ВАЛ ОТБОРА мощности ДЛЯ ТРАКТОРОВ И АНАЛОГИЧНЫХ МАШИН Советский патент 1971 года по МПК A01B71/06 B60K17/28 B60K25/08 

Описание патента на изобретение SU318353A1

Изобретеане относится к сельскохозяйственному машиностроению и может применяться при конструировании тракторов и аналогичных машин.

Известен вал отбора мошности с шестеренным двухступенчатым редукторо м, В которо.м ведомый и ведуш,ий валы имеют посадочные гнезда для переставного хвостовика, снабженного на концах шлицами различного профиля- прямобоЧНыми и эвольвентпыми. Недостатком такой конструкции является то, что при переналадке вала отбора мош,11ости с одной скорости врашения на другую меняются координаты расположения хвостовика и возникает необходимость перестановки зашитного Кожуха. Кроме того, шлицевые :концы переставного хвостовика изиаигнваются не только в сопряжении со шлицевыми втулками валов машин, но и при передаче .момента от редуктора на другой конец хвостовика.

Целью изобретения является повышение К.И.Д., «иадежиости и долговечности вала отбора мошности при работе «а наиболее употребительной скорости (540 об/мин). Достигается это путем введения в -привод вала отбора мошности шестеренного двухступенчатого редуктора с соосными валами и путем передачи крутяшето момента на наиболее употребительной скорости напря.мую с ведущего вала редуктора на .ведомый вал посредством

передвижной ведомой шестерни. Ведомай шестерня в этом случае работает в качестве шлицевой соединительной муфты. Таким образом, пз привода вала отбора мошности (ВОМ) исключается зубчатое зацепление, т. е. повышается к. п. д., а замена зубчатого зацепления шлицевым соединением увеличивает надежность и долговечность работы ВОМ. Кроме того, для удобства обслуживания

передача .крутяшего момента от ВОМ к сельскохозяйственным машинам на обеих скоростях (540 и 1000 об/мин) осуществляется с помощью одного переставного хвостовика. Координаты расположения хвостовика при этом не

меняются, так как он вставляется в одно и то же посадочное гнездо, расположенное в ведомом валу редуктора, а переключение скорости производится этим же хвостовиком во время установки его в посадочное гнездо. СоответС1вие между шлицевым наружным концом хвостовика и числом оборотов его обеспечивается автоматически.

В отличие от известного переставной хвостовик кроме различно выполненных шлицевых концов имеет утолщенную среднюю часть, через которую воспринимает крутящий момент от ведомого вала редуктора и которая является посадочной. Для фиксации в осевом направлении в посадочном гнезде ведомого вала

НОИ части имеет отверстие под установочный палец (штифт). Соответственно имеется отверстие в ведомом валу редуктора. Момент с ведомого вала редуктора «а утолщенную среднюю часть хвостовика передается через шлицы, шпонку нли через установочный палец (штифт).

Для того чтобы при том ИЛИ ином положении хвостовика, зафиксированного в посадочном гнезде ведомого вала редуктора, подвижная Ведомая шестерня редуктора занимала соответствующее -положение, т. е. для обеспечения соответствия между .получаемой скоростью и положением наружного шлицеБОго конца хвостовика, последний имеет упорные торцы, расположеадные на разных расстояниях от оси фиксирующего отверстия (в утолщенной средней части хвостовика). В данном случае это торцы утолщенной средней части хвостовика.

На чертеже изображен вал отбора мощности.

Вал отбора мощности состоит из ведущего вала 1, блока шестерен 2 и ведомого -вала 3. Внутри ведущего вала -находится возвратная нружина 4, упирающаяся одним концом в седло 5, а вторым -концом - в упор 6. Так как возвратная пружина ставится в поджатом состоянии, то для удобства сборки поставлено стопорное КОЛЬЦО 7. На шлицевом конце ведущего вала сидит ведущая шестерня 8, удерживаемая от осевого перемещения стопорным кольцом 9 и находящаяся в постоянном зацеплении с малым венцом блока шестерни. Блок шестерен 2 сидит «а оси 10, которая удерживается от проворачивания и осевого перемещения фиксатором 11.

В расточке ведомого вала установлена втулка 12 -с запрессованным в нее седлом 13 и шариком М. На шлицевой конец ведомого вала установлена ведомая шестерня 15, которая может скользить по шлицам и входить в зацепление с большим венцом блока шестерен или со шлицевым концом ведущего вала. Для того чтобы ведомая шестерня, связанная штифтом 16 со втулкой, могла скользить по шлицам ведомого вала, последний имеет два паза для продольного перемещения штифта.

Снаружи в расточку ведомого вала вставляется переставной хвостовик 17, фнксируемый пальцем 18, -посредством которого передается крутящий момент на переставной хвостовик.

