СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ Российский патент 1996 года по МПК E02D29/00 E21D13/00 

Описание патента на изобретение RU2061148C1

Изобретение относится к строительству и предназначено для строительства станционных тоннелей метрополитена, возводимых закрытым способом работ.

Известен способ возведения станции метрополитена, включающий предварительную проходку тоннелей с монтажом их обделки, проходку среднего тоннеля с последующим монтажом его обделки, сооружение проходов [1]
В этом способе три независимых параллельно расположенных тоннеля станции сооружают последовательно в три этапа: проходка одного бокового тоннеля, затем с отставанием на 30-50 м другого и среднего.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции [2]
В этом способе в качестве опорных элементов используют особой конструкции тюбинги, причем проходку боковых и среднего тоннелей осуществляют до уровня установленных опорных элементов.

Недостатками этого способа являются повышенная металлоемкость и трудоемкость вследствие необходимости установки в стесненных условиях штольни опорных элементов в виде тюбингов, что приводит к повышению опасности производства работ.

Задачей изобретения является снижение металлоемкости, трудоемкости изготовления опорных элементов и их монтажа и повышение безопасности производства работ.

Для этого в способе возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающем предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведением лотковой части станции, при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор с шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

На фиг.1 изображено сооружение штолен под боковые и средние опоры сводов и устройство в штольнях опор и опорных элементов; на фиг.2 сооружение среднего и боковых сводов; на фиг.3 монтаж обделок среднего и боковых сводов с опиранием их на опорные элементы; на фиг.4 разработка грунта до уровня подошвы опор.

Сооружение станции метрополитена ведут следующим образом: сначала сооружают шотльни 1 с одновременным их закреплением металлическими арками 2 и набрызгбетоном 3. В штольнях 1 бетонируют боковые 4 и средние 5 опоры. На крайних опорах 4 боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 6. На средних опорах 5 монтируют опорные элементы в виде металлических пластин 7 ломанного очертания со средним горизонтальным участком. После чего осуществляют проходку комбайнами без применения буровзрывных работ сначала среднего тоннеля 8 и монтируют его обделку 10 в направлении от опор 4 к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют проходку боковых тоннелей 9 и возведение их обделок 11 в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластин 6 опор 4 боковых тоннелей 9 и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин 7 опор 5 среднего тоннеля 8. Затем осуществляют разработку грунта 12 до уровня подошвы опор 4 и 5.

После выполнения указанных работ известным способом сооружают лотковую часть 13 и проходы между боковыми 9 и средним 8 тоннелями.

Применение способа возведения станции метрополитена глубокого заложения позволит
отказаться от буровзрывных работ на всех стадиях разработки грунта при сооружении тоннелей;
исключить разработку грунта и применение чугунных обделок ниже диаметра в лотковой части боковых и среднего тоннелей;
существенно уменьшить деформации поверхности.

Изобретение может быть реализовано на строительстве станций "Сретенский бульвар", "Марьина роща" Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, где проектируемые станции расположены в центре города под густо застроенной площадью с большим количеством охраняемых государством памятников истории и архитектуры.

Похожие патенты RU2061148C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Белов Б.В.
  • Вирин Л.Д.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Милов В.Г.
  • Муромцев Ю.З.
  • Никитин С.О.
  • Меркулов В.В.
  • Томадзе А.Л.
  • Хацкелевич Д.Л.
RU2082884C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Вирин Л.Д.
  • Земельман А.М.
  • Кривенко А.А.
  • Никитин С.О.
  • Хацкелевич Д.Л.
  • Левина Н.П.
RU2082883C1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1990
  • Барский Ефим Семенович
SU1763584A1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1997
  • Бахарев Б.А.
  • Гаев Д.В.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Левина Н.П.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Меркулов В.В.
  • Милов В.Г.
  • Рахманинов Ю.П.
  • Тараров Н.А.
  • Шмерлинг В.А.
RU2102602C1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Способ сооружения станции метрополитена из сборных элементов закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2815900C1
Способ сооружения пилонной станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2824544C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 061 148 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

Изобретение относится к метростроению и касается способа возведения станции метрополитена глубокого заложения. Способ включает предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы с последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции. Новым является то, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах - опорные элементы в виде металлических пластин ломанного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонным периферийными участками. После этого сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. После этого осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 061 148 C1

Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, монтаж на опорах опорных элементов и проходку и монтаж обделок сводов боковых и среднего тоннелей с опиранием их нижних торцов на опорные элементы и последующей разработкой грунта до уровня подошвы опор и возведение лотковой части станции, отличающийся тем, что при монтаже опорных элементов на крайних опорах боковых тоннелей монтируют опорные элементы в виде металлических прямолинейных пластин, а на всех остальных промежуточных опорах опорные элементы в виде металлических пластин ломаного очертания со средним горизонтальным участком и примыкающими к нему под углом наклонными периферийными участками, после чего сначала проходят средний тоннель и монтируют его обделку в направлении от опор к шелыге с опиранием нижних торцов свода на обращенные друг к другу периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля, после чего осуществляют проходку боковых тоннелей и возведение их обделок в направлении от опор к шелыгам с опиранием нижних торцов их сводов соответственно на прямолинейные пластины крайних опор боковых тоннелей и обращенные к ним периферийные наклонные участки пластин опор среднего тоннеля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2061148C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Храпов В.Г
и др
Тоннели и метрополитены
М.: Транспорт, 1989, с.310, рис.17
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1990
  • Барский Ефим Семенович
SU1763584A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 061 148 C1

Авторы

Барский Е.С.

Спирин А.И.

Арбузов М.Ю.

Андреев А.М.

Стрельцов В.Е.

Даты

1996-05-27Публикация

1993-02-08Подача