ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1996 года по МПК B60K17/28 

Описание патента на изобретение RU2053141C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую.

Известен двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий установленный в корпусе входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, две ведомые соосно расположенные приводные шестерни, ступицы которых выполнены с внутренними шлицевыми участками для взаимодействия с соответствующими шлицевыми участками выходного вала и устройство для фиксации выходного переставного вала.

Недостатки известного редуктора следующие:
отсутствие предохранительного устройства, включающего поломку шлицевого хвостовика переставного вала при включении ступени редуктора, допускающую передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала;
низкая возможность унификации конструкции, так как при необходимости изменения передаточного отношения одной ступени, необходимо менять обе ступени, так как ведомые шестерни сблокированы.

Сущность предлагаемого технического решения заключается в том, что двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, имеющий внутреннее шлицевое отверстие для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала, и устройство для осевой фиксации выходного переставного вала, согласно изобретению снабжен предохранительным устройством, состоящим из подпружиненного стержня, установленного в радиальном отверстии, выполненном в ведомом валу, и входящего в паз, выполненный в зубчатой муфте включения передач, в зависимости от установки переставного вала. Это позволяет исключить поломки переставного вала при превышении допустимых крутящих моментов.

На фиг.1 изображен двухступенчатый редуктор, налаженный на меньший крутящий момент; на фиг.2 то же, на больший крутящий момент.

Двухступенчатый редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 3 и 4, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 5 и 6, установленными на ведомом валу 7, имеющем внутренние шлицы того же типоразмера, что и шлицы 8 переставного вала 9. Предохранительное устройство состоит из муфты зубчатой 10, имеющей паз 11, вала ведомого 7 с радиальным отверстием 12, куда устанавливается стержень 13 с пружиной 14. Осевая фиксация переставного вала обеспечивается лепестковой шайбой 15 и стопорным кольцом 17.

Редуктор работает следующим образом.

Крутящий момент передается через пару шестерен 3 и 5 ступени I или шестерни 4 и 6 ступени II на ведомый вал 7 и далее через шлицы 8 переставного вала к машине, работающей с приводом от вала отбора мощности. При наладке редуктора на большую частоту вращения более толстый хвостовик на выходе (см. фиг.2) шлицы 8 переставного вала 9 сопрягаются с шлицевым отверстием ведомого вала 7. Для надежности центрирования на переставном валу имеется цилиндрический поясок 20, который служит и упором для осевой фиксации.

Для переналадки редуктора на меньшую частоту вращения (меньше предельно допустимый момент) снимают стопорное кольцо 17, фиксирующую шайбу 15, переставной вал 9 извлекают из редуктора, поворачивают на 180о и вставляют в редуктор шлицевым концом со шлицами 8 и шлицами 21. При этом шлицы 8 входят в сопряжение с шлицевым отверстием вала 7, после чего устанавливается фиксирующая шайба 15 и стопорное кольцо 17 для осевой фиксации. Цилиндрическая проточка 20 переставного вала обеспечивает надежное радиальное центрирование (фиг. 1). В этом случае предохранительное устройство исключает возможность включения ступени II, допускающую передачу крутящего момента, превышающего предельно допустимые значения для тонкого хвостовика со шлицами 21, за счет того, что подпружиненный стержень 15, упираясь в шлицы 22 хвостовика 9, входит своим стержнем в пазе 11 зубчатой муфты 10 и блокирует включение II ступени передачи, тем самым предохранен более тонкий хвостовик переставного вала со шлицами 21 от поломки. При установке переставного вала тонким хвостовиком внутрь редуктора (фиг.2) стержень 14 опускается под действием пружины 14, давая возможность зубчатой муфте 10 включать как I так и II ступени редуктора, при этом на выходе переставной вал будет иметь более мощный хвостовик 9 со шлицами 22.

Таким образом, благодаря наличию предохранительного устройства, исключающего поломку выходного переставного вала при включении ступени редуктора, допускающей передачу большего крутящего момента, чем может выдержать более тонкий шлицевой хвостовик переставного вала, повышается надежность работы двухступенчатого редуктора отбора мощности.

Похожие патенты RU2053141C1

название год авторы номер документа
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Боков В.Я.
  • Ершов Н.А.
  • Боков В.В.
RU2097217C1
ВАЛ ОТБОРА мощности ДЛЯ ТРАКТОРОВ И АНАЛОГИЧНЫХ МАШИН 1971
SU318353A1
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Яцковский Виктор Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Козлов Евгений Николаевич
RU2132786C1
МНОГОПОТОЧНАЯ НЕПЛАНЕТАРНАЯ ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ СБОРКИ 2000
  • Смирнов Г.П.
  • Николаев А.В.
  • Галемин А.А.
RU2163695C1
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР С БОРТОВОЙ СХЕМОЙ ПРИВОДА И УПРАВЛЕНИЕМ ПУТЕМ ПРОБУКСОВКИ КОЛЕС 1993
  • Русанов А.И.
  • Мироненко В.П.
RU2077441C1
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора 1990
  • Виноградов Константин Николаевич
  • Черных Сергей Алексеевич
  • Каплун Александр Григорьевич
SU1720904A1
АЭРОДРОМНЫЙ ГИДРОАГРЕГАТ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 1993
  • Доронин В.И.
  • Апполонов Ю.С.
  • Сафронов В.И.
  • Левин В.Т.
  • Лутрахманов Р.С.
RU2067953C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДКЛЮЧЕНИЯ И ОТКЛЮЧЕНИЯ СТУПИЦЫ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1992
  • Пузенин П.И.
RU2042538C1
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2380242C2
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ 2003
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Дакимович Василий Васильевич
  • Сапельников Виктор Георгиевич
  • Бернштейн Израиль Моисеевич
RU2236358C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 053 141 C1

Реферат патента 1996 года ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в транспортном машиностроении, в двухступенчатых редукторах отбора мощности транспортных средств, требующих переналадки с одной частоты вращения на другую. Сущность изобретения: редуктор содержит корпус 1, установленные в нем входной вал 2 с ведущими шестернями 3 и 4, находящимися в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями 5 и 6, установленными на ведомом валу 7, имеющем шлицы того же типоразмера, что и шлицы 8 переставного вала 9. Предохранительное устройство состоит из муфты зубчатой 10, имеющей паз 11, вала ведомого 7 с отверстием 12, куда устанавливается фиксатор 13 с пружиной 14. Устройство осевой фиксации переставного вала состоит из шайбы фиксирующей 15, имеющей четыре паза, вала ведомого 7, имеющего также четыре паза, и стопорного кольца 17. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 053 141 C1

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, входной вал с ведущими шестернями, переставной выходной вал с двумя рабочими шлицевыми участками разного диаметра, ведомый шлицевой вал с установленными на нем ведомыми шестернями, имеющий внутреннее шлицевое отверстие для взаимодействия с соответствующим шлицевым участком выходного вала, и устройство для осевой фиксации выходного переставного вала, отличающийся тем, что он снабжен предохранительным устройством, выполненным в виде подпружиненного стержня, размещенного в предусмотренном под него радиальном отверстии, ведомого вала и установленной на ведомом валу зубчатой муфты с пазом под упомянутый стержень.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2053141C1

Двухступенчатый редуктор отбора мощности транспортного средства 1988
  • Беганский Станислав Александрович
  • Чаплыгин Николай Максимович
SU1546300A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 053 141 C1

Авторы

Боков В.Я.

Ершов Н.А.

Боков В.В.

Даты

1996-01-27Публикация

1991-07-01Подача