символы, характеризующие смысловое значение данного образа. Это реализуется заданием с пульта 11 кратковременным импульсом этого режима обучения, фиксируемого триггером 16. Импульсами блока 7

5 на необходимое время через элемент 18 И и счетчик 17с помощью коммутатора 3 сначала предъявляется образная информация, а затем - символьная. При этом время предъявления обусловлено длительностью им0 пульсов генератора блока 7, а после окончания второго импулъса элемент 19 возвращает счетчик 17 и триггер 16 в исходное состояние.

5 Описанными выше средствами обеспечивается развитие скорости восприятия символов оператором в 20000 знаков в минуту, что является физиологическим пределом человека-оператора, а достигается вышеперечисленными особенностями тренажа рефлекса воображения человека с усилением его мыслительных способностей. Формула изобретения

1.Способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения, заключающийся в формировании световых сигналов на уровне полутемноты, повышенной яркости и нормального восприятия информации человеком через промежутки времени длительностью, соответствующей учебному Циклу, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия процесса обучения, световой сигнал на уровне нормального восприятия информации человеком формируют поочередно для соответствующих образной и текстовой информации через 150-200 мс.

2.Устройство для управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения, содержащее блок задания программы обучения, первый и второй входы которого соединены с соответствующими выходами блока задания объема предъявляемого текста третий вход - с первым выходом пульта оператора и первым входом формирователя импульсое пуска-останова, четвертый вход - с вторым выходом пульта оператора, вторым входом формирователя импульсов пуска-останова и первым входом формирователя импульсов возврата, пятый вход - с третьим выходом пульта оператора и вторым входом формирователя импульсов возврата, а выход - с информационным входом коммутатора, выход которого подключен к входу источника света, регистратор времени, информационный вход которого соединен с выходом формирователя импульсов пуска-останова, регистратор возврата, информационный вход которого подключен к выходу формирователя импульсов возврата, управляющий вход - к первому выходу пульта оператора и аналогичному входу регистратора времени, а

выход - к входу индикатора, преобразователь код-аналог, вход которого соединен с выходом блока задания программы обучения, ключ, один вход которого подключен к выходу преобразователя код-аналог, выход

- к входу осветителя, а другой вход - к выходу элемента ИЛИ, входы которого соединены с соответствующими выходами блока генераторов, входы которого подключены к соответствующим выходам регистратора

времени, отличающееся тем, что в него введены триггер, счетчик, элемент И и элемент запрета, управляющий вход которого соединен с выходом блока генераторов и одним входом элемента И, мнформационный вход - с одним выходом счетчика и одним управляющим входом коммутатора, а выход - с установочными входами счетчика и триггера, вход записи которого подключено к дополнительному выходу пульта оператора, а выход - к другому входу элемента И, выход которого соединен с информационным входом счетчика, другой выход которого подключен к соответствующему управляющему входу коммутатора.

Похожие патенты SU1782324A3

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1991
  • Кузнецов О.А.
  • Хромов Л.Н.
RU2021636C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2042214C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2020872C1
Устройство для обучения быстрому чтению 1990
  • Кузнецов Олег Андреевич
  • Хромов Лев Николаевич
SU1730655A1
Устройство для обучения быстрому чтению 1990
  • Кузнецов Олег Андреевич
  • Хромов Лев Николаевич
SU1737490A1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2020874C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПОДСВЕТКИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО ТАБЛИЦАМ АНДРЕЕВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2042213C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СВЕРХБЫСТРОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ 1991
  • Кузнецов О.А.
  • Хромов Л.Н.
RU2021635C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО МАТРИЧНЫМ ТАБЛИЦАМ, НАПРИМЕР, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СУПЕРБЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 1995
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2084019C1
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714650A1

Реферат патента 1992 года Способ управления подсветкой текстов для развития навыков сверхбыстрого чтения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано о системах ускоренного восприятия информации обучаемыми. Цель изобретения - повышение быстродействия процесса обучения сверхбыстрому чтению. Поставленная цель достигается тем. что световой сигнал на уровне нормального восприятия информации человеком формируют поочередно для соответствующих образной и текстовой информации через 150...200 мсек. Устройство содержит блок 1 задания объема предъявляемого текста, блок 2 задания программы обучения, коммутатор 3, источник 4 света, формирователь 5 импульсов пуска-останова, регистратор 6 времени, блок 7 генераторов, элемент ИЛИ 8, ключ 9, осветитель 10, пульт 11 оператора, формирователь 12 импульсов возврата, регистратор 13 возвратов, индикатор 14, преобразователь 15 код-аналог, триггер 16, счетчик 17, элемент И 18 и элемент 19 запрета со схемными соединениями. 2 с.п. ф-лы, 1 ил. сл с

Формула изобретения SU 1 782 324 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1782324A3

Авторское свидетельство СССР № 1635791
кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 782 324 A3

Авторы

Кузнецов Олег Андреевич

Хромов Лев Николаевич

Даты

1992-12-15Публикация

1991-05-14Подача