Изобретение относится к двигателестроению.
Известны гидрокомпенсаторы зазоров в газораспределительных механизмах двигателей (см. например, Гидравлика компенсирует зазор. За рулем, N 12, 1989, с.24).
Подобные устройства известны также под названием гидротолкателей (см. например, Двигатели внутреннего сгорания, Алексеев В.П. и др. 4-е изд. М. Машиностроение, 1990, с.85).
Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является гидрокомпенсатор по патенту Великобритании N 2112896, 1983. Он содержит плунжер, размещенный во втулке, и питающий канал для подвода масла к обратному клапану.
Заполненное маслом подплунжерное пространство в этих устройствах является гидроопорой, которая во время работы воспринимает значительные усилия и должна быть жесткой, иначе фазы газораспределения нарушаются, что отрицательно оказывается на параметрах двигателя.
При монтаже известного гидрокомпенсатора в его гидроопоре (особенно в пространстве между запорной поверхностью обратного клапана и нижней кромкой уплотняющей поверхности плунжера) скапливается воздух, который также засасывается сюда при пусках двигателя после длительной стоянки из осушенных каналов системы маслопитания. В результате известный гидрокомпенсатор работает ненадежно.
Надежность работы предлагаемого гидрокомпенсатора выше благодаря тому, что в нем объем питающего канала в пределах от запорной поверхности обратного клапана до низшего гидростатического уровня масла в этом канале при стоянке двигателя с полностью открытым двигательным клапаном, выполнен по меньшей мере равным объему масла, покидающего гидрокомпенсатор при перемещении плунжера полностью открытым двигательным клапаном.
На входе в питающий канал гидрокомпенсатора может быть установлен маслосборник с приемной частью, обращенной в масловоздушную полость двигателя.
На фиг.1 изображен гидрокомпенсатор, общий вид; на фиг.2 продольный разрез гидрокомпенсатора.
Гидрокомпенсатор содержит плунжер 1, размещенный в резьбовой втулке 2, и обратный клапан с шариком 3, поджатым к запорной поверхности 4 обратного клапана, выполненной на плунжере 1. Уплотняющая поверхность плунжера имеет нижнюю кромку 5, причем поверхность 4 по высоте гидрокомпенсатора расположена ниже кромки 5. Плунжер 1 через тарелку 6 с отверстиями 7 поджат пружиной 8 к рокеру 9, взаимодействующему с пружиной 10 двигательного клапана 11 и кулачком 12 распределительного вала 13, размещенными на головке 14 блока двигателя. Втулка 2 ввернута в головку 14 и законтрена уплотнительной шайбой 15.
В плунжере 1 размещен питающий канал 16 для подвода масла к обратному клапану. Объем канала 16 в пределах от запорной поверхности 4 до низшего гидростатического уровня масла в этом канале (до пунктирной линии 17), при стоянке двигателя и опущенном полностью открытым клапаном 11 плунжере 1, выполнен по меньшей мере равным объему масла, которое вытекает из гидрокомпенсатора при этом опускании плунжера.
На входе в питающий канал 16 установлен маслосборник, выполненный, например, на рокере 9 в виде конусообразного отверстия 18, обращенного широкой частью в пространство 19 под крышкой головки блока двигателя и сообщающегося с каналом 16.
Гидрокомпенсатор работает следующим образом.
Если в подплунжерном пространстве гидрокомпенсатора содержится воздух, то пузырьки его всплывают вверх, скапливаясь около кромки 5, и при периодическом давлении рокера 9 на плунжер 1 во время работы двигателя удаляются через зазор плунжер-втулка в первую очередь. При этом в гидроопору через обратный клапан вместо воздуха всасывается масло из питающего канала 16.
Усилие двигательной пружины 10, приведенное к точке опоры рокера 9 на плунжер 1, обычно превышает усилие пружины 8. Поэтому при остановке двигателя в положении, когда его клапан 11 открыт, рокер 9, вращаясь вокруг точки опоры на кулачок 12, опускает плунжер 1 вниз, выдавливая масло из гидрокомпенсатора через зазор плунжер-втулка. К тому же масло из гидрокомпенсатора вытекает под действием гидростатического давления и, в итоге его уровень в питающем канале 16 опускается до линии 17. Поскольку при этом в соответствии с изобретением остаток масла в питающем канале оказывается не меньшим того количества, которое было вытеснено плунжером 1 во время стоянки двигателя, во время пуска двигателя и освобождения кулачком 12 рокера 9 в подплунжерное пространство поступает масло без воздуха.
Во время работы двигателя масло из масляного тумана осаждается в отверстии 18 и поступает в питающий канал 16, что позволяет упростить подвод масла к гидрокомпенсатору.
Таким образом, в предлагаемом устройстве воздух удаляется более активно и уменьшается возможность его попадания в гидроопору при пусках двигателя, что означает более надежную работу предлагаемого гидрокомпенсатора по сравнению с известным.
Объем питающего канала должен выбираться также с учетом наклонов, естественного износа деталей системы газораспределения двигателя и адгезивных свойств моторных масел.
Сущность изобретения: гидрокомпенсатор содержит резьбовую втулку 2 с плунжером 1, ввернутую в головку двигателя, обратный клапан 3 и канал 16 для подвода масла. Объем питающего канала в пределах от запорной поверхности обратного клапана до низшего гидростатического уровня масла в канале при стоянке двигателя с полностью открытым двигательным клапаном выполнен по меньшей мере равным объему масла, покидающего гидрокомпенсатор при перемещении плунжера полностью открытым двигательным клапаном. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
ДВУХРЯДНЫЙ РАДИАЛЬНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАШИН | 1993 |
|
RU2112896C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1992-09-14—Подача