СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРИМЫКАНИЯ ПЕРЕГОННОГО ТОННЕЛЯ СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА К ПЕРЕГОННОМУ ТОННЕЛЮ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ Российский патент 1996 года по МПК E21D9/00 E02D29/45 

Описание патента на изобретение RU2057939C1

Изобретение относится к метростроению и может быть использовано при строительстве камер съездов глубокого заложения. Известен способ возведения примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена и перегонному тоннелю действующей линии, включающий возведение конструкции примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке (см.источник).

Это техническое решение является наиболее близким к предлагаемому и принято в качестве прототипа. Недостатком известного решения является большая трудоемкость работ, связанная с поной вырубкой путевого бетона и полной разборкой обделки перегонного тоннеля действующей линии, а также большая металлоемкость возводимой обделки, объемлющей обе линии.

Целью изобретения является значительное сокращение металлоемкости и трудоемкости при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии.

Это достигается тем, что в способе, включающем возведение конструкций примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его воздействия и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, перед возведением обделки, объемлющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве обделки, объемлющей обе линии.

При отсутствии гидростатического давления лоток обделки, объемлющей обе линии, выполняют плоским с опиранием его концов на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры со стороны обделки действующей линии, а со стороны обделки строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, также входящего в состав обделки, объемлющей обе линии.

При наличии гидростатического давления лоток обделки, объемлющей обе линии, выполняют в виде обратного свода из чугунных тюбингов с опиранием его на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры со стороны обделки действующей линии, а со стороны обделки строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, входящего в состав обделки, объединяющей обе линии.

Примыкание перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии представлено на чертеже, где на фиг.1 изображено примыкание в плане; на фиг.2 вид А-А на фиг.1; на фиг.3 вид Б-Б на фиг.1 (при отсутствии гидростатического давления на лоток); на фиг.4 вид В-В на фиг.1 (при наличии гидростатического давления на лоток).

Способ возведения примыкания перегонного тоннеля строящейся линии к перегонному тоннелю действующей линии осуществляют следующим образом.

В перегонном тоннеле 1 действующей линии метрополитена на головном участке 2 примыкания выполняют вертикальную опорную стену 3 с демонтажом участков 4 его обделки и опиранием на вертикальную опорную стенку 3 элементов обделки 5 тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю 1 действующей линии.

Затем на участке 6 внутри тоннеля 1 действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля 5 строящейся линии выполняют впритык и обделке тоннеля 1 действующей линии ленточную железобетонную опору 7 с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком 8 обделки тоннеля 1 действующей линии. Совместная работа ленточной железобетонной опоры 7 и прилегающего к ней участка 8 обделки тоннеля 1 действующей линии достигается известным способом: например, заведением опорных арматурных сеток (на чертежах не показаны) ленточной железобетонной опоры 7 в ячейки тюбингов прилегающего к опоре участка 8 обделки тоннеля 1 действующей линии с последующим закреплением арматурных сеток к ребрам тюбингов участка 8.

Затем известным способом (типа пилот-тоннель) возводят обделку 9, объемлющую обе линии, причем верхний свод обделки 9 опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору 7 и участок 8 обделки тоннеля 1 действующей линии, а с противоположной стороны на металлический башмак 10, входящий в состав обделки 9.

Одновременно с монтажом обделки 9 производят демонтаж части обделки тоннеля 1 действующей линии, а участок 8 ее сохраняют в качестве участка обделки 9.

После выполнения вышеуказанных строительных операций на всем участке тоннеля 6, на котором расположена обделка 9, объемлющая обе линии, известным способом сооружают либо железобетонный плоский лоток 11, либо при наличии гидростатического давления обратный свод 12 из чугунных тюбингов. Причем и лоток 11 и обратный свод 12 опирают со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры 7, а со стороны строящегося тоннеля на нижнюю плоскость металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Таким образом, возведенная конструкция примыкания состоит из обделки на головном участке 2 и объемлющей обе линии на участке 6.

Обделка на головном участке 2 представляет собой два разомкнутых тоннеля 1 и 5 из чугунных тюбингов, опирающихся на смежную с ними вертикальную опорную стену 3.

