Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе управления самолетом и авиационным двигателем. Оно также может быть использовано в других областях техники для передачи возвратно-поступательного движения.
Известно устройство для передачи возвратно-поступательного движения (гибкий толкатель), выполненное в виде трубки, заполненной шарами и имеющей на концах плунжеры. Известное устройство позволяет передавать от управляющего органа к исполнительному только толкающие усилия, что требует для возврата системы в исходное положение дополнительное устройство, например возвратной пружины, и постоянной фиксации в промежуточных положениях, что неприемлемо в системах управления двигателями.
Цель изобретения снижение массы системы, обеспечение удобства монтажа и уменьшение объема, занимаемого системой.
Это достигается тем, что устройство для управления силовой установкой летательного аппарата содержит направляющую трубу с размещенными в ней сферическими телами, причем оно снабжено подвижным тросом, на котором соосно размещены сферические тела, стаканами, установленными с возможностью перемещения внутри направляющей трубы, каждый из которых соединен с концом подвижного троса и выполнен с регулируемым упором, пружиной, установленной между стаканом и сферическим телом, а сферические тела размещены на подвижном тросе свободно без зазора между собой, причем отверстие в сферическом теле на входе-выходе в него подвижного троса имеет расширение, диаметр которого определяется зависимостью:
Do 1/4(D2 + 4Rdт dт2)/R, где Do диаметр расширения отверстия на входе и выходе подвижного троса из сферического тела;
D диаметр сферического тела;
dт диаметр подвижного троса;
R минимальный радиус изгиба трубы,
причем между сферическими телами соосно с ними установлены пружины, кроме того, сферические тела выполнены с односторонними сферическими углублениями для взаимодействия между собой, устройство снабжено шариками, а в сферических телах в плоскости симметрии, перпендикулярной оси отверстия, по наружному диаметру выполнены углубления под шарики, взаимодействующие с внутренней поверхностью направляющей трубы, а сферические тела выполнены полыми.
На фиг. 1 изображена система управления силовой установкой, общий вид; на фиг. 2 узел I на фиг. 1; на фиг. 3 узел II на фиг. 2; на фиг. 4 сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 узел III фиг. 2, вариант исполнения 1; на фиг. 7 то же, вариант 2; на фиг. 8 то же, вариант 3; на фиг. 9 то же, вариант 4; на фиг. 10 то же, вариант 5.
Устройство для управления силовой установкой летательного аппарата выполнено в виде трубы 1, в которой проложен трос 2, заделанный в стаканы 3 и 4. Сферические тела 5 выполнены с осевыми отверстиями и свободно, без зазора между собой надеты на трос 2. Между стаканом и прилегающим к нему сферическим телом установлена пружина 6. На стакан установлен регулируемый упор 7, а также регулируемый наконечник 8 с контровочными гайкой 9 и шайбой 10. Трос 2 заделан в стакане 3 с помощью наконечника 11. Аналогичную конструкцию имеет противоположный законцовок устройства.
Труба может быть выполнена гибкой, фрагментно-гибкой или жесткой и иметь криволинейную пространственную форму в зависимости от условий монтажа и применения.
Форма (прямолинейная или по дуге окружности) законцовок трубы и стаканов должна обеспечивать свободное перемещение стаканов в пределах хода устройства.
Для устранения заклинивания размеры и коэффициенты линейного расширения материалов сферических тел, стаканов и трубы выбираются с учетом обеспечения гарантированного зазора между сферическими телами и стаканами с одной стороны и трубой с другой.
Длина цилиндрической части и форма расширений (коническая или с криволинейной образующей) отверстия в сферическом теле выбираются из условий центрирования на тросе и смятия сферического тела.
Сферические тела могут иметь односторонние сферические углубления и входить друг в друга (см. фиг. 7), иметь углубления по диаметру, в которые помещают шарики 12 (см. фиг. 8), или быть полыми (см. фиг. 9) между сферическими телами, соосно с ними могут быть установлены пружины (см. фиг. 10).
Труба, сферические тела, трос и стаканы изготавливаются из металлических или неметаллических материалов с антифрикционными свойствами или антифрикционными покрытиями трущихся пар.
В случаях применения материалов, не обладающих антифрикционными свойствами, или дополнительного уменьшения трения в трущиеся элементы вводится смазка.
Устройство работает следующим образом.
При перемещении одного из стаканов, например, с помощью наконечника 8 внутрь трубы 1 усилие от стакана 3 передается на сферические тела 5, которые, воздействуя друг на друга, выталкивают из трубы противоположный стакан 4 (толкающее усилие). При выдвижении стакана 3 из трубы соединенный с ним тросом 1 противоположный стакан 4 втягивается в трубу 1 (тянущее усилие).
Перемещение стакана 3 внутрь трубы 1 возможно до соприкосновения регулируемого упора 7 с трубой 1. Выдвижение стакана 3 из трубы возможно до соприкосновения аналогичного упора на стакане 4 с трубой 1.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системе управления самолетом и авиационным двигателем. Устройство для управления силовой установкой летательного аппарата снабжено трубой 1, в которой проложен трос со стаканами 3, 4 на его концах, сферическими телами 5 с осевыми отверстиями которые свободно и без зазора между собой надеты на трос, между стаканами 3, 4, и прилегающими к ним сферическими телами установлена пружина, на стаканы 3, 4 установлены регулируемые упоры. 4 з. п. ф лы, 10 ил.
где D0 диаметр расширения отверстия на входе и выходе подвижного троса из сферического тела;
D диаметр сферического тела;
dт диаметр подвижного троса;
R минимальный радиус изгиба трубы.
Крайнев А.Ф | |||
Словарь - справочник по механизмам | |||
М.: Машиностроение, 1981, с | |||
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
а. |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1989-11-27—Подача