Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к испытаниям систем топливопитания камеры сгорания (КС) ГТД.
Известен широко применяемый в практике эксплуатации ГТД способ диагностики допустимого уровня засорения коллектора с форсунками КС путем оценки изменения величины его суммарной пропускной способности или пропускной способности отдельных форсунок в процессе эксплуатации ГТД [1]
Однако указанный способ неудобен, особенно, если ресурс непрерывной работы ГТД лимитируется процессом засорения коллектора с форсунками, так как требует в процессе эксплуатации как минимум периодический демонтаж форсунок с возможной частичной разборкой ГТД для их проливки на технологическом испытательном стенде, позволяющий измерить расход топлива через форсунки при заданном постоянном давлении топлива.
Наиболее близким к изобретению является способ, заключающийся в выводе объекта испытаний на режим ложного запуска и измерении контролируемого параметра. Способ осуществляется устройством [2]
Недостатком известного способа является то, что диагностирование степени засорения коллектора с форсунками невозможно без частичной разборки двигателя, что приводит к значительным затратам времени и трудоемкости.
Целью изобретения является обеспечение диагностики допустимого уровня засорения коллектора с форсунками в процессе эксплуатации двигателя без демонтажа форсунок.
Это достигается тем, что при способе, заключающемся в выводе двигателя на режим ложного запуска и изменении контролируемого параметра, в качестве контролируемого параметра выбирают давление топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, а ложный запуск осуществляют повторно, причем к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках.
На чертеже представлена схема устройства, реализующего способ диагностирования степени засорения коллектора с форсунками.
Устройство содержит коллектор с форсунками 1, подключенный посредством трубопровода 2 к насосу-регулятору 3. Устройство снабжено подключенными к трубопроводу 2 датчиком 4 измерения давления топлива и разъемным соединением 5, расположенным между коллектором с форсунками 1 и датчиком 4 измерения давления. Устройство содержит также жиклер-эквивалент 6, гидравлическое сопротивление которого равно суммарному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками 1, и технологический поддон 7 для слива топлива, расположенный под жиклером-эквивалентом 6.
Пример реализации способа.
При эксплуатации ГТД из-за засорения коллектора с форсунками КС посторонними частицами и продуктами коксования топлива ресурс непрерывной работы системы топливопитания КС ограничен предельно допустимым уровнем отложения этих посторонних частиц и продуктов коксования в дозирующих и распыливающих каналах форсунок, не изменяющим пропускную способность и качество распыла топлива форсунками больше, чем это допустимо с точки зрения их влияния на ухудшение характеристик работы КС. В связи с этим необходимо периодически измерять степень засорения коллектора 1 с форсунками.
При определении степени засорения коллектора с форсунками 1 в процессе эксплуатации ГТД периодически проводится последовательно по два "ложных" запуска (ЛЗ), при которых за счет раскрутки ГТД до определенного значения частоты вращения пусковым стартером насос-регулятор 3 обеспечивает постоянный расход топлива через трубопровод 2. При этом первый раз к трубопроводу 2 подсоединяется с помощью разъемного соединения 5 коллектор с форсунками 1, а второй раз жиклер-эквивалент 6, под которым располагается поддон 7.
При каждом ЛЗ с помощью датчика 4 измеряются значения давления топлива:
Рткс"1" при подсоединенном коллекторе с форсунками 1,
Рткс"2" при подсоединенном жиклере-эквиваленте 6.
При засорении коллектора с форсунками 1 за счет уменьшения его суммарной пропускной способности постоянный расход топлива через трубопровод 2 реализуется при давлении Рткс"1", большем, чем давление Рткс"2", значения которых фиксируются датчиком 4.
Максимальная допустимая разница указанных значений давления топлива, фиксируемого датчиком 4 при проведении ЛЗ с последовательным подключением устройства соответственно по вариантам схемы "1" и "2",
Рткс Рткс"1" Рткс"2", заранее нормируется при доводке ГТД перед началом его эксплуатации. Превышение значения величины Рткс над допустимым максимальным значением Ртксмакс свидетельствует о недопустимой степени засорения коллектора 1 с форсунками. В этом случае коллектор 1 с форсунками снимается для очистки.
Такое выполнение устройства позволяет определить степень засорения коллектора 1 с форсунками в процессе эксплуатации двигателя и тем самым аннулировать периодическую разборку двигателя для демонтажа форсунок, проливку их на технологическом стенде, значительно сократить время определения степени засорения и трудоемкость.
Использование: при испытаниях газотурбинных двигателей (ГТД), а именно при испытаниях систем топливопитания камер сгорания ГТД. Сущность изобретения: способ диагностирования степени засорения коллектора с форсунками камеры сгорания ГТД заключается в выводе двигателя на режим ложного запуска и изменении давления топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, причем при повторном ложном запуске к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках. 1 ил.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТЕПЕНИ ЗАСОРЕНИЯ КОЛЛЕКТОРА С ФОРСУНКАМИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, заключающийся в выводе двигателя на режим ложного запуска и измерении контролируемого параметра, отличающийся тем, что в качестве контролируемого параметра выбирают давление топлива в магистрали перед разъемным соединением с коллектором, а ложный запуск осуществляют повторно, причем к разъему вместо коллектора подсоединяют жиклер-эквивалент, гидравлическое сопротивление которого равно номинальному гидравлическому сопротивлению коллектора с форсунками, а степень засорения определяют по разнице давлений топлива, измеренных при первом и втором ложных запусках.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Пажи Д.Г., Корягин А.А | |||
и Ламм Э.Л | |||
Распыливающие устройства в химической промышленности М.: Химия, 1975, с | |||
Приспособление для воспроизведения изображения на светочувствительной фильме при посредстве промежуточного клише в способе фотоэлектрической передачи изображений на расстояние | 1920 |
|
SU172A1 |
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
Авторы
Даты
1995-10-20—Публикация
1991-10-08—Подача