Объемлющая обе линии обделка на участке 6 представляет собой обделку 9 из чугунных тюбингов, опирающихся со стороны действующего тоннеля на верхнюю часть железобетонной ленточной опоры 7 и участок 8 обделки тоннеля 1 действующей линии, а с противоположной стороны на верхнюю часть металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Конструкция лотка 11 обделки, объемлющей обе линии при отсутствии гидростатического давления представляет собой железобетонную плиту, опирающуюся со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть железобетонной ленточной опоры 7, а с противоположной стороны на нижнюю поверхность металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Конструкция лотка 12 обделки, объемлющей обе линии при наличии гидростатического давления представляет собой обратный свод из чугунных тюбингов, опирающийся со стороны действующего тоннеля на нижнюю часть железобетонной ленточной опоры 7, а с противоположной стороны на нижнюю поверхность металлического башмака 10, входящего в состав обделки 9.

Такое выполнение примыкания обеспечивает значительное сокращение металлоемкости в трудоемкости при возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии.

Изобретение может быть использовано при строительстве камер съездов подземных сооружений глубокого заложения.

Похожие патенты RU2057939C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ УЧАСТКА ПРИМЫКАНИЯ ПЕРЕГОННОГО ТОННЕЛЯ СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА К ПЕРЕГОННОМУ ТОННЕЛЮ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ 2011
  • Абрамсон Валерий Михайлович
  • Барский Ефим Семенович
  • Геперидзе Александр Отариевич
  • Лубоцкий Сергей Юрьевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Минц Артур Максович
  • Ромадина Лариса Васильевна
  • Шургая Тенгиз Надарович
RU2460848C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Барский Е.С.
  • Спирин А.И.
  • Арбузов М.Ю.
  • Андреев А.М.
  • Стрельцов В.Е.
RU2061148C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1
Способ сооружения пилонной станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2824544C1
Способ создания верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей пилонной станции метрополитена, сооружаемого без перерыва эксплуатации станции 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2745310C1
Способ сооружения станции метрополитена из сборных элементов закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2815900C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 057 939 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРИМЫКАНИЯ ПЕРЕГОННОГО ТОННЕЛЯ СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА К ПЕРЕГОННОМУ ТОННЕЛЮ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ

Использование: в метростроении и может быть использовано при сооружении камер съездов, а также возведении примыкания перегонного тоннеля строящейся линии метрополитена к перегонному тоннелю действующей линии. Сущность изобретения: в способе, включающем возведение конструкций примыкания, на головном участке перегонного тоннеля путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его возведения и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, перед возведением обделки, объемлющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве участка обделки, объемляющей обе линии. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 057 939 C1

1. СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПРИМЫКАНИЯ ПЕРЕГОННОГО ТОННЕЛЯ СТРОЯЩЕЙСЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНА К ПЕРЕГОННОМУ ТОННЕЛЮ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЛИНИИ, включающий возведение конструкций примыкания на головном его участке путем выполнения в тоннеле действующей линии вертикальной опорной стены с демонтажом участков его обделки и опиранием на опорную стену элементов обделки тоннеля строящейся линии по мере его воздействия и приближения к тоннелю действующей линии и последующее возведение остального участка примыкания путем выполнения обделки, объемлющей обе линии с демонтажом обделки тоннеля действующей линии на этом участке, отличающийся тем, что перед возведением обделки, объемляющей обе линии, на участке расположения этой обделки внутри тоннеля действующей линии со стороны, противоположной примыканию тоннеля строящейся линии, выполняют впритык к обделке тоннеля действующей линии ленточную железобетонную опору с обеспечением совместной ее работы с прилегающим к ней участком обделки тоннеля действующей линии, а при возведении обделки, объемлющей обе линии, ее опирают со стороны действующей линии на ленточную железобетонную опору, причем при демонтаже обделки тоннеля действующей линии участок ее, прилегающий к ленточной железобетонной опоре, сохраняют в качестве участка обделки, объемлющей обе линии. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что обделку, объемлющую обе линии, выполняют с металлическим башмаком, расположеннным в ней со стороны строящейся линии, а лоток либо плоским, либо в виде обратного свода с опиранием его со стороны строящейся линии на нижнюю поверхность металлического башмака, а со стороны действующей линии на нижнюю часть ленточной железобетонной опоры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2057939C1

Лиманов Ю.А
Метрополитены, Транспорт
- М., 1971, с.58, рис.37.

RU 2 057 939 C1

Авторы

Барский Е.С.

Зайдуллин Н.Г.

Котов В.В.

Кошелев Ю.А.

Нестеров В.С.

Алейник М.И.

Ромадина Л.В.

Сандуковский Э.В.

Сеславинский С.И.

Туренский С.Н.

Даты

1996-04-10Публикация

1994-05-19Подача