Один конец переставного хвостовика имеет прямобочные шлицы, а второй - эвольвентные. Средняя часть хвостовика, имеющая больший диаметр чем -концы, является посадочной и имеет отверстие для фиксации переставного хвостовика в расточке (гнезде) ведомого вала. Ведомый вал имеет соответствующее отверстие. Торцы утолщенной средней части Переставного хвостовика расположены на разных расстояниях от оси отверстия и служат для переключения ведомой ш.естер-ни.

ВедуЩИй вал вращается со скоростью 540 об/мин. Для Получения такой же скорости на переставном хвостовике последний вставляется в расточ1ку ведомого вала прямобочиыми шлицам-и «аружу (на чертеже положение А). В этом случае переставной хвостовик торцом утолщенной части стороны эвольвентных шлицев толкает втулку и связаннуюсней ведомую шестерню, которая выводится из зацепления с большим венцом блока шестерен и СВОИМ внутренним шлицевым отверстие-м соединяет напрямую ведущий п ведомый валы. Возвратная пружина при этом сжимается давлением шарика на упор. Таким образом,

вращение от ведущего вала через ведомую шестерню, ведомый вал и палец передается на переставной хвостови-к.

При удалении пере-став-ного хвостовика из расточки ведомого вала возвратная пружина

через упор, шарик, седло, втулку и штифт действует на ведомую шестерню, выводит ее из зацепления с ведущим валом и вводит в зацепление с большим венцом блока шестерен.

Для -получения скорости вращения хвостовика 1000 об1мин он вставляется -в ведомый вал эвольвентными шлицам-и наружу (на чертеже положение Б), пр-и этом торец утолще-яной средней части со стороны прямобочных

шлицев не доходит до втулки, т. е. ведомая шестерня остается в зацеплении с большим венцом блока шестерен и момент от ведущего вала на переставной хвостовик передается через ведущую щестерню, блок шестерен, ведомый вал и палец.

Предмет изобретения

1.Вал отбора мощност1И для тракторов и аналогичных маши-н, имеющий для получения двух скоростей вращения шестеренный двухступенчатый редуктор с подвижной ведомой

шестерней и с одним .посадочным гнездом для выходного хвостовика, отличающийся тем, что, с целью .повышения к. п. д., надежности и долговечности вала при работе на наиболее употребительной скорости, шестеренный двухступенчатый редуктор выполнен с соосным-и валами и передача момента на наиболее употребительной из двух скоростей производится напрямую с ведущего вала редуктора на ведомый вал посредством передвижной ведомой

шестерни, работающей в да-нном случае в качестве соединительной муфты.

2.Вал по п. 1, отличающийся тем, что, с целью передачи основного крутящего момента с ведомого вала редуктора, выходной хвостовик имеет утолщенную среднюю часть с отверстием для фиксации в посадочном гнезде.

Похожие патенты SU318353A1

название год авторы номер документа
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА 1973
  • В. Г. Дочкин, А. В. Ленский, Н. М. Чаплыгин, Г. И. Дейнега, И. П. Ксеневич, Е. Н. Козлов П. А. Стецко
  • Вители Специализированное Конструкторское Бюро Снециальным Гусеничным Тракторам Головное Специальное Конструкторское Бюро Универсально Пропашным Тракторам
SU390986A1
Двухступенчатая коробка отбора мощности транспортного средства 1978
  • Козлов Евгений Николаевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Мухин Виктор Михайлович
  • Яцковский Виктор Михайлович
  • Кузнецов Антон Дмитриевич
  • Растатуев Николай Семенович
  • Прохоров Владимир Николаевич
SU694403A1
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Боков В.Я.
  • Ершов Н.А.
  • Боков В.В.
RU2097217C1
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Боков В.Я.
  • Ершов Н.А.
  • Боков В.В.
RU2053141C1
Механизм отбора мощности транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
SU839758A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРЕ^ВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА 1971
SU296669A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ 1968
  • А. В. Ленский
SU222047A1
МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ 1971
SU316589A1
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и откачивающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом (варианты), ведущее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД, ведомое колесо откачивающего насоса маслоагрегата ГТД 2017
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2669531C1
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата газотурбинного двигателя (ГТД) и нагнетающий насос маслоагрегата ГТД, работающий этим способом, шестерённое колесо нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД, блок подпятников нагнетающего насоса маслоагрегата ГТД 2017
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2669634C1

Иллюстрации к изобретению SU 318 353 A1

Реферат патента 1971 года ВАЛ ОТБОРА мощности ДЛЯ ТРАКТОРОВ И АНАЛОГИЧНЫХ МАШИН

Формула изобретения SU 318 353 A1

SU 318 353 A1

Даты

1971-01-01Публикация