Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве покрытия автомобильных дорог и аэродромов.
Известно, что асфальтовые дороги на гранитном материале являются неводостойкими из-за повышенной гидрофильности гранитов.
Для погашения гидрофильности и повышения водостойкости таких смесей известны композиции, включающие в качестве вяжущего талловый пек с модифицирующей добавкой полиэтиленполиамином, являющейся отвердителем.
Недостатками смесей на основе таллового пека являются их низкая сдвигоустойчивость, недостаточная водостойкость, а также дефицит вяжущего и самой модифицирующей добавки.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой асфальтобетонной смеси является смесь [2] для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, включающая, мас. Талловый пек 7,5-8,1
Известняковый мине- ральный порошок 7,0-10,0
Кубовые остатки про-
изводства регенериро- ванного капролактама 0,5-0,9 Гранитный отсев Остальное при этом добавку кубовый остаток производства регенерированного капролактами вводят в вяжущее, нагретое до 100оС, перемешивают, а затем модифицированное вяжущее объединяют с нагретым минеральным материалом в соответствии с обычной технологией приготовления горячего асфальтобетона.
Однако указанный состав и способ его получения не обеспечивают высокий показатель водостойкости, особенно при длительном водонасыщении.
Известен способ приготовления асфальтобетонной смеси [3] позволяющий повысить показатель водостойкости, при котором модифицирующую добавку объединяют с нагретым минеральным материалом до ввода органического вяжущего. Смесь перемешивают, добавляют нагретое органическое вяжущее и снова перемешивают.
Целью изобретения является повышение водостойкости, утилизация отходов производства.
Поставленная цель достигается тем, что смесь для дорожных покрытий, включающая черное органическое вяжущее, известняковый минеральный порошок, гранитный отсев или щебень и модифицирующую добавку, в качестве модифицирующей добавки она содержит кубовый остаток производства ионола стадии ректификации Агидол-80 при следующем соотношении компонентов, мас.
Черное органическое вяжущее 6,5-7,5
Известняковый мине- ральный порошок 8,0-12,0 Агидол-80 0,5-1,0
Гранитный отсев или щебень Остальное
При этом способ приготовления смеси включает смешение нагретого заполнителя с минеральным порошком и модифицирующей добавкой с последующим перемешиванием с нагретым органическим вяжущим.
Агидол-80 является отходом производства ионола стадии ректификации и имеет следующие показатели в соответствии с ТУ 38.302-16-396-92:
Внешний вид твердый продукт темно-коричневого цвета Температура засты- вания Не ниже 45оС Содержание ионола Не более 15% Содержание заме- щенных бисфенолов Не менее 40%
Агидол-80 в настоящее время не нашел квалифицированного применения.
В качестве минерального порошка используют пыль уноса цементных заводов, измельченные основные породы, золу уноса, золошлаковые смеси и другие материалы, соответствующие требованиям ГОСТ 9128-84.
Гранитный отсев или щебень по фракционному составу соответствует смеси типа "Г" по ГОСТ 9128-84.
Неожиданным эффектом предложенной асфальтобетонной смеси и способа ее приготовления является то, что использование Агидола-80 в качестве модифицирующей добавки обеспечивает лучшее сцепление черного органического вяжущего с каменным материалом, вследствие чего улучшается водостойкость и снижается водонасыщение смеси.
Указанные компоненты смешивают в соответствии с технологией приготовления горячего асфальтобетона: гранитный отсев или щебень нагревают до 200-210оС и через дозатор направляют в смеситель, туда же в холодном виде подают минеральный порошок и модифицирующую добавку Агидол-80. Смесь перемешивают в течение 60-90 с, затем добавляют нагретое до 100-120оС черное органическое вяжущее, смесь дополнительно перемешивают 90-120 с. Из готовой смеси при 130-150оС формуют образцы асфальтобетона и испытывают их в соответствии с методами испытаний по ГОСТ 12801-84.
Соотношение компонентов смесей и показатели свойств приведены в таблице.
Смеси 1-8 cодержат в качестве вяжущего нефтяной битум марки БНД 90/130. Смеси 9-12 содержат в качестве черного органического вяжущего остаток висбрекинга, выкипающий выше 475оС, и характеризующийся температурой размягчения 40-41оС по методу кольца и шара.
Смеси 1 и 9 содержат меньше оптимального, смеси 8 и 12 больше оптимального значения Агидола-80, что приводит к ухудшению эксплуатационных свойств асфальтобетона, хотя эти смеси соответствуют требованиям ГОСТа на смесь типа "Г" второй марки.
Смеси N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11 предлагаемого оптимального состава превосходят требования ГОСТ 9128-84 по прочности, а по водостойкости известный состав по прототипу. Кроме того, использование в качестве органического вяжущего нефтяного остатка процесса висбрекинга гудрона и кубового остатка-отхода производства ионола позволяют расширить сырьевые ресурсы для приготовления дорожных асфальтобетонов на основе каменных материалов, характеризующихся низкой водостойкостью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1992 |
|
RU2046771C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОЙ ОРГАНОМИНЕРАЛЬНОЙ СМЕСИ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2008 |
|
RU2351703C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2012 |
|
RU2522497C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ХОЛОДНОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 2023 |
|
RU2822176C1 |
Способ приготовления асфальтобетонной смеси | 2018 |
|
RU2713013C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2015 |
|
RU2613068C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО БИТУМА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2015 |
|
RU2613211C1 |
Асфальтобетонная смесь | 2021 |
|
RU2777276C1 |
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 2001 |
|
RU2204539C2 |
Смесь для устройства дорожных покрытий | 1982 |
|
SU1102798A1 |
Использование: строительство автомобильных дорог и аэродромов. Сущность изобретения: смесь для устройства дорожных покрытий содержит ( черное органическое вяжущее 6,5 - 7,5%, известняковый минеральный порошок 8,0 - 12,0%, кубовый остаток производства ионола стадии ректификации - Агидол-80 0,5 - 1,0%, гранитный отсев или щебень - остальное. Способ приготовления смеси для устройства дорожных покрытий заключается в смешении нагретого заполнителя с минеральным известняковым порошком и кубовыми остатками производства ионола стадии ректификации Агидол-80 с последующим перемешиванием с черным органическим вяжущим. Коэффициент водостойкости 0,89 - 1,0, то же при длительном водонасыщении 0,78 - 0,9. 2 с. п. ф-лы, 1 табл.
Черное органическое вяжущее 6,5 7,5
Известняковый минеральный порошок 8,0 12,0
Агидол 80 0,5 1,0
Гранитный отсев или щебень Остальное
2. Способ приготовления смеси для устройства дорожных покрытий, включающий смешение нагретого заполнителя с минеральным порошком и модифицирующей добавкой с последующим перемешиванием с нагретым черным органическим вяжущим, отличающийся тем, что в качестве модифицирующей добавки используют кубовый остаток производства ионола стадии ректификации Агидол 80.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий | |||
М.: Транспорт, 1978, с.60-63, 68-70. |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1992-07-14—Подача